Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы партийной деятельности в Скандинавии 2 страница




(а) бюро, президиум, конференция;

(б) комитеты и комиссии, как постоянные, так и ad hoc;

(в) общее (пленарное) заседание в полном составе;

(г) секретариат или канцелярия;

(д) библиотека и архив.

Последние два не играют особой роли, т.к. это вспомогатель­но-технические структуры, приобретающие политическое значе­ние только при решении процедурных вопросов: успеет или не успеет подать депутат деловую бумагу в канцелярию, сможет ли получить — и насколько квалифицированно — необходимую справку в архиве и т.п. Самые важные — две первые структуры, где сосредоточена власть парламента; именно они готовят проек­ты решений законодательного органа, а пленарное заседание их просто оформляет. Совершенно естественна поэтому для партии попытка захватить власть (большинство) именно в комитетах и президиуме парламента. Основа партийной борьбы за места в этих органах — партийная фракция или группа, как она называ­ется во всех регламентах скандинавских стран (partigruppe;

Eduskunnan puoleryhma); средства борьбы также определены рег­ламентами:

— выборы в стенах парламента (valg);

— слушания (h0ring);

— вопросы (sporsmal, fraga);

— запросы (interpellasjon, forespergsler);

— предложение законопроекта (motion или privatforslag). Последнее есть крайнее средство борьбы для партии. Как ост­роумно заметил Дамгорд, “предложение депутата отражает огра­ниченные возможности оппозиционной партии в законодатель­ной работе”!5. Это действительно так, поскольку правительствен­ная (не оппозиционная) партия реализует право законодательной инициативы своих депутатов через законопроект, вносимый пра­вительством.

Организация партийной фракции

Впервые, как нам представляется, вопрос о роли и значении партийной фракции или группы в отечественной скандинависти-ке был поднят в 1975 году М.А-Могуновой16, тогда же проанали­зировавшей ее основные организационные формы. Результаты этого анализа не устарели до сих пор.

Партийная группа или фракция объединяет всех депутатов, прошедших в парламент от одной партии или блока партий. Блок может формироваться соглашением между фракциями из депутатов, уже избранных в парламент. В этом случае наиболее часто встречается в практике образование реальной оппозиции. Данное положение является объединяющим моментом для депу­татов, в отношении которых действует старое формальное требо­вание непризнания императивного мандата. Это означает, что вне зависимости, от какой партии или географического региона избран данный депутат, в качестве члена парламента он пред­ставляет весь народ, всю нацию в целом. Но на практике даже сами избиратели понимают, что “члены парламента в большей степени зависят от партийных фракций, чем от формальных юридических норм”!7. При этом важно, что формально решение руководства партийной группы (фракции) не обязательно для ее членов, однако “моральное давление очень высоко”!8.

Организационное единство фракции проявляется в наличии у нее руководящих органов, как правило, двух видов и особого ро­да документа — устава фракции (stadgan). В последнем документе определяется структура фракции, методы ее работы и взаимодей­ствия с другими субъектами политического процесса. Сразу же необходимо заметить: наличие подобного рода формального ус­тава характерно в основном для социал-демократов.

Руководящие органы фракции подразделяются на политиче­ское и техническое руководство. Обе формы имеют свои сильные и привлекательные стороны. Политическое руководство пред­ставлено председателем фракции (talsmann, formalin) — он руко­водит еще и техническим секретариатом фракции — и группой наиболее выдающихся лиц. К последним применимы требования, по которым определяется любая элита в любой группе: (1) это должны быть известные политики, (2) они должны обладать опы­том работы в стенах парламента (т.е. в прошлом уже были чле­нами парламента), (3) правление фракции должно отражать раз­личные течения в самой партии, в нем должны быть представле­ны различные регионы страны. Правление, таким образом, со­стоит из 10—13 членов (могут быть варианты в зависимости от численности самой фракции), в Швеции правление фракции на­зывается Доверительным советом (Fortroende radet); в Дании и Норвегии — правлением или президиумом (styre, presidium — соответственно). Секретариат партийной фракции (в Норвегии ра­бота его технического персонала оплачивается из государствен­ного бюджета) состоит из двух или более заместителей председа­теля фракции и ее секретаря. Секретариат оформляет все реше­ния фракции, помогает депутатам правильно организовать их собственную работу в стенах парламента. Кроме того, группы выбирают несколько “кнутов” (innpiskere), назначение которых следить за тем, чтобы во время голосования в общем зале депута­ты были на своих местах. В этом скандинавы стараются подра­жать англичанам. На общем заседании фракции избираются и “докладчики” (ordfarer) от фракции в той или иной комитет пар­ламента.

