Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории




Методы экономической теории.

Предмет и функции экономической теории.

 

Предметом экономической теории можно считать отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена, потребления благ и услуг в процессе использования ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.

 

Функции экономической теории:

1) Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

2) Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

3) Образовательная — имея экономические знания люди чувствуют себя увереннее и могут правильно принимать точные и хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях.

4) Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.


 

1) Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

2) Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

3) Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

4) Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

5) Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.


Еще до нашей эры Ксенофонт ввел понятие «экономика» – правила ведения домашнего хозяйства.

Всю историю развития экономической науки можно разделить на 3 этапа:

1 этап. Экономическая мысль Древнего мира и средневековья. Экономическая теория— одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились в древнем мире. Однако древние мыслители не создали законченных систем экономических взглядов. Сам термин «экономика» происходит от греческого «ведения домашнего хозяйства. Первая школа экономической науки – меркантилизм. В то время широкое распространение получает «венецианский счет», т.е. бухгалтерия, регулярно сопоставляющая доходы и расходы. Все это способствовало развитию кредита и банковского дела. Появилось много трактатов о деньгах. Постепенно возникла школа меркантилистов, что явилось началом появления первых систематизированных экономических воззрений. У. Петти (1623-1687) представить первой школы экономической науки – меркантилизма. Источником богатства меркантилисты считали торговлю. 3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве. Физиократы – это французские экономисты второй половины 18 века. Наиболее выдающиеся физиократы: Кенэ, Кантильон, Тюрго, Венсиан де Гурне. Главная их заслуга - первая попытка провести анализ общественного воспроизводства.

2 этап (конец 17в до 30-х гг. 20). Накопление больших объемов экономических знаний приводит к их расчленению и обособлению. Классическая наука возникла в связи с проникновением капитала в сферу производства. Представители: Вильям Петти, Адам Смитт, Давид Риккардо. Они обосновали то, что источником общественного богатства является все общественное производство, предприняли попытку объяснить законы, управляющие экономическими явлениями, выступали за ограничение вмешательства государства в экономику, за свободу торговли. Смит– родоначальник классической экономической науки. Он отстаивал принцип естественной свободы, но в отличие от физиократов считал промышленный и торговый капитал производительным.

3 этап. Современная экономическая теория характеризуется большим кол-вом направлений, школ, течений. Основные:

1) Неоклассическое исходит из коренного положения классической школы о рынке и конкуренции, как о естественных условиях функционирования и развития экономики. Рыночный механизм саморегулирования считается единственно эффективным способом функционирования экономики. Основывается на теориях предельной полезности и производительности.

2) Кейнсианство возникло в 30-е годы, в связи с необходимостью вывода буржуазной экономики из мирового кризиса 29-33 гг. Основные положения: рыночный механизм не способен полностью устранить кризисы и безработицу, необходимо государственное регулирующее вмешательство, с использованием налогов, субсидий, ссудного процента.

3) Монетаристские теории интенсивно развиваются. В центре их внимания - антикризисные мероприятия: стимулирование экономической активности с использованием финансово-кредитной системы, денежного обращения, инфляций для повышения спроса и подстегивания производства.

4) Институционально-социологическое. Объектом исследования являются такие общественные институты как корпорации, профсоюзы, государства. При этом в центре внимания - общечеловеческие ценности. Характерной чертой является технологический детерминизм. Различаются теории: индустриального, постиндустриального, технотронного, информационного общества. Они различаются трактовкой роли рынка и государства, их соотношения и взаимодействия в экономическом развитии.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.