Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы построения анкеты (на конкретном примере)




Структура анкеты:
1.Преамбула (вводная часть)
Кто и для чего проводит опрос. Установка на партнерство, ориентирование. Как будут использоваться результаты опроса. Дается инструкция по заполнению анкеты. Цель - мотивирование респондента вдумчиво и искренно ответить на вопросы. Не нужно название, заголовки, фамилии авторов анкет. Необходимо подчеркнуть анонимность проводимого исследования.
2. Основная часть
Нельзя начинать с трудных вопросов. В начале ставятся вопросы легкие и интригующие. (Вопросы - фильтры и событийного содержания) Трудные вопросы лучше задавать около центра во 2 части. Завершение - легкие вопросы.

3. Паспортичка (соц демогр характеристики)
Не должна быть большой (3-7 позиций)
Благодарность респонденту:
- завершение вводной части. (Коллеги, покупатели, товарищи) Заранее вам благодарны.
- в конце.
Пилотаж
- проба анкеты.

Основные правила построения основной части анкеты:

· Вопросы более общего плана нужно задавать в заключении, а более частные в начале.

· Необходимо учитывать культуру респондента.

· Необходимо обьединять вопросы в смысловые блоки. (не более 5-7 вопросов)

Обычно анкета содержит три части: преамбулу (введение), основную часть и «паспортичку».

Во введении рекомендуется указать, кто и для чего проводит опрос, как будут использованы результаты опроса, инструкция по заполнению анкеты и способе ее возврата.

Главная цель введения – мотивировать респондента вдумчиво и искренне ответить на вопросы анкеты.

В основной части в начале текста ни в коем случае не должно быть трудных или беспокоящих респондента вопросов.

Лучше всего начать с вопросов, которые могут заинтересовать респондента. Наиболее удобны для этой цели вопросы описательные, желательно сугубо событийного содержания.

"Паспортичка " должна находиться в самом конце анкеты. Она должна быть лаконичной, не требовать при ее заполнении особого напряжения и свидетельствовать о завершении опроса.

Правила построения социологической анкеты

Анкета – форма предъявления индикаторов отвечающим, обеспечивающая максимально возможную достоверность ответов, измерения. Задача – наладить контакт с отвечающим.

Лицевое обращение анкеты: 1) наладить контакт с респондентом (снять психологические барьеры); 2) обеспечить стимулирование респондента.

В обращении должна быть обозначена цель опроса (просто, ясно, а не академическим языком). Но надо не раскрыть научной цели исследования. В противном случае респондент начнет приспосабливаться к цели, и получим искаженную информацию. Сформулировать цель в 2-3 предложениях.

Вторая часть обращения должна стимулировать ответ. Об ращение к личным проблемам или предпочтениям человека.

В инструкции необходимо указать, как заполнять анкету. Привести пример.

Текст опроса и ответа должен быть разведен, выделен разными шрифтами. Привести пояснения к таблицам.

Конструирование содержания анкеты. Контактный вопрос. Налаживание контакта – продолжение установление контакта в лицевом обращении. Первый вопрос анкеты должен быть максимально простым, а также стимулировать человека к заполнению (обращение к личным проблемам человека). Должен переключать человека на анкету («Разогрев отвечающего»). Должен затрагивать все массу людей, которых необходимо опросить. Подходы к конструированию анкеты:

1. Логический. Последовательность вопросов развивает логику исследования (один вопрос вытекает из другого). Принцип построения – принцип «воронки» (от более общих к более частным вопросам, от простых – к более сложным). К моменту ответа на ключевой вопрос сознание респондента должно быть полностью переключено.

Трудности: формирование логической заданности восприятия вопроса: логика давит на респондента и подводит к определенному ответу; если сначала идут общие вопросы, а потом частные, то содержание ответов на частные вопросы предопределяется общими. Эффект «излучения»: верхний вопрос «излучает» содержание нижнего вопроса.

2. Стихийный. Вопросы, следующие друг за другом, не связаны логически, они имеют только ассоциативную связь. Поверхностная связь – чтобы человек не чувствовал разрыва между тематикой вопросов. Буферные вопросы – переключающие с одной темы на другую, но не имеющие содержания. Иногда из-за буферных вопросов – большой, сложный объем анкеты (недостаток стихийного подхода).

В конце анкеты – «паспортичка». Не должна быть личностной (особенно вопросы о материальном положении). Иногда вначале – в качестве «разогрева».

У Вас есть кухонный комбайн?

Укажите 3 наиболее важные для Вас харак-

теристики при покупке геля для душа:

марка; производитель;

состав; объем;

«DURU» - самое дешевое туалетное мыло:

решительно не согласен;

не согласен;

н

не могу сказать;

согласен

полностью согласен




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.