Правление созывает заседания партийной фракции, которые происходят обычно раз в неделю. Однако есть партии, например в Швеции, где отсутствует четкое правило о регулярных заседа­ниях фракции: они созываются по мере надобности. Те фракции, которые имеют собственный устав, закрепляют в нем положение о регулярности созывов заседания партийной группы. Часто в эти уставы в порядке внутрипартийной демократии включаются также положения о том, что созыв собрания партийной группы может быть произведен и по инициативе определенного количе­ства ее членов (10 депутатов — в уставе партийной группы рик­сдага шведских социал-демократов).

В общем виде задачи правления партийной группы нацио­нального парламента северных стран выглядят следующим обра­зом:

(1) предлагать кандидатов от фракции в комитеты, комиссии и президиум парламента;

(2) формировать предложения от всей партии;

(3) представлять фракцию на переговорах с фракциями других партий внутри парламента.

На собрании фракции обсуждаются все важные вопросы по­литики партии в национальном представительном собрании, ре­шаются и тактические вопросы: как, с кем и по какому вопросу голосовать и пр. Огромное влияние на порядок принятия реше­ний и сами вопросы, которые здесь обсуждаются, оказывает по­ложение самой партии — находится ли она в оппозиции или яв­ляется правящей (regeringspartiet). В последнем случае фракция правящей партии в парламенте служит формальной инстанцией утверждения принятого правительством решения. У депутатов-партийцев в данном случае язык развязан — говорить они могут всё, что угодно, но проголосовать обязаны все как один — фак­тическое их влияние на исход дела равно нулю. Впрочем, реаль­но повлиять на исход дела не может и оппозиционная партийная фракция, если не сумеет сплотить вокруг спорного вопроса парламентское большинство. Впрочем, такие вопросы, как правило, являются судьбоносными, и решение их легко прогнозируемо. Правительство может обойти здесь и собственную фракцию в парламенте. Во всяком случае, в Скандинавии такие факты были, когда правительство через референдум обращалось напрямую к народу. Кроме того, правительство здесь, за исключением нор­вежского, всегда может пошантажировать оппозицию и собст­венную фракцию, пригрозив в случае неповиновения роспуском парламента.

Заседания фракций проводятся за закрытыми дверями, не на всех из них даже ведется формальный протокол. Пожалуй, толь­ко социал-демократы строго придерживаются порядка. В то же время на такое заседание могут быть приглашены и члены прави­тельства, и партийные функционеры, не являющиеся депутатами, представители партийной прессы. Последних часто приглашают для организации управляемых утечек информации с целью выяс­нить реакцию общественного мнения. Хотя бывали случаи, когда дело доходило до скандала в связи с публикацией в СМИ мате­риалов заседаний партийной группы. Так случилось в 1962 году в Норвегии, когда буржуазная пресса опубликовала материалы за­седания фракции Норвежской рабочей партии, посвященные во­просу вступлении Норвегии в ЕЭС.

