Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и этапы (стадии) становления коллектива




 

Структуру коллектива образуют его компоненты и связи между ними, обеспечивающие его целостность. В качестве таких компонентов можно выделить роли, нормы, статус, позиции, микрогруппы, состав.

Каждый член коллектива выполняет в нем определенные роли, представляющие собой социальные функции, модели, способы поведения человека, определяемый его местом в системе межличностных отношений.

Существуют две основные разновидности ролей в коллективе:

1. Целевые, или формальные, роли распределены между членами коллектива таким образом, чтобы иметь возможность решать коллективные задачи.

2. Неформальные роли обычно признаются коллективом. Отдельные члены коллектива берут на себя роль генератора идей, другие склонны к координации усилий членов коллектива, третьи заботятся о взаимоотношениях в коллективе, о поддержании хорошего климата в нём, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в учёбе, работе, всё выполнялось в срок и доводилось до конца.

Коллективы вырабатывает определённые нормы, принятые образцы поведения внутри коллектива, которые должны выполняться всеми его членами. Нормы могут быть формализованы в определенных документах: стандартах, положениях и процедурах. Однако большинство коллективных норм носят неформальный характер. НО именно они могут оказаться наиболее существенное влияние на взаимоотношения в коллективе и эффективность его работы.

Статус в коллективе – положение или ранг, который присваивается тому или иному члену этого коллектива другими его членами. Статус может быть высоким/низким, неформальным/формальным.

Факторы, определяющие статус личности в коллективе

· Уважение, соответствующее заслугам;

· Накопленный опыт;

· Старшинство в должностной иерархии;

· Уважение, соответствующее знаниям;

· Образование;

· Название должности;

· Расположение кабинета и др.

Эти факторы могут способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм коллектива. Члены коллектива, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на коллективное решение, чем члены коллектива с низким статусом.

Структурные характеристики коллектива включают:

· Симпатии

· Антипатии

· Силу

· Конформизм

Структура коллектива сложна и в некотором роде условна. Для эффективного формирования коллектива и управления им необходимо знать состав малых групп, статус и роли членов коллектива, лидеров.

Важное явление групповой жизни – лидерство. Лидерство – это процесс организации и управления малой группой, процесс внутренней соц.-психол. самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью членов группы. Некоторые учёные утверждают, что человек рождается с качествами лидера, и его лидерство зависит, в первую очередь, от формы и качества воспитания, от значимых лиц в группе, от психол. климата в обществе. Только группа своим отношением к человеку может присвоить ему звание лидер. Лидеры определяют нормы и ценности данного коллектива. Лидер в силу авторитетности своей позиции обладает большими возможностями для внушения. Подражание детей школьникам-лидерам происходит из самого факта доверия им. От того, кто является лидером, в большой степени зависит психол. климат в коллективе.

Формального лидера обычно назначают или выбирают. Неформальный лидер самостоятельно приобретает своё положение, добиваясь его признания коллективом, власти и применяя её по отношению к членам коллектива.

Нельзя раз и навсегда определить черты личности, характерные для лидеров. Поэтому в соц. психологии выделяют различные типы лидеров: по содержанию деятельности, по стилю руководства, по характеру деятельности, по внутриколлективным делам, по сфере взаимоотношений. Из этой классификации видно, что в коллективе может быть много лидеров, тем более, что различные обстоятельства выдвигают временных, ситуативных лидеров. Когда в коллективе много лидеров, это явление положительное, т.к. разнообразие лидеров обеспечивает разнообразную жизнь коллектива, но при обязательном условии: их нравственные ценности не должны противоречить друг другу.

Видение структуры коллектива необходимо педагогу для того, чтобы оптимально использовать её для проведения подавляющего большинства членов коллектива через лидерские позиции. Естественным для коллектива является возникновение внутри него групп (микрогрупп), также являющихся компонентом структуры коллектива. Такие микрогруппы представляют собой достаточно тесное объединение нескольких человек, которое образуется в результате непосредственных, сравнительно постоянных и активных взаимосвязей на основе общих для них установок, интересов и ценностных ориентаций на совместную деятельность и общение. Эти группы возникают в коллективе спонтанно в процессе совместной деятельности и общения. Это может быть и сходство взглядов, и симпатии, и общие интересы, и одинаковое положение в классе, и близкое местожительство и т.д. Именно в группе ребёнок может найти удовлетворяющее его положение, через неё он приобретает опыт общения, который так важен для формирования его личности. Наличие малых групп внутри коллектива объясняется избирательностью человеческого общения. Индивидуальность каждой личности определяет своеобразие общения детей. Положение ребёнка в коллективе находится в прямой зависимости от того, представителем какой группы он является. Одни чувствуют себя увереннее рядом с сильным и решительным. Другие, наоборот, предпочитают дружить со слабыми, робкими, находя удовлетворение в покровительстве.

