Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы партийной деятельности в Скандинавии 1 страница




Фракционная перегонка нефти

путём перегонки определяют фракционный состав нефти и нефтепродуктов. перегонка-физич метод разделения,основанный на испарении ж-ти и конденсации паров,обогащенных легколетучим компонентом.Раньше с помощью перегонки получали розовое и др. эфирные масла,пресную воду из морской,микстуры и напитки.современная перегонка берёт своё начало с перегонного куба,кот применялся для получения осветит керосина,разработанная В.С.Шуховым

Вначале необходимо отметить, что деятельность партий на Севере Европы не всегда носила мирный характер. Общеизвестен факт организации норвежскими либералами (Venstre) собствен­ных ландмилицейских вооруженных отрядов для борьбы против правых (Ноуге) в канун учреждения в Норвегии принципов пар­ламентаризма (1883—1884 гг.). Известен также, опять-таки из ис­тории Норвегии, факт организации вооруженных формирований правых политических сил Samfunnsvernet (Общественная защита) в 1923 году для борьбы со стачечным движением рабочих, руко­водимым коммунистической партией. Циркуляром министра внутренних дел от 1928 года эта организация была признана “резервным отрядом полиции”. Рабочие не остались в долгу, и в 1931 году возникло левое вооруженное формирование Arbeider-vcrnci (Рабочая защита). В 1936 году обе организации были рас­пущены.

Но самое острое противостояние политических партий в форме вооруженной борьбы было, конечно, в Финляндии. Эта страна пережила настоящую гражданскую войну.

Гражданская война в Финляндии велась с 27 января по 6 мая 1918 года. Историки различной ориентации, имеющие разную партийную принадлежность, называют ее по-своему: освободи­тельная война, гражданская война, восстание красных, классовая война, война красных и белых и т.д. Мы будем использовать здесь то название, которого придерживались ее участники и то­гдашнее молодое финское государство: гражданская война.

Предысторией ее были события, не ограничивающиеся рам­ками 1917 года. К ним можно отнести и появление в 1903 году мощной социал-демократической партии, и формирование в хо­де революции 1905—1906 годов отрядов красной и белой гвардии, распущенных после парламентской реформы 1906 года.

После Февральской революции в России Финляндия, не имевшая ни собственного военного ведомства, ни организацион­ных структур государственной власти и потерявшая даже управ­ление со стороны России, оказалась в достаточно сложном положении. Уже весной 1917 года после сельскохозяйственных забас­товок буржуазия приступила к формированию отрядов самообо­роны (suojeluskunta) — шюцкора, в основе создания которого ле­жало движение за освобождение Финляндии из-под власти Рос­сии, а также стремление обезопасить себя от становившегося все более радикальным рабочего движения. К началу 1918 года в стране насчитывалось уже около 500 отрядов шюцкора, в кото­рых состояло свыше 40 тыс. человек.

Летом 1917 года появились и первые отряды красной гвардии, но руководство социал-демократов и профсоюзов не имело об­щего мнения относительно их использования. Всерьез к созда­нию красной гвардии как к отрядам защиты от вооружающейся буржуазии руководители рабочих организаций отнеслись только накануне и в ходе ноябрьской всеобщей забастовки.

Оружие шюцкор получал из Швеции, Германии и от россий­ских белогвардейцев, красная гвардия — частично от революци­онной России, частично путем разоружения шюцкоровцев в кон­тролируемых ею районах.

После провозглашения (6 декабря 1917 года) и получения (31 де­кабря 1917 года) Финляндией независимости события в стране развивались стремительно. Правительство П. Свинхувуда, исходя из того, что на территории независимой Финляндии не могут на­ходиться войска другого государства, отдало приказ о разоруже­нии более чем 40-тысячной русской армии, вывести которую правительство Ленина отказалось в силу отсутствия в то время мирного договора с Германией. Руководство отрядами шюцкора, получившими это задание, было поручено генерал-лейтенанту царской армии К-Г.Маннергейму (любопытно, что он был уволен из российской армии только 26 февраля 1918 года с назначением пенсии). На протяжении января 1918 года активизировалось и формирование красной гвардии, рассчитывавшей на помощь ре­волюционной России.

