Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Максимизация прибыли конкурентной фирмой




Вопрос: Максимизация прибыли и кривая предложения конкурентной фирмы.

Ответ: Цель конкурентной, как и любой другой фирмы, – максимизация прибыли, которая равна разности валового дохода и совокупных издержек фирмы.

Пример максимизации прибыли

Процесс принятия фирмой решения об объеме производства и предложения рассмотрим на примере,- представленном в табл. 4.6, иллюстрируемой рис. 4.17. В колонке 1 таблицы приведены данные об объеме производства на ферме яиц. Колонка 2 показывает валовой доход фермы, исчисляемый как произведение цены в 6 руб. на объем выпуска.

Колонка 3 показывает совокупные издержки фирмы, которые включают в себя: постоянные издержки, равные 3 руб.; переменные издержки, которые зависят от объема выпуска. В колонке 4 показаны средние совокупные издержки, определенные делением совокупных издержек на объем выпуска. В колонке 5 приведена прибыль фирмы, исчисляемая как разность валового дохода и совокупных издержек. Ничего не производящая ферма несет убыток в 3 руб. Если ферма произведет 1 яйцо, она получит прибыль в 1 руб. При производстве в 2 яйца, она получит прибыль в 4 руб.

Таблица 4.6

Выпуск, штук Валовой ДОХОД, руб. Совокупные издержки, руб. Средние совокупные издержки, руб. Прибыль, руб. Маржинальный доход, руб. Маржинальные издержки, руб. Изменение прибыли, руб.
  TR ТС АТС = = ТС/Q TR-TC MR = = ΔTR/ΔQ МС = = Δ ТС/ Δ Q MR-MC
          Б    
        -3      
               
               
               
      4,25        
      4,6        
              -1
      5,43       -2
      5,88       -3

Естественно, фермер выберет такой объем производства яиц, при котором он получит наибольшую из всех возможных прибыль, т.е. будет стремиться максимизировать ее. В нашем примере ферма максимизирует прибыль, производя 4 или 5 яиц, получая при этом объеме выпуска 7 руб. прибыли. Фермер может определить объем выпуска, максимизирующий прибыль, путем сравнения маржинального дохода и маржинальных издержек производства каждой новой единицы продукции. В последних двух колонках табл. 4.6 вычисляются маржинальный доход как приращение валового дохода и маржинальные издержки как приращение совокупных издержек.

Первое яйцо, произведенное фермой, имеет маржинальный доход 6 руб., маржинальные издержки – 2 руб., следовательно, производство этого яйца увеличивает прибыль на 4 руб., т.е. с -3 руб. до +1 руб.

Второе яйцо имеет маржинальный доход 6 руб., а маржинальные издержки – 4 руб., следовательно, производство этого яйца увеличивает прибыль на 3 руб.– с 1 руб. до 4 руб.

До тех пор, пока маржинальный доход превышает маржинальные издержки, рост объема выпуска ведет к увеличению прибыли. Но как только ферма достигает объема выпуска в 5 яиц, ситуация становится противоположной. Шестое яйцо принесет маржинальный доход в 6 руб., а маржинальные издержки составят 7 руб., так что прибыль уменьшится на 1 руб., с 7 до 6 руб. В результате фермер производит не более 5 яиц.

Фермер приходит к максимизирующему прибыль количеству производимой продукции, осуществляя малые приращения объема выпуска.

Решение конкурентной фирмы об объеме предложения

Максимизация прибыли. Рассмотрим кривые издержек на рис. 4.17, которые характеризуются типичными свойствами. Кривая маржинальных издержек – МС имеет положительный наклон. Кривая средних совокупных издержек – АТС имеет U-образную форму. Кривая маржинальных издержек пересекает кривую средних совокупных издержек в точке минимума последней. На рисунке также изображена горизонтальная линия рыночной цены продукции фирмы – Р, совпадающая с ее средним и маржинальным доходом – MR. Линия цены горизонтальна, так как фирма является принимающей цену.

Фирма максимизирует прибыль, проводя оптимальный объем продукции Q1, при котором маржинальные издержки равны маржинальному доходу.

