Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность категорий единичное, особенное и общее




Единичное, особенное, общее.

Рассмотрение данной темы следует начать с определения понятия отдельного, без которого трудно разобраться в соотношении единого и общего. Отдельно - относительно обособленное образование - тело, вещь, явление, процесс, событие. Единичное - это индивидуальные, неповторимые черты, свойства, присущие отдельному. Общее - сущест- венно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принад- лежащие всем отдельным явлениям определенной группы. Из сказанного становится ясной ошибочность иногда встречающегося в учебной лите- ратуре отождествления единичного и отдельного, рассмотрение еди- ничного как предмета. вещи, если она одна. Отдельное и единичное не одно и то же. Отдельное - это вещь в целом, и именно ему при- надлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое. Так, скажем, каждое дерево береза есть отдельное. Ей свойс- твенны единичные черты и признаки, присущие только ей и отличающие ее от всех других берез.Вместе с тем каждая отдельная береза имеет и такие черты, которые есть и у всех других берез, т.е. она обла- дает и общими чертами. Поскольку единичное и общее представляют в единстве различные стороны, свойства отдельного,то эти категории есть противоположности диалектически взаимосвязанные между собой. Всякое единичное так или иначе есть и общее. Оно множеством пере- ходов связано с другого рода единичным. Например, Иван - человек. Иван уникален, неповторим, хотя бы по отпечаткам своих пальцев. Но он носитель тех черт, которые присущи всем людям, в частности, конкретному Петру. С другой стороны, всякое общее есть частичка, сторона единичного. Понятие береза отражает и то, что присуща каж- дой березе (цвет коры, узоры листьев, генетический год и т.д.). Общее так же объективно, как и единичное. Категория общее может охватывать более или менее широкий класс предметов, явлений, поэтому имеет различную степень общнос- ти. Например, Иван есть русский, славянин, человек, млекопитаю- щее,животное, живое существо, материальное образование. Предельно широкое общее называется всеобщим. Из сказанного можно установить, что единичное всегда выступает в одном качестве - как единичное. А общее может выступать в двух качествах. А имен- но оно выступает в своем качестве, как общее, по отношению к мень- шей общности и в то же время проявляет себя как единичное по отно- шению к более широкой общности. Для обозначения этой диалектики перехода единичного в общее и общего в единичное вводится катего- рия особенной. Таким образом особенное отражает взаимосвязь между единичным и общим и их взаимный переход друг в друга. Так, понятие русский является общим по отношению к понятию Иван, но в то же время понятие русский есть единичное по отношению к понятию славя- нин. Здесь понятие русский, есть особенное. Следует подчеркнуть, что особенное указывает на сходство, когда выступает в качестве общего и на различие, когда оно прояв- ляет себя как единичное. Поэтому всякое единичное - есть и особен- ное, но всеобщее не может быть особенным. В этой теме необходимо критически проанализировать понимание общего метафизиками и идеалистами. Абсолютизация единичного, обще- го и отрыв их от вещей и материи служат одним из главных гносеоло- гических источников идеализма. Этого вопроса мы касались при расс- мотрении реализма и номинализма. Рассматриваемые выше категории помогают понять процессы и яв- ления реальной действительности и познания, в частности, проблемы, связанные с соотношением общих и специфических законов, общих за- конов и особенностей их действия в различных условиях. Примером этого является вопрос о соотношении общих для всех стран законов рыночной экономики и их конкретного проявления и особенности при- менения в разных странах. Общие законы имеют главное, решающее значение для становления нового общественного строя, но действуют они в разных странах с определенными особенностями, в специфичес- ких формах, так как общественно-исторические условия в разных странах различны. Без использования общих законов рыночная эконо- мика не сложится. Но при этом необходимо вскрывать и учитывать особенности каждой страны, без чего неизбежны серьезные ошибки как догматического, так и волюнтаристского характера. Из сказанного выше следует, что рассматриваемые категории иг- рают большую методологическую роль в процессе познания. А именно, действительное познание заключается в том, что мы в мыслях подни- маемся от единичного к особенному, а от него к общему. Это так на- зываемый индуктивный путь. Но познав общее, мы его экстраполируем снова на единичное, т.е. переходим

64. Категории причина и следствие, их методологическое значение. Одним из важных типов всеобщей связи является причинно-следственная связь. В ней причина то, что вызывает следствие, следствие результат действия причины. Причина часто определяется так, что оказывается внешним явлением, которое вызывает другое явление. В некоторых простых случаях это имеет место, и в обыденной жизни такое понимание причины может удовлетворять. Однако в решении сложных проблем современной науки, оно неприемлемо, т.к. не учитывает реакции того явления, на которое воздействует другое явление, называемое причиной. Но от этой реакции сильно зависит следствие. К тому же следствие всегда оказывается причиной другого явления => сложные причинно-следственные цепи.

