Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 14. Основные права гражданского служащего




Государственный служащий в системе государственной службы.

Понятия и виды государственных служащих.
В юридической литературе неоднократно делались попытки определить понятие «государственный служащий». В результате большинство авторов пришли к выводу, что этот термин следует трактовать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле государственный служащий — это профессиональный работник любой государственной организации: органа, учреждения, предприятия, а в узком — это профессиональный работник органов государственной власти. На законодательном уровне определение понятия «государственный служащий» закреплено в ст. 10 Федерального 1
закона "О системе государственной службы Российской Федерации" (от 27.05.2003 N 58-ФЗ) через определение самой государственной службы. То есть
государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную

служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет 2
средств федерального бюджета.

Основными признаками государственного служащего являются:
Ÿ должность в государственных органах и их аппарате;
Ÿ профессиональная деятельность по практическому выполнению задач и функций государства;
Ÿ получение за это заработной платы за счет государственных средств.
К государственным служащим не относятся лица, проходящие стажировку в государственных органах, поскольку они не занимают должностей в этих органах а только претендуют на них.
Круг государственных служащих довольно разнообразен и разнопланов. Всех государственных служащих можно классифицировать на различные виды в зависимости от:
Ÿ распределения государственной власти — государственные служащие органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
Ÿ характера государственной службы — гражданские и специализированные государственные служащие;
Ÿ объема должностных обязанностей — должностные лица и
лица, не являющиеся должностными.
Руководитель — это государственный служащий, который занимает государственную должность, связанную с непосредственным осуществлением задач и функций государственных органов. К этой категории государственных
служащих можно отнести: руководителей государственных органов и их
заместителей; руководителей структурных подразделений государственных органов и их заместителей; лиц, наделенных полномочиями принимать решения и давать указания подчиненным им служащим. 1

Следует иметь в виду, что каждый руководитель несет персональную ответственность за:
Ÿ выполнение задач и функций государственного органа, подразделения и организацию деятельности подчиненных государственных служащих;

Ÿ соблюдение государственной и служебной дисциплины;
Ÿ соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности государственного органа;
Ÿ качество и эффективность государственной деятельности во вверенной ему сфере.
Специалист — это государственный служащий, который имеет необходимое профессиональное образование и оказывает содействие выполнению задач и функций государственного органа в пределах занимаемой государственной должности. К этой категории относятся государственные служащие, наделенные полномочиями осуществлять государственные властные функции, но не имеющие права осуществлять служебные юридически-властные действия как средства управления людьми. Их полномочия связаны с подготовкой проектов решений, юридических актов, обработкой вопросов, требующих специальных знаний. Специалисты, кроме знаний теории государственного управления, владеют знаниями в сферах определенной профессиональной деятельности: экономики, финансов, медицины, торговли, экологии и т. д.
Исполнители — это служащие, служебная деятельность которых не связана с действиями, влекущими юридические последствия или влияющими на содержание решений государственного органа. Их правомочность определяется задачами обеспечения служебной деятельности руководителей и 1
специалистов путем создания материальных, информационных, совещательных и других условий, необходимых для выполнения последними служебных функций. К ним можно отнести: секретаря-референта, инженера, деловода, бухгалтера, экономиста и др.
В юридической науке особое внимание уделяется выяснению сущности термина «должностное лицо». Должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппаратов, другие государственные служащие, на которых законами или иными нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций. Такое определение представляется довольно неконкретным и нечетким. В административной науке должностным лицом в системе государственной службы считается служащий, который наделен государственно-властными полномочиями, имеет в подчинении других государственных служащих или распоряжается в административном порядке материальными и денежными ресурсами. 1
2. Права и обязанности государственного служащего.
Права и обязанности государственных служащих - это особый вид установленных и гарантированных государством мер должного и возможного
их поведения в области государственно-служебных отношений. При этом
следует различать, во-первых, должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности, и, во-вторых, общие права
и обязанности, установленные для всех государственных служащих независимо от замещаемых ими государственных должностей. 2