Формы деятельности партийной фракции

Деление политических партий на традиционный спектр: пра­вые <-> центр <-> левые — не в последнюю очередь повлияло на политическое лицо партий. Первоначально политические группы в парламенте обозначали себя как раз по месту своего располо­жения в зале заседания: справа или слева от президиума. Надо заметить, в современных парламентах стран Северной Европы это правило уже не действует. Регламенты парламентов подчер­кивают, что депутаты должны рассаживаться в зале заседаний не по партийной принадлежности, а по округам, от которых они из­браны (дол. пост. 2.3.1 Устава Риксдага), точно такой же порядок в норвежском Одельстинге (§ 2 Регламента), а в Лагтинге депута­ты рассаживаются в зависимости от количества поданных за них голосов. Регламент Фолькетинга обходит молчанием этот вопрос. Поэтому фактическое расположение депутатов фракции в зале теперь абсолютно ни о чем не говорит. Регламент Эдускунты в § 1 предлагает алфавитный порядок рассадки депутатов.

Главное для фракции — ее место в комитетах и комиссиях. Все регламенты содержат постановления о том, что фракции принимают участие в формировании этих структурных подразде­лений высшего представительного органа. Меньше всего среди северных стран этого вопроса касается Регламент Эдускунты, са­мая распространенная формула, употребляемая им, гласит: “Если парламент не может договориться об избираемых, избрание сле­дует отложить и произвести в соответствии с пропорциональной избирательной системой” (например, § 5, § 12 и др. Регламента Эдускунты [Ohjesaanto] 1927 года). Так, § 2 гл. 7 Устава Риксдага говорит о пропорциональном участии партийных групп в выбо­рах структурных подразделений парламента, в § 8 Регламента Стортинга обозначено пропорциональное представительство пар­тийных групп в комитете по выборам в парламентские подразде­ления, при этом §§ 9 и 11 этого же документа вводят пропорцио­нальное представительство партийных групп в комитетах и ко­миссиях Стортинга. Часть 2 § 11 Регламента Стортинга гласит: “В комитетах и комиссиях все партии, насколько это возможно, должны быть представлены пропорционально”. Но дальше всех, представляется, в этом вопросе пошли датчане.

Особенностью датского парламента является гарантированное право на участие в обсуждении дела в комиссии депутатов от той партии, которая в силу малочисленности своей фракции не мо­жет быть представлена во всех комитетах и комиссиях Фольке­тинга. На этот случай регламент содержит стандартную форму­лировку: “Каждая избранная в Фолькетинг партия, не представ­ленная в комиссии, может назначить одного представителя, имеющего право участвовать в ее прениях, но без права голоса и без права вынесения на рассмотрение комиссии какого-либо по­становления (например, ч. 1 § 7 Регламента фолькетинга). Или ч. 4 § 7: “Депутаты парламента от партии, которая не представле­на своим членом или его заместителем... в комиссиях... имеет право войти в две из упомянутых... комиссий”. Точно такое же право имеется и у независимого депутата.

Надо пояснить, что скандинавские избирательные законы имеют институт заместителя депутата (stedfortraeder или vararepre-sentant). Заместитель депутата избирается вместе с ним по пар­тийному списку и приступает к исполнению депутатских обязан­ностей в случае отпуска, болезни или отсутствия депутата по иной уважительной причине.