Боевые действия в отсутствие достаточно ясных целей и ре­альных фронтов начались 27 января 1918 года, и уже через пару недель страна разделилась на два лагеря: красная гвардия укре­пилась на юге страны, имея в качестве революционного прави­тельства Совет народных уполномоченных в Хельсинки, а весь север остался у белых с сенатом в г. Вааса и ставкой К.Маннер-гейма в г. Сейнейоки.

В течение февраля активных боевых действий не велось ни одной из противоборствующих сторон, шло накопление сил и вооружений, разоружение оказавшихся на территории каждой из сторон небольших отрядов противника. С точки зрения военной подготовки положение белых, имевших в своих войсках значи­тельное количество хорошо подготовленных офицеров и млад-

ших командиров, к тому же лучше вооруженных, было более выгодным. Многие красногвардейцы не умели даже пользоваться винтовками, не говоря о том, что у них катастрофически не хва­тало опытных боевых командиров. Еще больше обострилась си­туация для красных после прибытия из Германии в феврале ме­сяце отлично подготовленного фельдъегерского батальона чис­ленностью свыше тысячи человек.

Уже к 15 марта, когда белые начали хорошо спланированную операцию по захвату Тампере, красные вынуждены были перейти к обороне. В результате ожесточеннейших боев Тампере пал в апреле. До этого белые сумели взломать весь северный фронт красных.

По личной просьбе находившегося в Германии П.Свинхувуда правительство последней направило в помощь белым дивизию генерала фон дёр Гольца (численностью 9,5 тыс. чел.), высадив­шуюся 3 апреля в Ханко, и бригаду фон Бранденштейна (численностью 3 тыс. чел.), вышедшую на берег в г. Ловииса 7 апреля. Красным противопоставить немецким войскам было не­чего. К 6 мая боевые действия на всей территории страны были закончены, и 16 мая в Хельсинки “белая” Финляндия принимала парад победителей. Значительная часть красногвардейцев оказа­лась в лагерях военнопленных, другая — вытесненной в Совет­скую Россию. Туда же бежал и Совет народных уполномоченных.

В гражданской войне в Финляндии принимало участие около 100 тысяч человек на стороне красных (непосредственно в бое­вых действиях — около 70 тысяч человек) и около 70 тысяч чело­век в войсках белой гвардии. Война была недолгой, но чрезвы­чайно жестокой и кровавой. В ходе боевых действий, красного террора на начальном этапе войны и белого террора по ее окон­чании погибло около 30 тысяч человек (потери красных — 25 ты­сяч), при этом непосредственно в сражениях было убито около 3,5 тысяч красных и около 3,2 тысяч белых.

Пик красного террора пришелся на самое начало и завер­шающий этап гражданской войны, разгул белого — в основном на первые две недели после ее окончания. Убийственную карти­ну гражданской войны дополняют многочисленные свидетельства участников тех событий, и особенно тех десятков тысяч красных, которые, попав в плен, пережили ужас лагерей. В июле 1918 года смертность заключенных в лагерях от ран, болезней и голода превышала тысячу человек в неделю. Белый террор и лагеря ос­тавались легендами в жизни побежденных на многие десятилетия после гражданской войны, они были увековечены в многочис­ленных литературных произведениях, наиболее впечатляющим из которых остается, несомненно, роман Вайне Линна “Здесь, под северной звездой”.

И только к середине шестидесятых годов было достигнуто своего рода примирение, погибшим красным были поставлены памятники и обелиски с надписями “павшим за рабочее дело” или же “за свои убеждения”.

