Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип сравнительного преимущества




 

- Англия Португалия
n сукно m вина 100 рабочих/год 120 рабочих/год 90 рабочих/год 80 рабочих/год


Отсюда видно, что Англии выгодно покупать у Португалии вино за счет продажи ей сукна. Согласно модели Д. Рикардо, Португалия обладает абсолютным преимуществом перед Англией в производстве обоих товаров, однако Португалия имеет сравнительное преимущество в производстве вина, так как для его производства потребуется 67% (80/120х100) издержек Англии, а для производства сукна - 90% (90/100х100). Следовательно, для Португалии более выгодно производить и экспортировать вино, а для Англии - сукно. Неэквивалентный обмен труда 100 английских рабочих на труд 80 португальских рабочих, по мнению Д. Рикардо, обусловлен трудностями перемещения факторов производства между странами.

 

28) Теория Хекшера-Олина (модель, теория соотношения факторов производства) — в экономике утверждение, в соответствии с которым страна экспортирует товар, для производства которого интенсивно используется её относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.

Условия существования:

  • во-первых, у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, ввозить ту продукцию, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;
  • во-вторых, развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора;
  • в-третьих, существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

Парадокс Леонтьева (англ. Leontief's paradox) — наблюдение, опровергнувшее теорию Хекшера-Олина при анализе внешней торговли США за 1947 год. Разрешение парадокса Леонтьева состоит в том, что корректное исследование требует не двухфакторной, а многофакторной модели внешней торговли.

Леонтьев предположил, что доля капиталоёмких товаров в экспорте будет расти, а трудоёмких сокращаться. В действительности же при анализе торгового баланса США, доля трудоёмких товаров не сокращалась. В этом и состояла суть парадокса.

Разрешение парадокса Леонтьева состоит в том, что трудоёмкость товаров, импортируемых США, довольно велика, но цена труда в стоимости товара значительно ниже, чем в экспортных поставках США. Капиталоёмкость труда в США значительная, вместе с высокой производительностью труда это приводит к существенному влиянию цены труда в экспортных поставках. Нужно добавить, что доля трудоёмких поставок в экспорте США с 1947 года растёт опережающими темпами, подтверждая парадокс Леонтьева. Связано это с ростом доли услуг, цены труда и структуры экономики США (по данным Министерства труда США, на февраль 2007 года в промышленном секторе занято 22,475 млн человек из 137,410 млн занятых в несельскохозяйственном секторе). Это приводит к росту трудоёмкости всей американской экономики, не исключая и экспорта.

Большая часть импорта США потребительская, об этом говорит и высокий дефицит (более 130 млрд долларов в 2006) в торговле с Китаем и странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Общий импорт в США составил в 2006 году 2831 млрд долларов, при этом более 2,5 триллионов приходится на товарно-сырьевой импорт. Цены товарного импорта в среднем (за исключением сырья) увеличиваются медленнее роста внутренних цен США (в феврале 2007 года внутренние цены выросли на 0,4 %, цены не сырьевого импорта снизились на 0,1 %), что обусловлено высоким потенциалом трудовых рынков стран поставщиков. Такая ситуация приводит к росту капиталоёмкости Американской промышленности и снижению инфляции. До 1971 года (года отмены привязки доллара к золоту) масштабный импорт в США был связан с оттоком золота из резервов ФРС (страны-импортёры меняли доллары на золото), это приводило к росту инфляции и тормозило развитие экономики из-за высокой стоимости кредита, и за счёт необходимости производства многих товаров на территории США с высокой занятостью местной рабочей силы и низкой капиталоёмкостью продукции. Ямайская валютная система — с 1976 года, нетоварных денег (ничем не обеспеченных, гарантированных лишь законом) позволила США, комфортно наращивать дефицит торгового баланса (с 1975 года нарастающее дефицитный — с 9 миллиардов в 1976 году до 835 миллиардов долларов в 2006 году) без инфляции и с высоким ростом благосостояния населения (за счёт низкой стоимости потребительских товаров к цене труда в США).

 

29) Теория жизненного цикла продукта

В середине 1960-х годов американский экономист Р. Верной выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает четыре этапа — внедрение, рост, зрелость и упадок.

На первом этапе происходит разработка новой продукции в ответ, как правило, на возникшую потребность внутри страны. Поэтому на данном этапе производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

На этапе роста спрос на продукт растет, его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны. Продукт становится более стандартизованным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется его экспорт.

На этапе зрелости преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе доминирующим становится ценовой фактор, и но мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах.

По мере того как жизненный цикл продукта переходит в этап упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чистым импортером.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.