Самое важное в вопросе регулирования статуса партийной группы — это определение регламентами формирования струк­турных подразделений. Выше мы уже отмечали, что самое про­стое правило по этому вопросу находится в Регламенте Стор­тинга: партии должны быть представлены в них пропорциональ­но. Но в парламентах Дании и Швеции правила эти прописаны более подробно. Так, ч. 2 § 4 гл. 7 Устава Риксдага гласит: “Места распределяются между партиями таким образом, чтобы они одно за другим предоставлялись той партии, у которой каждый раз оказывается наибольшее сопоставимое число. Пока не распреде­лены места партии, сопоставимое число равно числу голосов партии, а затем оно делится на число мест, которые ей уже пре­доставлены, плюс единица. При равном сопоставимом числе применяется жребий”. Что вполне сравнимо с § 36 Регламента Фолькетинга: “Когда Фолькетинг должен избрать членов комите­та, комиссии или иного подобного органа, то выборы происходят на пропорциональной основе (§ 52 Конституции) в соответствии с нижеследующими правилами: депутаты собрания (Tinget) делят­ся на группы, каждая из которых состоит из тех депутатов, кото­рые в отдельности и в определенное время уведомили председа­теля [Фолькетинга], что они будут голосовать вместе. Затем чис­ло депутатов в каждой группе последовательно делится на 1, 2, 3 и т.д., пока они не будут поделены, чтобы выяснить, какое наи­большее число депутатов может быть выбрано от каждой группы. Первое место предоставляется той группе, которая получила наибольшую квоту после деления. Второе место предоставляется следующей по количеству квоты группе и т.д. вплоть до того мо­мента, пока не будет достигнуто полное количество членов ко­миссии, подлежащих избранию”. При этом места выбывших по­сле выборов по тем или иным причинам депутатов занимают их заместители.

Следующее важное структурное подразделение — президиум национального парламента. Президиум полагается избирать так­же на пропорциональной основе. При этом глава парламента (а не спикер, как взяли нынче моду говорить безграмотные россий­ские журналисты) избирается от самой крупной партии, а места его заместителей могут быть распределены не пропорционально, как того требует Регламент (ч. 3 § 7 гл. 1 Устава Риксдага, на­пример), а по соглашению (зачастую джентльменскому) между крупнейшими партиями парламента. Это распространенная практика. Так, датский регламент (§ 3) прямо закрепляет ее, от­мечая, что четыре заместителя председателя Фолькетинга должны быть избраны от партийных групп.

Президиум — очень важный орган парламента, об этом мы уже говорили, важность его определяется тем, что он, как прави­ло, формирует повестку дня предстоящего заседания. Исключе­ние составляет опять Дания. Повестка дня в датском парламенте утверждается прямо на заседании Фолькетинга, на последнем за­седании перед следующим. Предложение по повестке дня гото­вится председателем — в этом источник его силы, поскольку со­гласно ч. 3 § 32 Регламента, “председатель может, когда повестка дня не утверждена в соответствии с ч. 4 настоящего параграфа, изменить порядок рассмотрения вопросов или может также ис­ключить вопрос из повестки дня заседания, дав палате разъяснение мотивов своего решения”. Подобных полномочий у предсе­дателей парламентов других северных стран нет и в помине. Председатель, кроме того, обладает широкими полномочиями:

он передает запросы депутатов соответствующим министрам, в Швеции он назначает правительство и распускает парламент, со­вместно с президиумом ведет подсчет голосов, решает в рабочем порядке возникшие процедурные вопросы, наконец, он вместе с партийными фракциями, их лидерами ведет политическую рабо­ту самого широкого профиля.

Президиум зачастую не способен справиться с задачами ре­шения текущих вопросов, которые на самом деле могут быть очень важными с политической точки зрения, поэтому при пре­зидиуме существует особый комитет, состоящий из депутатов от фракций и помогающий президиуму в его работе. В Швеции это конференция при председателе Риксдага — ч. 3 § 7 гл. 1, § 10 гл. 2 Устава Риксдага, в Норвегии — комитет по планированию ра­боты Стортинга — § 22 Регламента, в Дании — комитет по рег­ламенту Фолькетинга — ч. 1 § 7 Регламента, в Финляндии это Совет председателей (Talsmanskonferensen), см. § 54 Устава Эду-скунты и § 29 и § 30 Регламента Эдускунты. В этих структурных подразделениях происходит первичная утряска вопросов, вол­нующих партийные фракции парламентов. Именно здесь состав­ляются планы текущего законодательства. Названные комитеты формируются строго на пропорциональной основе, причем со­гласно норвежскому акту в такой комитет входят не просто пред­ставители фракций, а их лидеры (lederne for partigrupperne).

