Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы высших должностных органов власти в Российской империи 18 в




1) - Учреждение Правительствующего Сената: около 1700 г. Петр уничтожил боярскую думу как учреждение, но совещания с боярами продолжались в так называемой Ближней канцелярии, которая сама по себе была не более как личной канцелярией царя. 22 февраля 1711 г., объявляя о войне с Турцией и собираясь уехать на театр войны, он дал подобное же поручение нескольким лицам, назвав совокупность их Сенат.при Петре I прошел 3 формы:

 

а) в годы 1711-1718 как регентство, вполне заменяющее царя во время его отсутствия, сенат получил широкие полномочия. Инструкция, данная сенату, определяла непостоянный круг его ведомства, а несколько временных поручений, которые надо было исполнить немедленно. Однако ни в одном роде дел сенат не мог проявить самостоятельности: существенной задачей его была администрация, но верховные господа - министры (управляющие войском, флотом и иностранными делами) - распоряжались сами, обращаясь в сенат с "указами" именем царского величества, т. е. требованиями в случае необходимости. Во всяком случае, сенату принадлежала тогда вся исполнительная власть.

 

б) В 1718 г., с учреждением коллегий, все административные функции сената отходят к коллегиям; существование сената должно бы прекратиться, но для объединения административных мер было установлено общее собрание президентов коллегий и на него перенесено название сената; этот новый сенат является не постоянно действующим учреждением, а временным собранием президентов, которое составляется в случае, если кто-то из них не может решить дел в коллегии. Собственное ведомство сената, независимо от доклада из коллегий, состояло в вопросах, не подлежащих ни одной коллегии; но так как система коллегий охватывала (и должна была охватывать) все области государственной жизни, то на долю сената не осталось почти ничего

 

в) В 1722 г. в указе 12 января Петр сам осуждает прежнее устройство сената. Законодательная функция (но не законосовещательная) теперь прямо воспрещена ему. Сенату, по-видимому, остался только контроль над прочими органами администрации. Ревизион-коллегия (ведомство финансового контроля) была уничтожена; ее роль передана сенату. В отношении к судебным коллегиям надзор выражался в том, что в сенат могли быть поданы как частные, так и апелляционные жалобы на коллегии, для чего при сенате учреждена должность генерал-рекетмейстера. В отношении же к прочим коллегиям ему мог бы принадлежать надзор, если бы в то же время не была учреждена особая охранительная власть, простирающаяся и над самим сенатом.

 

Сам сенат подлежал наблюдению сначала генерал-ревизора, затем (в 1720 г.) обер-секретаря, в 1721 г. - обер-офицеров гвардии. При сенате состоит генерал-прокурор - "око наше"; он наблюдает, чтобы "сенат должность свою хранил"; имеет власть останавливать своим вето всякое решение сената; начальствует над сенатской канцелярией и наблюдает за исполнением решений сената. С учреждением прокуратуры роль сената становится ничтожною.

 

- Святейший Синод. В 1700 г. умер последний патриарх Адриан; высшее управление церкви поручено было "местоблюстителю патриаршего престола", С установлением сената в 1711 г. многие дела церковного управления ведались сенатом. В 1718 г., с учреждение коллегий, появилась мысль об установлении духовной коллегии, которая и была учреждена в 1721 г.; учредительный акт ее - духовный регламент. Первоначально эту коллегию, наравне с другими, сенат хотел подчинить себе. Но духовная коллегия, переименованная в св. синод, старалась достигнуть (в своей сфере)равного положения с сенатом, хотя и не всегда с успехом. Хотя синод сделался постоянным собором со значением прежней патриаршей власти.св. синод при Петре был органом государственного управления вообще духовными делами, поэтому ему подчинены были иноверческие церкви и отчасти нехристианские исповедания. (Первоначальный состав св. синода был следующий: президент, два вице-президента, четыре советника и четыре асессора; в нем были представители всех классов духовенства: архиереи, настоятели монастырей и протопопы. Президентом был назначен местоблюститель патриаршего престола - Стефан Яворский; но когда он умер (1722), то новый президент уже не был назначен. Звание вице-президента было уничтожено в 1726 г.