Каждый учащийся может входить в одну контактную группу, в несколько контактных групп, не входить ни в одну. В последнем случае он не всегда оказывается «изгоем», т.к., не являясь членом контактной группы в коллективе, ребёнок может входить в контактные группы вне его.

Положение ученика в формальной и неформальной структурах может совпадать (лидер и хороший товарищ), находиться в противоречии (хороший организатор, но никто не хочет проводить с ним свободное время).

Микрогруппы занимают в коллективе своё особое место в двух иерархиях

· По ценностям и интересам членов группы

· По авторитетности: в коллективе всегда можно выделить более или менее авторитетные группировки. Самые авторитетные (лидирующие) группировки определяют коллективные нормы и ценности данного коллектива.

Задача педагога – добиться, чтобы группы с наиболее высокими ценностями стали самыми авторитетными в классе. Это важно, т.к. самые авторитетные группировки становятся реальным активом класса.

Знание структуры коллектива необходимо педагогу для управления развитием коллектива, воспитания его членов. Очень важно учитывать взаимодействие официальной и неофициальной структур коллектива.

Детская группа первоначально имеет формальную (официальную) структуру, обычно задаваемую взрос­лыми: класс в школе, кружок, спортивная секция и т. п. Формальная структура соответствует тем функциям, которые призвана выполнить, определяет условия деятельности группы (количество детей, оборудование поме­щений и т. п.), задает позицию взрослого (учителя, тренера и т. п.). Неформальная (неофициальная) структура возникает на основе межличностных отношений, развивающихся в группе. Внутри формальной структуры об­разуются малые контактные группы на основе общих интересов, симпатий, привязанностей. Общая структура каждого коллектива включает актив (инициативную группу), различные подвижные микрогруппы и чередую­щихся ответственных за каждую микрогруппу в том или ином виде совместной деятельности.

В процессе развития коллектива формируются отношения взаимной ответственности личности перед кол­лективом, и наоборот. Добиться гармоничного сочетания всех видов отношений в коллективе сложно: всегда будет сохраняться избирательность членов коллектива друг к другу, к различным видам деятельности, их содер­жанию, средствам и методам достижения цели и т. п. Важно научить детей терпеливо относиться к недостаткам других, прощать, быть толерантными, сотрудничать, помогать друг другу и т. п.

По степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений коллективы быва­ют первичными и вторичными. В первичном коллективе наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Более сложный по составу вторичный коллектив состоит из ряда первичных кол­лективов, постоянных и временных, разновозрастных и одновозрастных, разнообразных по характеру деятель­ности, организации, отношениям, интересам, содержанию общения и составу (классы, кружки, студии, отряды, команды и т. п.). Общешкольный коллектив — это вторичный коллектив. Основным первичным коллективом в школе является класс (учебная группа). В связи с тем что функции разнотипных коллективов разнообразны и каждый из них оказывает своеобразное пед. воздействие на личность, можно утверждать, что, чем в большее количество коллективов включён учащийся, тем более значительный воспит. эффект следует ожидать.

В любом коллективе выделяют внешнюю и внутреннюю структуры.

Внешняя структура коллектива включает в себя:

· Общешкольный коллектив, который объединяет учащихся всей школы;

· Первичные коллективы, объединяющие учащихся одного класса;

· Временные коллективы, объединяющие учащихся в различных кружках, спортивных секциях, студиях и т.д.

Внутреннюю структуру коллектива составляют:

· Система деловых (формальных) отношений, которые складываются между учащимися в процессе совместной деятельности, направленной на решение социально значимых целей и задач. Это отношения взаимозависимости и подчинения.

· Система неформальных отношений, которые основываются на личных связях и симпатиях, носят избирательный характер и охватывают сферу узколичностной деятельности.

Официальная структура коллектива – это система позиций, заданных извне обществом и необходимых для функционирования коллектива. Эти позиции характеризуются определенными предписаниями: занимающие эти позиции имебт более или менее определённые представления о правах и обязанностях, связанных с данными позициями. В учебных коллективах это староста, физорг, культорг и т.д.

В неофициальной структуре коллектива, его межличностной системе отношений позиции определяются индивидуальностью каждого и особенностями данного коллектива. Уже с детства наблюдается стремление человека занимать в коллективе определённые привлекающие его позиции: вожака, лучшего ученика, лучшего спортсмена, самого сильного и т.д.

Официальную структуру коллектива составляют:

· Лидерские и индивидуальные позиции;

· Официальные «подразделения» коллектива, такие как бригады, выборные органы, имеющие определённые функции и обладающие определёнными полномочиями.

Воспитательный коллектив в своём становлении и развитии проходит несколько стадий, в которых по-разному проявляются сущность и способы пед. воздействия на личность.

По Лихачёву коллектив в своём развитии проходит 2 стадии.