Безвозвратные издержки

Безвозвратные издержки. Экономисты называют издержки безвозвратными, если они не могут быть впоследствии возмещены. Понесенные безвозвратные издержки перестают быть альтернативными издержками. Поскольку с безвозвратными издержками нельзя ничего сделать, при принятии решения в различных ситуациях, в том числе по поводу стратегии бизнеса, их попросту игнорируют.

Анализ решения фирмы о приостановке деятельности – пример пренебрежения безвозвратными издержками. В процессе анализа предполагалось, что фирма при временном прекращении деятельности не имеет возможности покрыть постоянные издержки. Поэтому постоянные издержки фирмы в краткосрочном периоде безвозвратные, и фирма, принимая решение об объеме выпуска, может их игнорировать.

Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде – это часть кривой ее маржинальных издержек, лежащей выше кривой средних переменных издержек фирмы. Ни маржинальные, ни средние переменные издержки фирмы не зависят от ее постоянных издержек. Поэтому величина постоянных издержек не влияет на объем предложения фирмы.

Игнорирование безвозвратных издержек имеет место при принятии многих решений. Например, вы оцениваете просмотр нового кинофильма в 200 руб., вы купили билет за 140 руб., но потеряли его. Должны ли вы купить новый билет? Быть может, следует не ходить в кино и сэкономить 140 руб.?

Как рациональный человек вы должны купить новый билет. Ценность просмотра кинофильма для вас составляет 200 руб. Она превышает альтернативные издержки – 140 руб. за второй билет. 140 руб., заплаченные за потерянный билет, – это безвозвратные издержки. Что было, то сплыло!

Вход на рынок и выход с рынка в долгосрочном периоде

Покидая рынок, фирма упускает доход от продажи продукции, которую могла бы произвести. Однако она уже не несет никаких издержек.

Условие ухода с рынка в долгосрочном периоде. Фирма покидает рынок, если доход, который принесет ей производственная деятельность, меньше совокупных издержек производства. Обозначим валовой доход как TR, а совокупные издержки как ТС. Условие решения фирмы об уходе с рынка можно записать как TR < ТС. Фирма покидает рынок, если валовой доход меньше совокупных издержек. Разделив обе части неравенства на объем выпуска Q, можем переписать критерий ухода с рынка следующим образом TR/Q < TC/Q. Но TR/Q – это отношение валового дохода к объему выпуска, которое представляет собой средний доход фирмы, равный цене продукции Р. Аналогично TC/Q есть средние совокупные издержки АТС. Так что критерий прекращения производства записывается так: покинуть рынок, если Р < АТС.

Фирма решает уйти с рынка, если цена продукции меньше средних совокупных издержек производства.

Условие входа на рынок. Подобный анализ применим и к предпринимателю, рассматривающему вопрос о создании новой фирмы. Фирма вступит в отрасль, если ее деятельность будет прибыльной, что возможно, когда цена продукции превышает средние совокупные издержки производства. Критерий вступления следующий: вступить на рынок, если Р > АТС.

Критерий вступления прямо противоположен критерию ухода с рынка.

Стратегия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Объем выпуска фирмы на конкурентном рынке таков, что маржинальные издержки равны цене продукции. Если цена ниже средних совокупных издержек при данном объеме выпуска, фирма уходит с рынка. Полученный результат представлен на рис. 4.18. Кривая предложения конкурентной фирмы в долгосрочном периоде – это часть ее кривой маржинальных издержек – МС, лежащая выше кривой средних совокупных издержек – АТС.

Измерение прибыли конкурентной фирмы

Прибыль равна разности валового дохода TR и совокупных издержек ТС.

прибыль - TR-TC.

Преобразуем это равенство, разделив и умножив правую часть на Q:

прибыль = (TR/Q- TC/Q) х Q,

TR/Q – это средний доход, равный цене Р, a TC/Q – это средние совокупные издержки АТС. Тогда окончательно можно представить выражение в виде:

прибыль = (Р- АТС) у. Q.

Такое выражение прибыли фирмы позволяет легко представлять величину прибыли на графиках, характеризующих деятельность фирмы.

Графики на рис. 4.19 а представляют фирму, получающую прибыль. Максимальный уровень прибыли достигается при производстве такого объема продукции, при котором маржинальные издержки равны цене.

Обратим внимание на выделенный прямоугольник. Высота его равна разности между ценой и средними совокупными издержками: Р – АТС. Основание его равно Q, то есть объему выпуска. Площадь прямоугольника равна (Р – АТС) х Q. То есть площадь затененного прямоугольника равна прибыли фирмы.