 

В 1722 г. царь приказал "в синод выбрать из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управление дела синодского знать и быть ему обер-прокурором".

 

2) - Екатерина I указом 8 февраля 1725 г. придала тайному совету (был еще при Петре 1)определенную организацию и более широкую компетенцию. Совет получил добавочный титул: "верховный". Он состоял из определенного (ограниченного 6-8) числа чинов по назначению императрицы; председателем его был правящий государь. Совет не есть самостоятельное учреждение, сфера его действий простирается на все вопросы, которыми может непосредственно ведать сама верховная власть: внешняя политика, законодательство, назначение новых, высший контроль над административными органами и особенно финансовым ведомством, назначение высших должностных лиц, пожалование чинами и имениями; в сфере судебной - пересмотр дел по жалобам на высочайшее имя на окончательные решения сената и коллегий, надзор за действиями судов (волокитой) и право помилования. Совет не имеет никакой собственной власти, он действует только от имени государя.

- Сенат при верховном тайном совете, именуемый уже не правительствующим, а управительным, становится одной из коллегий, непосредственно подчиненных совету, сенату подчинены собственно гражданские (судебные и административные коллегии).В 1726 г. синод был разделен на два департамента: собственно синод и коллегию экономии, которая состояла из светских лиц. Эта последняя в 1738 г. была подчинена ведомству сената, при императрице Елизавете права и власть синода утверждались в том виде, в каком остаются доныне.

 

3) - В 1730 г. верховный тайный совет был уничтожен императрицей Анной, но взамен его был учрежден кабинет с подобным значением (1731 г.). Кабинет состоял из трех членов; с 1735 г. акты, подписанные всеми членами кабинета, были равны высочайшим указам. В царствование императрицы Анны, т. е. при существовании кабинета, сенат, однако, получает несколько большее значение, часто действуете смешанном составе с кабинетом и охватывает все ветви управления; он разделен на 5 департаментов (духовных дел, военных, финансовых, судебных и торгово-промышленных), не разрушив, впрочем, общей цельности сената, потому что дела решались общим собранием.Но в сущности всеми делами управлял кабинет.

 

4) – конференция министров (при Елизавете) – видоизмененный Тайный совет.Елизаветы сенат уступил значительную долю своей власти конференции.

 

- Елизаветинский сенат достиг наивысшего развития прав и значения сената во всей его истории: он становится действительно высшим политическим учреждением, ведающим в то же время всеми отраслями государственной деятельности. Такая роль утверждалась за ним фактически, именно, как объясняет Екатерина II, "неприлежанием к делам некоторых моих предков. Сенат установлен для исполнения законов, ему предписанных, а он часто выдавал законы, раздавал чины... деревни и утеснял прочие судебные места". Действительно, в эту эпоху сенату принадлежит несколько законодательных актов, и все коллегии превратились в его канцелярии. Лишь в конце царствования

5) - Образованный Екатериной II в1768 г. совет при высочайшем дворе, благодаря личности государыни, никогда не имел значения не только верховного тайного, но и конференции. Совет учрежден по случаю войны с Турцией, и потому в его компетенцию входило только "все то, что касается до нынешней войны как по политическим делам, так и военным". Он уцелел и после войны, но имел значение лишь совещательного органа преимущественно по делам внешней политики. Также рассматривал акты императрицы, всего лишь внося поправки. Ближе функции совета определяются устройством его канцелярии, которая разделена на 4 отделения: 1) иностранное и коммерческое, 2) военных дел, 3) гражданских и духовных дел, 4) государственного хозяйства.

- Екатерина II, считая необходимым отнять у сената его политическое значение, превратила его в центральное административное учреждение, он был разделен на 6 самостоятельных департаментов (с правом окончательного решения дел в каждом). В каждом департаменте дела решаются единогласно, при разногласии переносятся в общее собрание (в котором впоследствии император Павел в 1797 г. допустил решение по большинству голосов).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.