* * *

В современных условиях, в условиях деления партий на пар­тии парламентского и “нового” типа — заговорщицкие, террори­стические организации и неонацистские группировки (с начала 90-х годов в Северной Европе наблюдается рост националистиче­ских настроений, особенно среди молодежи; в прессе эти груп­пировки не совсем грамотно именуют “бритоголовыми”), важно иметь в виду следующее: весом обладают как раз партии первого типа, легально участвующие в политическом процессе, который при их участии имеет несколько организационных форм. Первой по важности (и в историческом плане) является форма участия партии в избирательных кампаниях. Это особенно важно, по­скольку законодательство некоторых северных стран запрещает образование избирательных блоков (valgforbund), что напрямую связано с введением практики уравнивающих мандатов (utjevn-ings mandater).

Участие партии в выборах урегулировано законодательством скандинавских стран, и благодаря ему партии получают легаль­ное (т.е. закрепленное в законе) определение как их самих, так и собственного статуса. В избирательном праве (valgrett) различают две формы организационного участия партий в избирательных кампаниях: (1) регистрация партии для выборов и (2) номинация партией своих кандидатов для выборов.

Регистрация партии

Финский закон знает особое буквенное обозначение, свиде­тельствующее, что название партии зарегистрировано, — “г.у.”, то есть “rekisteroity yndistys”, или “г.р.” — “registrerat parti” (§ 4). Но, как и в Норвегии и Швеции, финская партия также обязана зарегистрироваться для каждой избирательной кампании, если не провела своих кандидатов в парламент на последних по времени выборах. В Дании, что схоже с финскими порядками, однако, нс требуется регистрации партии, которая была представлена в Фолькетинге на прошлых выборах (ч. 1 § 11 закона о выборах в Фолькетинг и народном референдуме 1987 года). Регистрации при этом подлежит название партии (§ 1 гл. 5 шведского закона о выборах 1972 года; § 17 закона о выборах Норвегии 1985 года и § 11 датского закона). При этом следует иметь в виду, что из всех северных стран только в Дании и Финляндии существует дуалистическая система выборов в представительные органы власти страны. Это означает, что здесь действуют два отдельных закона:

по выборам в национальный парламент и по выборам в местные представительные органы власти и самоуправления. Кроме того, для Фарер и Гренландии действуют свои избирательные законы. Правда, квотированное представительство Фарерских островов и Гренландии закреплено в § 28 Конституции и § 7 закона о выбо­рах Дании. Для Аландских островов, входящих в состав Финлян­дии, действует закон о самоуправлении (16.08.1991, № 1144), ко­торый предусматривает создание собственного представительного органа — Лагтинга. Что касается Норвегии, то в 1987 году здесь была предоставлена культурная автономия саамам с образовани­ем их представительного органа — Sameting*, который избирается непосредственно саамами, и только для них. В остальные органы власти саамы избирают депутатов по общим для всей Норвегии законам. В Финляндии и Швеции саамы также по закону (финский от 1995, шведский от 1991 гг.) получили право образо­вывать собственное представительство.

Заявление о регистрации подается в Дании министру внут­ренних дел, в Норвегии — государственному нотариусу (notarius publicus) г. Осло, в Швеции — в Центральную избирательную ко­миссию, в Финляндии — в министерство юстиции. Разнятся также и сроки подачи таких заявлений. В Швеции заявление должно быть подано не позднее 30 апреля года выборов или че­рез неделю после их объявления (§ 2 гл. 5 закона), в Норвегии — 31 марта года выборов. Датский закон не знает четкой фиксации даты, а устанавливает плавающую дату — не позднее 12.00 за 15 дней до дня проведения выборов (ч. 1 § 12 закона). Заявление требуется подавать только в письменном виде и по заранее уста­новленной форме (требование датского закона), норвежский за­кон требует сообщения в заявлении весьма подробных сведений:

копии протокола об образовании партии, подписи всех членов ее центрального правления. В Финляндии срок подачи заявления о регистрации партии совершенно не увязывается со сроками вы­боров, важно, однако, помнить о том, что мы сказали выше, в соответствии с ч. 1 § 3 финского закона о партиях: “Партия, не проведшая ни одного из своих кандидатов на прошлых или бли­жайших следующих выборах в парламент, исключается из реестра партий”. Но в то же время § 27 закона о выборах предлагает Ми­нистерству юстиции в срок не позднее чем за 39 дней до прове­дения выборов уведомлять избирательные комиссии округов о списках партий, имеющих право в них участвовать, то есть за­регистрированных.

