Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и признаки органа исполнительной власти




Виды государственных служащих. Общие условия прохождения государственной службы.

Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной) и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (ФЗ «О системе государственной службы РФ»).

Государственный гражданский служащий субъекта РФ – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета субъекта РФ.

Иностранные граждане могут поступать на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов, старшин (на них распространяются положения ФЗ, определяющие правовые основы государственной службы).

Нанимателем федерального государственного служащего является РФ (нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ – субъект РФ).

Классификация государственных служащих:

1) в соответствии с конституционным принципом разделения властей:

а) государственные служащие органов законодательной власти (руководители аппарата и секретариата, их помощники, советники, начальники управлений, отделов);

б) государственные служащие органов исполнительной власти (90% государственных служащих);

в) государственные служащие органов судебной власти (аппараты судов и специальные органы (Судебный департамент при ВС РФ, Федеральная служба судебных приставов));

2) по масштабу деятельности органов государственной власти:

а) федеральные государственные служащие;

б) государственные гражданские служащие субъектов РФ;

3) по функциональному предназначению и особенностям службы по ее видам:

а) государственные гражданские служащие;

б) военнослужащие;

в) сотрудники правоохранительной службы.

4) по объему должностных полномочий и ответственности:

а) должностные лица;

б) служащие, не являющиеся должностными лицами;

5) по званиям (характеризуют их правовое положение) (гражданским служащим присваиваются классные чины гражданской службы и дипломатические ранги, военнослужащим – воинские звания, сотрудникам правоохранительной службы – классные чины и специальные звания) – отличают государственных служащих и характеризуют их должностное положение;

6) по сроку службы:

а) назначаемые на должности государственной службы на неопределенный срок;

б) назначаемые на должности государственной службы на определенный срок (также на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования, на определенный срок после его окончания);

Поступление на гражданскую и правоохранительную службу и ее прохождение гражданами РФ осуществляются в добровольном порядке (по контракту). Прохождение военной службы осуществляется (гражданами РФ – по призыву и в добровольном порядке (по контракту), иностранными гражданами – по контракту).

Общие условия поступления граждан на государственную службу по контракту определены ФЗ «О системе государственной службы РФ». По контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком РФ и достигшие возраста, установленного ФЗ о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Служебный контракт – соглашение между конкретным представителем (РФ, субъекта РФ) нанимателя и конкретным гражданином (иностранным гражданином) поступающим на государственную службу (определяет права, обязанности и ответственность сторон).

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину возможность замещения определенной должности соответствующего вида государственной службы в соответствии с законодательством, своевременно выплачивать денежное содержание, предоставлять определенные государственные гарантии. Гражданин, поступающий на государственную службу, при заключении контракта обязуется лично исполнять должностные обязанности в установленном порядке.

Условия контрактов, порядок их заключения, основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с ФЗ о виде государственной службы.

Контракт может заключаться на: неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования; на определенный срок после его окончания

Способы замещения должностей государственной службы:

1) На конкурсной основе.

Конкурс – атрибут эффективной государственной службы (позволяет отобрать из числа претендентов наиболее достойных) (заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия квалификационным требованиям). Претендовать на участие в конкурсе может гражданин (18 – 65 лет), изъявивший такое желание (должен предоставить документы согласно перечню).

Конкурс проводится в 2 этапа (на 1-ом извещается о проведении конкурса и его условиях, осуществляется сбор документов; на 2-ом конкурсная комиссия оценивает кандидатов). Решение принимается в отсутствие кандидатов (является основанием для назначения на должность или отказа).

2) Без проведения конкурса (путем назначения на должность по решению соответствующего должностного лица или государственного органа в пределах установленной для них номенклатуры должностей государственной службы). Конкурс не проводится:

а) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники»

б) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение и освобождение от которых осуществляют Президент РФ и Правительство;

в) при заключении срочного служебного контракта;

г) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья, при реорганизации или ликвидации государственного органа или сокращении должности гражданской службы;

д) при назначении на должность государственного служащего гражданина, состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Конкурс может не проводиться:

а) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

б) по решению представителя нанимателя при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Прохождение гражданской службы включает:

1) назначение на должность;

2) присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания;

3) аттестацию или квалификационный экзамен;

4) другие обстоятельства.

При поступлении на государственную службу гражданин представляет требуемые документы о себе (подлежат проверке в установленном порядке).

Замещение должности государственной службы подлежит юридическому оформлению (оформление и заключение служебного контракта; издание акта о назначении гражданина на указанную должность – юридический факт, порождающий государственно-служебные отношения между сторонами, подписавшими контракт). Соглашением сторон может быть обусловлено испытание государственного служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности.

Общие условия присвоения, сохранения чинов, рангов, званий:

1) последовательное присвоение;

2) присвоение чина в соответствии замещаемой должностью;

3) досрочное присвоение в качестве меры поощрения;

4) сохранение присвоенного при освобождении от замещаемой должности или увольнении с государственной службы.

Лишение чина, ранга, звания возможно только по решению суда. Их соотношение устанавливается указами Президента РФ.

Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему:

1) не имеющему классного чина, первого классного чина по замещаемой должности;

2) очередного классного чина по замещаемой должности;

3) классного чина после назначения на более высокую должность.