Следовательно, причиной явлений правильно считать не какой-либо отдельный фактор, а, в конечном счете, взаимодействие сил, тел, процессов или внутренних элементов, сторон систем. Взаимодействие оказывается главным источником возникновения, изменения, т.е. рождение следствия, а следствие есть результат указанного взаимодействия.

Трудность в понимании причинности связана с тем, что традиционно-механическую причинность, действующую в механике, продолжают отождествлять с причинностью вообще. (механическая причинность не универсальна; в других условиях могут существовать др. виды причинности).

Причинно-следственная связь характеризуется некоторыми чертами.

- Она объективна существует в самой действительности независимо от сознания.

- Она всеобща любое событие, или явление, всегда имеет свою причину.

- Она носит необходимый характер, определенная причина всегда при наличии соответствующих условий вызывает одно и то же следствие.

Причина отличается от условий, т.е. совокупности внешних причин. Она активный, действующий фактор, вызывающий событие. Условия сами следствия вызвать не могут, хотя нужны для наступления события, способствуют ему. Среди внешних причин может существовать такая причина, которая непосредственно влияет на главную причину и ускоряет процесс появления следствия. Эту внешнюю причину называют поводом (ссора людей в трамвае). Наиболее сложный характер имеет причинная детерминация в обществе, где связь явлений и процессов усиливается деятельностью людей, их интересами, мотивами, целями, идеалами, волей, эмоциями. Но связи между причинами и следствиями могут носить не только необходимый, жестко обусловленный, но случайный характер.

- Материалисты отстаивают принцип детерминизма (от лат determino – определяю, филос. учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира). Детерминизм – (т.к. все в мре взамосвязано, можно предсказать к-то явления). Выделяют статистическую детерминированность, лапласовский детерменизм.

- Субъективные идеалисты стоят на противоположной точке зрения, на позициях индетерминизма (Индетерминизм – отрицается как объективность прич связей, так и ценность причинных объяснений в науке), отрицающего всеобщность и объективность причинности (Юм, Кант, Мах).

- Объективные идеалисты (Гегель) как будто бы не отрицают причинность, но причины у них идеальные, сверхъестественные, божественные явления.

Сущ несколько типов классиф пр-сл отношений, построенных по разным основаниям.

1. Клас-я по внутреннему содержанию процессов причинения (перенос материи, энергии и информации, выделяют матер и идеальные, информац и энергетические причины).

2. по способам проявления причинной связи (динамические и статистические).

3. Выделяются также причины общие, специфические и главные; объект и субъективные, непосредственные и опосредованные; всеобщие, особенные и единичные.

65. Схоластика явилась продолжением патристики, но таким продолжением, которое возникло еще в период патристики, на основе соответствующих учений и постепенно, с IV в. стало доминировать в культуре средних веков. Сам переход обычно связывается с именем Северина Боэция (480 — 524).

В течение нескольких столетий в схоластике происходил процесс смены философских авторитетов: с Платона на Аристотеля. Вместе с тем для представителей схоластики была характерна вера — в авторитет Священного Писания и авторитет «отцов церкви».

Само понятие «схоластика» имело в средние века положительное значение. В переводе с латинского и греческого это слово {schole, scholas-ticos) означало «школа», «школьный», «ученый», «ученость» и обнимало своим содержанием преподавание и исследования, которые велись во всех школах, в том числе в высших — университетах. Соответствующий смысл вкладывался и в понятие «схоластическая философия», содержание которой было преимущественно ориентировано на рационалистическое обоснование положений христианского вероучения. Лишь к концу средневековой культуры данный термин («схоластика») стал обретать в устах критиков теологии значение бесплодного, оторванного от действительности умствования, начетничество, буквоедство; в этом своем значении данное слово употребляется и в наше дни.

НОМИНАЛИЗМ И РЕАЛИЗМ (от лат. nomen - имя, realis - действительный) - противоборствующие направления средневековой схоластической философии. Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей. Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме. Для крайних номиналистов общие понятия суть звук, для умеренных общие понятия возникают в человеческом уме в процессе абстрагирования. Крайние реалисты (Эриугена) утверждали, что универсалии (общие идеи, понятия) существуют идеально, до вещей. Умеренные реалисты (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Дискуссия номиналистов и реалистов оттачивала логику, основное достижение средневековой схоластики, способствовала развитию научной строгости, заложила основы теории множеств и математической логики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.