Заявление о регистрации полагается сопровождать подписным листом избирателей в поддержку партии. Самые либеральные требования в этой связи в Швеции. Закон требует только 1500 подписей избирателей по всей стране для регистрации партии в качестве общенациональной (§ 3 гл. 5 закона). В Норвегии пола­гается подавать подписной лист с 5000 подписей (§ 17 закона). В Дании самые суровые правила: \/\^s часть от всех голосов, подан­ных на прошлых выборах в Фолькетинг. Так, на выборах 1992 го­да требовалось собрать под заявлением регистрируемой партии 19024 подписи, а на выборах 1994 года такой список должен был включать 18513 подписей. Правда, для партии немецкого мень­шинства Шлезвига это требование не действует. Само разреше­ние на регистрацию, выданное новой датской партии министром внутренних дел, если она не смогла провести ни одного своего кандидата в Фолькетинг, будет действительно только в течение двух лет со дня выдачи. Во всех северных странах закон очень строг в отношении оформления подписей избирателей под заяв­лением партии на регистрацию. В принципе это понятно — пар­тийная система Скандинавии и Финляндии одна из самых жест­ких, здесь партии существуют десятилетиями, чужаки и новички не терпятся (та ikke tales, tolereras, как говорят сами скандинавы).

Партии может быть отказано в регистрации везде практически по одинаковым основаниям:

(1) если регистрируемое название партии может ввести в за­блуждение избирателя;

(2) если название партии совпадает с названием другой пар-тиии (ч. 3 § 17 норвежского закона устанавливает срок в 4 года для регистрации новой партии, если она регистрируется под на­званием распущенной ранее);

(3) если партия сама отказывается от регистрации (требование шведского и финского законов).

Регистрация партии венчается официальным опубликованием ее наименования в правительственном издании, кроме того, шведский закон требует назначения партией своих представите­лей (доверенных лиц) в избирательные комиссии округов.

Номинаиия (nominering, nominasjon)

Эта процедура впервые была проанализирована в свое время М.Я.Острогорским под видом “кокуса” — партийного собрания по выдвижению своих кандидатов на выборы. Необходимо отме­тить, что она по степени своей формализации позволяет нам разделить скандинавские страны на две группы: первая группа со слабой или практически никакой формализацией этого процесса представлена Данией!3 и Швецией, вторая — с очень жесткой формализацией этой процедуры — Норвегией и Финляндией.

В странах первой группы процедура номинации кандидатов регулируется партийными уставами. При этом роль партийного руководства весьма значительна. В то же время формальное пра­во выдвижения кандидата на выборы в парламент непосредст­венно от населения (независимого кандидата) хотя и не отрица­ется (за исключением Финляндии), но особо закреплено только в датском и норвежском законах о выборах. Закон, не вдаваясь в подробности, гласит следующее: “Лицо, желающее заявить себя кандидатом на выборах в одном из округов, может быть выдви­нуто либо от политической партии, либо в качестве непартий­ного кандидата. Кандидатура выдвигаемого от партии лица должна быть одобрена этой партией. Непартийный кандидат должен получить поддержку от 150 до 200 избирателей в округе, в котором он баллотируется” (ч. 1 § 32 датского закона). В Норве­гии такой кандидат должен собрать 500 подписей избирателей в своем округе (п. “d” § 25 закона о выборах). В Финляндии, одна­ко, выдвижение независимого кандидата в принципе невозмож­но, но возможно выдвижение такового от избирательного блока, в этом случае блок имеет право выдвинуть одного кандидата от себя, если сам наберет в свою поддержку 100 подписей избирате­лей (ч. 1 § 31а закона о выборах в парламент). В общем, как по­казывает практика стран этой группы, выдвижение, не говоря уж об избрании непартийных (независимых) кандидатов, здесь ог­ромная редкость.

