Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные научные методы теоретического уровня познания




Вопрос 10. Методы теоретического познания.

Человек познает мир в различных формах – в форме повседневного познания, познания религиозного, художественного, а также научного. Первые три формы считаются как вненаучные, и хотя научное познание выросло из повседневного, обыденного, оно существенно отличается от всех вненаучных форм. Научное познание имеет свою структуру, в которой выделяются два уровня: эмпирический и теоретический. На протяжении XVII-XVIII веков наука находилась преимущественно на эмпирической стадии, а о теоретической стали говорить лишь в XIX веке. Методы теоретического познания, под которыми понимались способы всестороннего исследования действительности в ее существенных законах и связях, стали постепенно надстраиваться над эмпирическими. Но даже, несмотря на это, эмпирическое и теоретическое исследования находились в тесном взаимодействии, предполагая тем самым целостную структуру научного познания. В связи с этим появились даже общенаучные методы теоретического познания, которые в равной степени были свойственны эмпирическому методу познания. В то же время, некоторые методы эмпирического познания использовались и теоретической стадией.

Абстрагирование – это метод, который сводится к отвлечению от каких-либо свойств объекта во время познания с целью более углубленного исследования какой-то одной его стороны. Абстрагирование в конечном результате должно выработать абстрактные понятия, характеризующие объекты с разных сторон.

Аналогия – умственное заключение о сходстве объектов, которое выражается в определенном отношение, исходя из их сходства в несколько иных отношениях.

Моделирование – метод, в основе которого лежит принцип подобия. Сущность его в том, что исследованию подвергается не сам объект, а его аналог (заместитель, модель), после чего полученные данные переносятся по определенным правилам на сам объект.

Идеализация – мысленное конструирование (сооружение) теорий об объектах, понятий, которые на самом деле не существуют в реальности и не могут в нее воплотиться, но такие, для которых в реальности существует аналог или близкий прообраз.

Анализ – метод деления одного целого на части для того, чтобы каждую часть познать по отдельности.

Синтез – процедура, обратная анализу, заключающаяся в соединении отдельных элементов в одну систему с целью дальнейшего познания.

Индукция – это метод, при котором конечный вывод делается из знаний, полученных в меньшей степени общности. Проще говоря, индукция – это движение от частного к общему.

Дедукция – противоположный метод индукции, обладающий теоретической направленностью.

Формализация – метод отображения содержательных знаний в виде знаков и символов. Базисом формализации является различение искусственных и естественных языков.

Все эти методы теоретического познания в той или иной степени могут быть присущи и эмпирическому познанию. Исторический и логический методы теоретического познания - тоже не исключение. Исторический метод представляет собой воспроизведение в подробностях истории объекта. Особенно он находит широкое применение в исторических науках, где большое значение имеет конкретность событий. Логический метод также воспроизводит историю, но только в основном, главном и существенном, не уделяя внимания тем событиям и фактам, которые вызваны случайными обстоятельствами.

Это далеко не все методы теоретического познания. Если говорить в общем, то в научном познании все методы могут проявляться одновременно, находясь в тесном взаимодействии друг с другом. Конкретное же использование отдельных методов определяется уровнем научного познания, а также особенностями объекта, процесса.

Вопрос 11. Возникновение и эволюция вселенной.

Современное естествознание рассматривает концепцию возникновения Вселенной в результате «Большого взрыва». Произошло это примерно 15-20 млн. лет назад. Предполагается, что первоначальная материя находится в сингулярном состоянии, т.е. имела очень маленький объем, была сверх плотной и чрезвычайно раскаленной. Это сингулярное состояние в результате, каких то причин стало неустойчивым и произошел взрыв. В результате взрыва образовался сгусток плазмы, который начал расширятся и остывать. По мере остывания плазмы в ней стали появляться элементарные частицы (фотоны, нейтроны). Когда плазма остыла примерно до 3000° по Кельвину, то стали появляться протоны, т.е. ядра водорода и гелия. По мере дальнейшего остывания протоны уже могли захватывать электроны и превращаться в атомы водорода и гелия. В результате сформировалась однородная вселенная, которая состояла из 3-х почти не взаимодействующих субстанций: лептоны (нейтрон и антинейтроны), фотона (частицы электромагнитного поля), барионное вещество (атом водорода, гелия и их изотопы). В сложившихся условиях Вселенная должна была расширяться и остывать, но произошел скачек, в результате чего создалась современная структурная вселенная.

Предполагалось, что в расширяющейся вселенной возникли и стали развиваться случайные уплотнения вещества (сгустки). Появление таких уплотнений и стало началом рождения крупных масштабных структур. Из-за неустойчивого состояния большие уплотнения распадались на более мелкие, которые и стали, возможно, зародышем галактики. В свою очередь, достигая состояния неустойчивости эти уплотнения распадались на более мелкие, которые породили звезды первого поколения.

Образования разномасштабных структур во вселенной открыло возможность для образования новых более сложных элементов и веществ, в результате чего сформировалась вся таблица Менделеева. Появление во вселенной всей гаммы химических элементов открыло новый этап в развитии вещества и формирование его структур. Стали появляться молекулы более сложного состава. Наличие в космосе химических элементов и молекул обеспечило возможность образования около некоторых звезд планетных систем типа нашей Солнечной. На некоторых планетах имеются все возможности для протекания геохимической эволюции, в результате чего образовалась наша Земля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.