Квалификационный экзамен проводится конкурсной или аттестационной комиссией по решению представителя нанимателя (на его основании представитель нанимателя принимает решение о присвоении в установленном порядке классного чина служащему или направляет представление о присвоении ему классного чина в порядке, установленном законодательством РФ).

Аттестация государственных гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительных служб проводится в соответствии с положениями, установленными указом президента РФ, министра обороны РФ, другими НПА.

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности (проводится 1 раз в 3 года, может проводиться внеочередная аттестация).

Аттестационная комиссия рассматривает документы, заслушивает сообщения аттестуемого, оценивает профессиональную деятельность гражданского служащего на основании его соответствия квалификационным требованиям, его участия в решении поставленных задач, сложности выполняемой работы, ее эффективности и результативности.

В течение 1 месяца после аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя, в соответствии с которым гражданский служащий (подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности в порядке должностного роста; направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; понижается в должности).

Прекращение служебного контракта, освобождение от занимаемой должности, увольнение со службы.

Общие основания расторжения служебного контракта (соглашение сторон; истечение срока его действия; расторжение по инициативе одной из сторон).

Вне зависимости от воли сторон служебный контракт приостанавливается с освобождением служащего от замещаемой должности гражданской службы с включением его в кадровый резерв (в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную гражданскую службу, избранием или назначением на выборную должность).

Служебный контракт может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя в случаях:

1) несоответствия служащего занимаемой должности гражданской службы;

2) по состоянию здоровья;

3) недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

4) неоднократного неисполнения служащим без уважительных причин должностных обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания;

5) однократного грубого нарушения должностных обязанностей;

6) разглашения сведений, составляющих государственную тайну;

7) совершения хищения;

8) выхода из гражданства РФ.

Орган исполнительной власти — это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества. В пределах ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ч.2 ст.77 КРФ).

Республики в конституциях самостоятельно устанавливают систему республиканских органов власти, в уставах прочих субъектов РФ закрепляются соответствующие звенья системы исполнительных органов.

ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» допускает возможность использование в одном значении терминов «исполнительные органы государственной власти субъекта РФ» и «органы исполнительной власти субъекта РФ»Признаки органа исполнительной власти:

орган государственной власти;

 предмет деятельности – государственное управление;

 активный характер деятельности;

 подзаконный, подконтрольный и подотчетный характер деятельности;

 учреждается Конституцией РФ, конституцией (уставом) субъекта Федерации или в прядке, установленным действующим законодательством;

 наличие внутренней структуры – государственных должностей и структурных подразделений (аппарата);

 государственно-властные полномочия;

 финансирование за счет государственного бюджета.

 

46. Государственная служба: понятие, система и виды. Принципы построения и функционирования системы государственной службы.

Государственная служба — это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Система: 1. Федеральная государственная служба Реализуется путем обеспечения исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов государственной власти и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

2. Государственная служба в субъектах Федерации Осуществляется государственными служащими в деятельности по обеспечению исполнения полномочий субъектов Федерации, а также полномочий государственных органов субъектов Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации.

Виды: 1. Гражданская

- Федеральная государственная служба Профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

- Государственная служба субъекта Федерации Профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Федерации.

2. Военная Один из видов федеральной государственной службы, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. Правовое регулирование указанного вида службы регулируется актами, определяющими порядок прохождения военной службы, например Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237.

3. Правоохранительная Представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. В системе административного законодательства Российской Федерации действуют нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы о государственной службе в различных правоохранительных органах. Это федеральные законы от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке», Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Принципы государственной службы — это основополагающие идеи, которые положены в основу ее построения и функционирования.

Принцип федерализма - государственная служба осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. Правовое регулирование государственной службы находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а организация государственной службы — в ведении субъектов Федерации. Принцип законности - Законодательство субъектов Федерации по вопросам государственной службы, принимаемое с учетом своих национальных особенностей, должно в полной объеме соответствовать федеральному законодательству о государственной службе.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - Обязательность признания, соблюдения и защиты обязывает государственных служащих признавать эти права, соблюдать их и защищать в случае необходимости, привлекать виновных в нарушении этих прав и свобод к соответствующим мерам ответственности. Равный доступ граждан к государственной службе Не допускаются ограничения при приеме на государственную службу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.д. Исключение в этом вопросе составляют иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации.

Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы - Предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы. Данный принцип означает, что для всех государственных служащих установлен единый порядок прохождения и прекращения государственной службы, формирование кадрового состава государственной службы, условия присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий.

Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной служб - Взаимосвязь обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования. В частности, в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» при определении стажа государственной службы учитывается продолжительность государственной службы других видов, в том числе продолжительность муниципальной службы. Принцип открытости государственной службы - Состоит в объективном информировании общества о деятельности государственных служащих. Открытость деятельности выражается в опубликовании законодательства о государственной службе, информировании населения о принятых ими важных и значимых для общества решениях, подконтрольности их деятельности обществу и отдельным коллективным образованиям, учете мнения о способах улучшения этой деятельности.

Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность Лица, допустившие подобные действия, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя, воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих Используется при отборе кандидатов на вакантную должность в качестве государственного служащего. Предпочтение отдается тем, кто имеет лучшую подготовку, больший стаж, организаторские способности и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.