Процесс выдвижения кандидатов начинается в местных (региональных) партийных организациях, при этом их роль чрез­вычайно усиливается, а сама номинация подразделяется на три этапа.

Первый условно может быть назван предноминацией (fornominering). Инициатива в этом смысле находится в руках “офицеров партии” — ведь партийная масса должна высказаться по поводу предложенных ее вниманию кандидатур. Не стоит сбрасывать со счетов и взаимодействие партии в этом вопросе с организациями-попутчиками (sidoorganisanonar). В целом, на этом этапе партийная масса открыта многостороннему влиянию и давлению. Следует также иметь в виду, что в Скандинавии некото­рые партии практикуют обнародование списка собственных кан­дидатов на предстоящие выборы заранее, как правило, на еже­годном общепартийном съезде. Такой список обладает необхо­димым авторитетом, его все знают, и его легко приспосабливать к условиям быстро меняющегося мира — достаточно вычеркнуть прежние и вписать новые фамилии кандидатов.

Второй этап — это, собственно, формальная номинация; на нем происходит уже обсуждение и выдвижение кандидатур; здесь же проводится и голосование по выдвинутым кандидатурам. Го­лосование может быть мягким, так называемым “рейтинговым”, и жестким.

Третий этап формально закреплен в законах о выборах север­ных стран: это составление избирательных бюллетеней и их ут­верждение избирательным органом (§ 4 гл. 6 шведского закона, § 25 норвежского закона, ч. 2 § 34 датского закона, § 40 финского закона). В Швеции это Центральная избирательная комиссия, в Норвегии — губернское правление во главе с губернатором, в Да­нии — избирательное управление в первичном избирательном ок­руге, в Финляндии — центральная избирательная комиссия в каж­дом округе.

В Швеции за последнее время делались попытки все же уре­гулировать законодательно процесс номинации, однако далее стадии представления Риксдагу доклада экспертной комиссии (remissyttrande) дело нс пошло*. Вместе с тем было отмечено, что процесс номинации приобрел несколько новых форм, отражаю­щих развитие демократичности выборов.

Так, в Швеции используются процедуры свободной номина­ции (fri nomineiing), когда партия предоставляет мандат депутата от своего имени независимому кандидату. Партия в таком случае получает в качестве своего кандидата весьма популярную в дан­ной местности личность, что увеличивает ее шансы на выборах в данном округе. Еще можно отметить такую форму номинации, как “номинация меньшинства”. Эта форма предвыборной кампа­нии отражает развитие уже внутрипартийной демократии, когда фракция в партии, не согласная с большинством, получает право включить от себя в общепартийный список несколько кандида­тов. По сути дела, это альтернативный список, но формально входящий в общепартийный, тем самым официального раскола в партии нет, и она сохраняет необходимое единство рядов перед испытаниями общенациональными выборами.

В Норвегии, как мы сказали выше, процесс номинации фор­мализован и осуществляется следующим образом. Прежде всего необходимо отметить, что закон предусматривает помощь со сто­роны государства политическим партиям в процессе номинации ими кандидатов на выборы. Параграфы 18 и 19 закона гаранти­руют оплату транспортных расходов партийным делегатам, съез­жающимся на номинационные собрания. Партии при этом могут объединять свои усилия с корпорациями и массами избирателей, т.е. приглашать на свои кокусы (nominasjonsnwter) представителей от этих политических групп (ч. 1 § 23 закона), а также организовывать избирательные блоки с другими партиями (ч. 2 § 23 закона).

Делегатов на номинационное собрание губернского уровня избирают на собраниях первичных парторганизаций коммуны. На этих же собраниях в коммунах может быть начато формиро­вание партийного списка кандидатов. Таким образом, мы видим, что норвежский опыт предноминационной деятельности более богат и разнообразен, чем в Швеции и Дании. Протоколы собра­ний первичных парторганизаций посылаются в губернскую пар­тийную организацию, если же таковой нет, то в центральное правление партии. Закон особо следит за тем, чтобы на губерн­ском номинационном собрании коммуны были представлены пропорционально.