Аналогично график рис. 4.18 б представляет фирму, несущую убытки, то есть получающую отрицательную прибыль. В этом случае максимизация прибыли означает минимизацию убытков, что становится возможным при достижении объема производства, при котором маржинальные издержки равны цене. Снова рассмотрим выделенный прямоугольник. Высота его равна АТС - Р, а основание – Q. Площадь прямоугольника равна (АТС- Р) х Q. Это величина убытка фирмы. Поскольку в данной ситуации фирма не получает дохода, достаточного для покрытия средних совокупных издержек, она должна покинуть рынок.

Предложение на рынке с постоянным числом фирм

Пусть на рынке конкурируют 1000 фирм. При любой цене каждая фирма предлагает объем продукции, при котором ее маржинальные издержки равны цене, как показано на рис. 4.17 и 4.18. Пока цена превышает средние совокупные издержки, кривая маржинальных издержек каждой фирмы является кривой ее предложения. Объем продукции на рынке в целом равен сумме предложения отдельных фирм. Чтобы получить рыночную кривую предложения, следует сложить объемы предложения всех фирм при каждом уровне цен. Если на рынке действуют 1000 одинаковых фирм, объем предложения рынка в целом равен тысячекратному объему предложения одной фирмы.

Если каждая фирма, характеризуется данными, представленными на рис. 4.17 и 4.18, то кривая рыночного предложения выглядит, как показано на рис. 4.20.

Предложение на рынке с возможностью входа и выхода

Предположим, все фирмы – существующие на рынке и потенциальные его участники – имеют одни и те же кривые издержек; фирмы, действующие на рынке, получают прибыль. Прибыль, которую получают действующие на рынке фирмы, стимулирует к входу новых конкурентов, вступление которых увеличит число фирм на рынке, приведет к повышению общего объема предложения и снижению цены и прибыли. И наоборот, если фирмы на рынке терпят убытки, некоторые компании покидают его, что ведет к снижению количества участников, уменьшению общего объема предложения, следовательно, к повышению цены и получению прибыли.

Нулевая экономическая прибыль на конкурентном рынке. Итог процесса входа на рынок и выхода фирм – получение оставшимися фирмами нулевой экономической прибыли. Напомним, прибыль фирмы можно выразить следующим образом:

прибыль = (Р- АТС) х Q.

Из этого равенства следует: фирма, функционирующая на рынке, имеет нулевую прибыль тогда и только тогда, когда цена продукции равна средним совокупным издержкам ее производства. Если цена выше средних совокупных издержек, прибыль положительна, что побуждает новые фирмы к вступлению на рынок. Если цена ниже средних совокупных издержек, прибыль отрицательна, что вынуждает некоторые фирмы покидать рынок. Процесс входа и выхода завершается лишь тогда, когда цена и средние совокупные издержки уравниваются, как показано на рис. 4.21.

Рыночное предложение в этом случае будет совершенно неэластично, может принимать любой объем при одной и той же цене, кривая предложения будет представлять собой горизонтальную линию.

Эффективность конкурентных рынков. Ранее было установлено: конкурентная фирма производит объем продукции, при котором цена равна маржинальным издержкам. С другой стороны, мы установили, что свободный вход и выход с рынка устанавливает цену равную средним совокупным издержкам. Но если цена равна как маржинальным, так и средним совокупным издержкам, два вида издержек также должны быть равны друг другу. Но маржинальные издержки равны средним совокупным только тогда, когда фирма производит такой объем продукции, при котором средние совокупные издержки минимальны.

Следовательно, долговременное равновесие на конкурентном рынке со свободным входом и выходом приводит к тому, что фирмы выбирают наиболее эффективную технологию и оптимальный масштаб производства.

Бизнес при нулевой прибыли

Почему существуют конкурентные фирмы, которые получают нулевую прибыль. Ведь именно ради прибыли предприниматели начинают свое дело.

Прибыль равна разности валового дохода и совокупных издержек, а совокупные издержки включают все альтернативные издержки фирмы. В частности, они включают в себя альтернативную стоимость времени и денег, которые собственники вкладывают в свое дело. В случае равенства прибыли нулю доход фирмы компенсирует владельцам вложенные время и деньги.