Постановлением Правительства от 28 января 1993 г. утверждено Положение об Аппарате Правительства, которым определены должностные права и обязанности Руководителя Аппарата. Права и обязанности работников Аппарата Правительства определяются законодательными актами, названным Положением и должностными инструкциями.
В положениях о федеральных государственных органах и их структурных
подразделениях, должностных инструкциях, уставах и других нормативных актах определяются задачи, функции, обязанности, права, основные формы и методы деятельности, а также ответственность служащего применительно к каждой должности.
Чем выше должность, тем более широк круг должностных обязанностей и прав. При этом объем и содержание должностных прав находятся в строгом соответствии с содержанием должностных обязанностей.
Общие права и обязанности государственных служащих впервые установлены Федеральным законом «0б основах государственной службы Российской Федерации».
Они предусмотрены только для государственных служащих, замещающих должности категорий «Б» и «В», и не распространяются на лиц, замещающих должности категории «А». Характерной особенностью этих прав и обязанностей является то, что они выражают не полномочия по замещаемой должности, а общие правила поведения и действий служащих, условия и меры организационного характера, которыми обеспечивается исполнение ими полномочий по замещаемым должностям. Такие права и обязанности весьма разнообразны.
Каждый государственный служащий, независимо от конкретных 1
полномочий по замещаемой должности, имеет право на:
Ÿ ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
Ÿ получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения своих обязанностей;
Ÿ посещение в установленном порядке для исполнения своих обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
Ÿ принятие решений и участие в их подготовке в соответствии со своими обязанностями;
Ÿ участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности;
Ÿ продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации, ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
Ÿ переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
Ÿ пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
Ÿ проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
Ÿ объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов; Ÿ внесение предложений по совершенствованию государственной 1
службы в любые инстанции.
Каждый служащий независимо от полномочий по замещаемой государственной должности государственной службы обязан:
Ÿ обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции, реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
Ÿ добросовестно исполнять должностные обязанности;
Ÿ обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
Ÿ исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
Ÿ в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации;
Ÿ соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, правила работы со служебной информацией;
Ÿ поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением своих обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Таким образом, названные права и обязанности представляют собой как бы
служебный кодекс, характеризующий стиль и методы осуществления 1
государственными служащими своих должностных полномочий независимо от
замещаемых должностей. 1
3. Ответственность государственных служащих.
Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполне­ние либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе — обязательное для служащих соблюдение служебного рас­порядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, ины­ми нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.
Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий вла­стью представителей администрации (руководителей, началь­ников). Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются:
Ÿ замечание;
Ÿ выговор;
Ÿ предупреждение о неполном должностном соответствии;
Ÿ освобождение от замещаемой должности гражданской служ­бы;
Ÿ увольнение с гражданской службы по основаниям, уста­новленным п. 2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подпункт «а»— «г» п. 3 2
(прогул — отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня;

Ÿ появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
Ÿ разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
Ÿ совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
Ÿ однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Российское законодательство предусматривает административную ответственность государственных служащих в случаях, когда они 1
являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об
административных правонарушениях.
Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответствен­ности является совершение ими административных правонаруше­ний в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление долж­ностными полномочиями, превышение должностных полномо­чий, отказ в предоставлении информации Федеральному Со­бранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательс­кой деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность.
Для государственных служащих установлена материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который при­чинил материальный ущерборганам государственной власти (в том числе органам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда.

 

41) Государственный служащий - это гражданин Российской Федерации, состоящий на государственной должности, исполняющий права и обязанности, установленные законодательством о государственной службе, и получающий денежное вознаграждение за счет федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ.

Государственным служащим предоставлен значительный объем служебных (должностных) прав. Наиболее существенными из них являются следующие:

• принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

• ознакомление со всеми документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности;

• получение информации и материалов, необходимых для ис­полнения служебных обязанностей;

• посещение для исполнения должностных обязанностей раз­личных объектов независимо от формы собственности;

• ознакомление со всеми материалами своего личного дела;

• проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.

Основные обязанности государственных служащих связаны с:

• соблюдением законности;

• обеспечением прав и законных интересов граждан;

• исполнением приказов, распоряжений и указаний руководи­телей (за исключением незаконных);

• соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций;

• своевременным рассмотрением обращений граждан и орга­низаций и принятием по ним решений;

• хранением государственной и служебной тайны.

При несении государственной службы служащий обязан еже­годно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности и являющихся объектами налогообло­жения.

Законодательством установлен ряд ограничений, связанных с государственной службой. Служащий не вправе:

• заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме пе­дагогической, научной и иной творческой);

• быть депутатом любого представительного органа;

• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

• состоять членом органа управления коммерческой организа­ции;

• быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе, в котором он состоит на службе либо который непо­средственно подчинен или подконтролен ему;

• использовать в неслужебных целях государственное имуще­ство и служебную информацию;

• получать гонорары за публикации или выступления в каче­стве государственного служащего;

• получать от физических и юридических лиц подарки, денеж­ное вознаграждение, оплату отдыха и развлечений и т.п., если это связано с исполнением должностных обязанностей;

• принимать участие в забастовках;

• использовать свое служебное положение в интересах полити­ческих партий, общественных организаций.

 

Установлена система мер поощрения государственных служа­щих за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу. В числе таких мер: объявление благодарности, выдача премии, награжде­ние ценным подарком, присвоение почетных званий, государст­венные награды.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенные на него обязанностей, за действия или бездействие, ведущие к на­рушению прав и законных интересов граждан государственный служащий несет юридическую ответственность (дисциплинарную материальную).

Совершение им дисциплинарного (должностного) проступка влечет за собой дисциплинарную ответственность. Она выражает­ся в том, что орган или руководитель, имеющие право назначать государственного служащего на должность, применяют по отно­шению к провинившемуся свою дисциплинарную власть, т.е. выносят решение о наложении на него дисциплинарного взыскания. Это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Уголовная ответственность государственных служащих наступает за деяния, предусмотренные УК РФ (например, злоупотребление должностными полномочиями) в качестве должностных преступлений.

Административная ответственность служащих наступает в слу­чаях, предусмотренных законодательством (например, КоАП).

Государственные служащие несут ответственность не только за нарушения служебной дисциплины, но и за действия (бездейст­вие), ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

 

1. Гражданский служащий имеет право на:

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

2. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.