Сам же кокус, то есть номинационное собрание, проводится на уровне губернии (fylke) (§19 закона). Он созывается губерн­ской партийной организацией; если в этой губернии у партии нет местной организации, то центральным правлением партии. Де­легаты от коммун (коммунальных парторганизаций) должны быть извещены о времени и месте проведения номинационного соб­рания. На нем решается, кто будет включен в список кандидатов от партии и в каком порядке они будут значиться в избиратель­ном бюллетене. Это не пустая формальность, ибо порядок следо­вания фамилий кандидатов в бюллетене влияет на избрание этого лица в представительный орган — такова особенность про­порциональной системы выборов, принятая во всех северных странах. Например, ч. 2 § 32 датского закона о выборах предлага­ет альтернативный вариант размещения фамилий кандидатов в избирательных бюллетенях: (1) алфавитный порядок, (2) в таком порядке, в каком это считает необходимым сама партия (partilis-tens raekkef0lge). Шведский закон в § 3 гл. 6 гласит: “Фамилии кандидатов располагаются одна под другой с указанием порядко­вых номеров, показывающих их очередность”. Финский же закон предполагает решать этот вопрос жребием (§ 38).

Такие списки заранее готовятся в коммунальных или цен­тральных организациях партии. Право голоса имеют лишь делегаты от коммунальных парторганизаций. Представители цен­трального правления партии имеют право предлагать собранию внести в партийный список от данной губернии то или иное имя. Голосовать сами они не могут, если только не являются делега­тами от коммунальной парторганизации. Голосование в зависи­мости от устава партии может быть также общим (uravstemrdng), при котором закон позволяет всем членам партии, проживаю­щим в данном избирательном округе, принять участие в кокусе (ч. 9 § 19 норвежского закона). В первом случае партийное руко­водство ставится перед фактом, что в губернии, которая является избирательным округом, от партии будет выдвинуто уже опреде­ленное (по персональному составу) количество депутатов; во втором — проводится общенациональное номинационное собра­ние, где список партии дорабатывается. Интересно заметить, но закон предполагает проведение такого общенационального коку-са по требованию двух и более губернских номинационных соб­раний. В этом случае делегаты, съезжаясь на общенациональное номинационное собрание, не получают уже от государства воз­мещения своих транспортных расходов (ч. 5 § 19 закона). Прото­кол номинационного собрания подается на ознакомление губер­натору (fylkesmannen).

При номинации партийные вожди стараются учитывать пред­почтения как партийной массы, так и рядовых избирателей. Вот весьма интересная таблица, характеризующая процесс номина­ции, отмечающая предпочтения номинирующих при выдвижении от партии того или иного кандидата. Данные приведены в про­центном отношении к 100 в табл. 2.

Таблица 2

Критерии Социал-демо­краты Либе­ралы Христиан­ские демо­краты Центр Кон­серва­торы
Представительство геогра­фического региона          
Представительство поло­возрастной группы          
Представительство интере­сов профсоюзов  
Представительство интере­сов крестьян        
Представительство пред­принимателей      
Представительство рели­гиозных интересов      
Представительство корпо­раций        

 

Источник: Valen H., Katz D. Political parties in Norway. Oslo, 1967. P. 59

А вот как происходит процесс номинации в Финляндии. Важ­но при этом сразу же заметить, что закон содержит нормы дис-позитивного характера (§§ 26a—26f), регулирующие порядок вы­движения кандидатов. Обычно закон отсылает к нормам и поло­жениям партийного устава, определяющим порядок номинации кандидатов от партии и голосования по ним (ч. 3 § 26а).

В целом номинация кандидатов от партий происходит в два этапа. На низовом уровне (на уровне коммуны) устраиваются ко-кусы, на которых и происходит выдвижение кандидатов в обще­партийный список в данном избирательном округе. Правом вы­движения кандидатов обладают руководящие органы первичной партийной организации (basorganisation), а также 15 членов од­ной и той же парторганизации или 30 членов разных парторгани­заций, но все равно находящихся на территории одного и того же избирательного округа. При этом свое предложение по кан­дидатам они выносят в письменном виде (§ 26Ь).