Представим себе предпринимателя, который вложил в дело 30 млн руб. и оставил работу, на которой он получал 50 тыс. руб. в месяц. Издержки упущенных возможностей предпринимателя включают в себя как процент, который он получил бы, положив на банковский депозит 30 млн руб., и 50 тыс. руб. зарплаты, которой он лишился. Даже если его экономическая прибыль упадет до нуля, доход от его дела компенсирует ему альтернативные издержки. Поэтому у предпринимателя не будет стимула расставаться со своим делом.

Изменение спроса на конкурентном рынке

Фирмы входят на рынок и покидают его в долгосрочном периоде, но не в краткосрочном. Поэтому на разных временных интервалах изменение спроса производит различный эффект.

Рассмотрим рынок куриного яйца в долгосрочном периоде, который находился в состоянии равновесия. При этом фирмы получали нулевую прибыль, цена равнялась минимуму средних совокупных издержек.

В 2009 г. английские ученые объявили результаты исследований, которые показали, что потребление яиц не приводит к вредному росту содержания холестерина в крови, как это считалось раньше. Мировой спрос на яйца быстро возрос; кривая спроса сдвинулась вверх, в сторону больших цен. Точка равновесия в краткосрочном периоде сместилась в стороны большей цены и большего объема продаж. Существующие на рынке фирмы увеличили объем выпуска. Кривые предложения фирм совпадают с кривыми их маржинальных издержек. Эти кривые определяют увеличение объема предложения. В новом равновесии в краткосрочном периоде цена яйца стала превышать средние совокупные издержки, и фирмы стали получать положительную прибыль.

Положительная прибыль побудила к входу на рынок новые фирмы. Поскольку число фирм возросло, кривая предложения в краткосрочном периоде сдвинулась вправо, в стороны больших объемов предложения, что вызвало снижение цены яиц. В итоге цена уменьшилась до значения минимума средних совокупных издержек фирм. Экономическая прибыль стала нулевой, и приток новых фирм на рынок прекратился.

Таким образом, рынок пришел в новое состояние равновесия в долгосрочном периоде. Цена яйца снизилась, но объем производства и продаж в долгосрочном периоде возрос.

Кривая предложения в долгосрочном периоде

При условии свободного входа и выхода с рынка кривая предложения в долгосрочном периоде может быть горизонтальной. Но это возможно только при допущении существования множества фирм, имеющих одинаковые издержки производства и потенциально готовых к вступлению на рынок. Результатом является горизонтальная кривая рыночного предложения в долгосрочном периоде на уровне минимума средних совокупных издержек, показанная на рис. 4.22. Когда спрос на товар возрастает, в долгосрочном периоде рынок реагирует увеличением числа фирм и общего объема предложения без изменения цены.

Но кривая предложения в долгосрочном периоде имеет положительный наклон, поскольку все фирмы разные, их издержки тоже различаются. Кривая предложения в долгосрочном периоде отражает предложения отдельных фирм, которые готовы продавать свой товар по цене, равной минимальной величине средних совокупных издержек, как показано на рис. 4.22. На нем кривая предложения представлена ступенчатой линией, каждую ступеньку которой, образует горизонтальный отрезок – предложение одной фирмы.

Предложение фирмы, имеющей максимальные издержки, соответствует равновесной рыночной цене. Это маржинальная фирма. Она первой покинет рынок при уменьшении спроса и снижении равновесной цены. Поскольку фирмы имеют разные издержки, некоторые из них получают прибыль даже в долгосрочном периоде.

Цена рынка отражает средние совокупные издержки маржинальной фирмы. Такая фирма получает нулевую прибыль, тогда как прибыль фирм с более низкими издержками положительна.

Издержки фирм разнятся потому, что одни люди работают лучше других; кроме того, частично и потому, что альтернативное использование времени для одних выгоднее, чем для других. При любой данной цене с большей вероятностью на рынок вступят фирмы, мотивированные высокой ценой. Эти новые фирмы могут иметь более высокие издержки.

Ресурсы производства доступны лишь в ограниченном количестве. По мере того как все фирмы выходят на рынок и возрастает предложение, больше растет спрос на ресурсы и их цена. Издержки фирм возрастают. Таким образом, рыночная кривая предложения имеет положительный наклон, несмотря на свободный вход и выход с рынка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.