Первая стадия характеризуется борьбой коллектива за своё самоутверждение. В процессе содержательной деятельности появляются первые признаки сплочённости, формируются организационные структуры. Возникают противоречия между интересами коллектива и отдельной личности. Игнорирование желаний отдельных членов коллектива в интересах общего дела создаёт сложности. Коллектив накапливает материальные и духовные возможности, развивает в детях ответственность, чувство солидарности, дисциплинированности, приводит в движение систему коллективных нравственных отношений.

Вторая стадия характеризуется полнотой проявления основных функций. Главная цель коллектива – развитие, удовлетворение многообразных потребностей, интересов каждого ребёнка, взаимообогащение в процессе деятельности. На начальной стадии коллектив тормозил неправильное поведение отдельных школьников, развивал умение подчинять свои стремления интересам коллектива, согласовывать их с нуждами коллектива. Эта стадия характеризуется позитивностью пед. взаимодействия, побуждения к творческой деятельности в интересах коллектива и развития собственной личности. Т.е. главное – формирование всесторонне развитой личности.

А.С. Макаренко говорил, что детский коллектив как система жизни детей и их отношений не может застывать на одном месте. Если нет увлекательных дел, интересов, коллектив будет распадаться, дети начнут искать удовлетворения своих разобщённых потребностей на стороне.

Движущей психологич. силой развития коллектива и в то же время методом его организации является перспектива, т.е. общественно значимые дела. Перспективы характеризуются: увлекательностью дел, общественно полезной ценностью задач, связью дел с трудом и жизнью народа, чёткой организацией деятельности, воспитанием у учащихся высоких моральных качеств.

Макаренко считал необходимым путём в развитии коллектива закономерный переход от категорического требования педагога к свободному требованию каждой личности к себе.

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. Показателями появления коллектива являются мажорный тон и стиль, качественный уровень всех видов предметной деятельности и выделение актива, который проявляет активность. Когда появляются первые успехи в борьбе за достижение перспектив, дети проникаются верой в стремление педагога сделать их жизнь интереснее, многие ребята проявляют инициативу и активность. Первый этап считается завершённым, когда в коллективе выделился и заработал активу, воспитанники сплотились на основе общей цели, деятельности и организации. Восп. требования предъявляет педагог.

Второй этап развития коллектива характеризуется тем, что ряд функций по предъявлению пед. требований передаётся активу. Педагог своим авторитетом поддерживает требования активистов. В организации совместных дел принимает участие всё больше ребят, поддерживающих воспитателя и актив. Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определённых норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Коллектив выступает как инструмент целенаправленного воспитания определённых качеств личности.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своём развитии требования коллектива или отстающими от этих требований; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями. Восп. требования предъявляет актив.

Третий этап характеризует расцвет коллектива. Решающей силой нравств. воспитания детей становится общественное мнение коллектива. Каждый ребёнок приучается предъявлять требования к себе на фоне общих требований коллектива. Коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Центральным звеном в становлении актива является ученическое самоуправление. Восп. требования предъявляют педагог и актив.

Процесс развития коллектива не характеризуется плавным переходом от одного этапа к другому. Между стадиями нет чётких границ – возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своём развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому педагоги нередко выделяют четвёртую и последующие стадии движения, на которых каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет себе определённые требования, выполнение нравств. норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания. Восп. требования члены коллектива предъявляют сами себе.

На всех стадиях развития коллектива возникают и крепнут традиции – устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников; развивают коллективные переживания.

Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия. Непрерывная смена перспектив, постановка новых и всё более трудных задач – обязательное условие прогрессивного движущегося коллектива.

В последние десятилетия коллективом называют группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплочённостью, коллективистической направленностью. Высокий уровень соц.-психич. зрелости превращает группу в коллектив. В соответствии с подходом Л.И. Уманского выделяются следующие этапы развития коллектива:

1. Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее незнакомых детей, собранных в одно время в одном месте. Их общение ситуативное, поверхностное.

2. Если произошло начальное объединение, заданиями проектируются цели, - появляется группа-ассоциация. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, первые ростки коллективообразования. Цели заданы извне и формально приняты, ещё нет сплочённости и товарищества.

3. Группа-кооперация отличается успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Межличностные отношения носят сугубо деловой характер, подчинённый выполнению определённых задач. Направленность и психол. совместимость вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия.

4.Группа-автономия. Начинается идентификация себя с группой (моя группа), происходят процессы внутренней слитности, спаянности, обособления. Цели замкнуты внутри группы.

Но, если обособление приведёт к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, начнёт противопоставлять себя другим группам, осуществлять свои цели любой ценой – опять появится группа-кооперация – лжеколлектив.

Если группа выходит на межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более широкой общности, присутствуют ценностные ориентации в деятельности – появляется группа-коллектив.

Коллективизм – чувство солидарности с группой, осознание себя её частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма достигается: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учёбе, труде, общ. работе; совместным участием школьников в культурно-массовых, спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общ. организаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.