Правом голоса на кокусах обладают все члены партии, прожи­вающие в данном округе, объединенные в парторганизации, ко­торым ко дню выборов исполнится 18 полных лет. Количество номинантов на данном кокусе определяется заранее руково­дством партии на уровне лена (губернии) — так называемой kretsorganisation, — поскольку сама партия в одном округе может выдвинуть только 14 кандидатов (§ 26). Поэтому если номинан­тов в общем получается больше, то окружная парторганизация имеет право урезать на четверть количество номинированных на каждом партийном кокусе в данном округе (§ 26е). Излишне, ду­мается, повторять, что право “урезания” (andringsratt) применя­ется к тем номинантам, которые получили на кокусе голосов меньше, чем остальные. В таком своем виде это голосование ста­новится рейтинговым.

Окончательное составление партийного списка, таким обра­зом, происходит уже на собрании окружной парторганизации. Если в округе несколько окружных парторганизаций и они не могут никак договориться друг с другом, решение принимает центральный руководящий орган партии.

Особая процедура номинации предусмотрена в Финляндии также и для избирательных объединений, которые могут состоять как из партий (valforbund), так и из граждан (valmansforening) — § 30 и § ЗОа финского закона о выборах.

Процедура номинации, как видим, несмотря на ее скрытые издержки и уклон в сторону партийного авторитаризма, пред­ставляет собой своеобразный компромисс между прямой и пред­ставительной формами демократии. Широкие партийные массы получают на время возможность повлиять посредством номина­ции на политику партии, подбор кандидатов, вплоть до включе­ния в список лиц, пользующихся симпатией партийных рядов, ее избирателей, но формально не состоящих в ней. Особенно часто этим пользуются социал-демократы и так называемые “партии разочарованных” — misnojespartier, которые никогда не ставят на массового, но всегда на узкоэлитарного — с их собственной точ­ки зрения — избирателя. Важно также заметить, что номинация — это одно из средств консервации партийной олигархии — ее по­средством партия сохраняет свои кадры, прошедшие горнило ра­боты в правительстве и парламенте, то есть профессиональных политиков, со временем становящихся ее техниками. В этом ко­рень скандинавской меритократии.

* * *

Следующая форма участия политической партии в политиче­ском процессе — это ее работа в парламенте и правительстве страны. Главный принцип, который определяет форму участия партии в парламенте и правительстве, и притом во всех странах Севера Европы, — это принцип парламентаризма, закрепленный формально в § 5 гл. 6 Формы правления Швеции, § 15 Конститу­ции Дании, §§ 36 и 36-Ь Формы правления Финляндии. В Нор­вегии этот принцип, как и в Великобритании, существует в фор­ме конституционного обычая, т.е. он не закреплен в формальном акте. Парламентаризм по-скандинавски, таким образом, подра­зумевает прежде всего два основополагающих положения:

(1) требование ухода в отставку правительства или министра при выражении ему недоверия парламентом, (2) формирование пра­вительства большинством национального парламента; и то и другое положение напрямую связано с политической партией, ролью, которую та играет в самом парламенте. Кроме этого, роль партии существенно увеличивается благодаря практике прямого правления парламента, поскольку именно он согласно конститу­циям северных стран занимает главенствующее положение в сис­теме органов государственной власти и положения его постанов­лений (beslutning) во многом обязательны для правительства. От­части такое положение парламента напоминает положение Кон­вента якобинской Франции.

Могущество парламента проявляется прежде всего в возмож­ностях руководить правительством и контролировать его дея­тельность. Будучи столь серьезным органом и обладая столь важ­ными функциями, парламент необходимо должен структуриро­ваться таким образом, чтобы с успехом осуществлять свои зада­чи. В этом мысль датского политолога Эрика Дамгорда, согласно которому структура парламента определяется структурой дея­тельности его членов14 (в нашем случае — партий). Из этого следует, что структурно каждый парламент скандинавских стран распадается на следующие подразделения:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.