Партийная фракция и правительство

Вышесказанное вовсе не означает, что прямое правление скандинавских парламентов или “монистический парламента­ризм”!9 функционирует в чистом виде. Уже давно было замечено, что благодаря влиянию партий (а парламентаризм — это во многом партийное правление20) парламент в основном превра­тился в доработчика предложений правительства21. Последнее очень важно, ибо правительство с неформальной точки зрения представляет собой неоднородный орган. Благодаря действенноста принципа непартийности государственных чиновников (embetsmenn) правительство состоит из политического руково­дства (глав департаментов или министерств — членов парламента от той или иной партии) и государственных служащих, хорошо знающих, как осуществить задачу, поставленную перед ними по­литическим руководством. Но они не имеют права оказывать влияние на постановку задачи. Хотя, конечно, косвенно их влия­ние в этом смысле тоже ощущается.

Отношения между политическими партиями (в форме парла­ментской фракции) и правительством давно стали предметом специального анализа. Также давно уже ученые-политологи оп­ределили статус правительства для стран с чрезвычайно развитым парламентаризмом как положение одной из комиссий самого парла­мента. Прямое влияние партии на правительство следует усмат­ривать и в существовании такого неформального органа высшей государственной власти, как кабинет. Появился он впервые в Ве­ликобритании. Вот, например, весьма ценные признания одного наблюдательного американца: “Но существуют еще две черты, которым придают меньшее значение: английский кабинет явля­ется кабинетом партии и секретным комитетом”22.

Кабинетная практика, воспринятая всеми северными страна­ми, за исключением, пожалуй, Финляндии, строит управление страной на основании существования внутри конституционного Statsradet или Kongensradet (Государственного совета) особого со­вещания ведущих политиков правительства, объединенных пар­тийными связями между собой и собственной фракцией в пар­ламенте. Зачастую это одни и те же люди, поменявшие кабинеты в здании парламента на здание правительства. Единственная серьезная проблема, которая может возникнуть между правитель­ством и его фракцией в парламенте, — это внутрипартийный во­прос, который, в свою очередь, способен спровоцировать раскол самой партии. Остальные поводы к разногласиям мелки и незна­чительны: (1) кадровые вопросы — партийная фракция в парла­менте может разделять озабоченность других фракций по поводу назначения того или иного лица на ответственный пост; (2) про­блема временной увязки, синхронизации деятельности прави­тельства с действиями собственной фракции может также внести нервозность в политический процесс; (3) наконец, фракция как менее, чем правительство, управляемое образование (во фракции действует внутрипартийная демократия, а в правительстве — же­сткая административная дисциплина) может отказаться поддер­жать кабинет, в котором она участвует, провоцируя тем самым правительственный кризис; такие случаи очень редки, но они бывали.

! Выше мы уже говорили, что партии, как и корпорации, образуются на основании акта частного права. Вот, например, какое определение партии дает известный финский политолог, мнение которого разделяется боль­шинством: “Под партиями в Финляндии понимаются организации част­ного права (privatrattsliga organisasjoner), чья деятельность регулируется об­щим законом о юридических лицах. Это означает, что партии как понятие не признаются государством, но это вовсе не значит, что их деятельность никак не ограничена.... На практике партийные организации и партийные фракции в Эдускунте [финский парламент — авт.] признаются”. Nousi-ainen J. Finlands politiska system. Stockholm, 1966. S. 40. Все различия между партиями и корпорациями лежат в функциональном плане. Партии, ска­жем, забегая немного вперед, озабочены завоеванием власти через завоева­ние голосов избирателей, корпорации в значительной степени — путем представительства интересов своих членов.

2 Back P.-E. Det svenska partivasendet. Stockholm, 1972. S. 6. 77

3 StJ'emquist N. Riksdagen i var tid // Riksdagen genom tidema. Stockholm, 1985. S.247.

4 Seip J.A. Fra embetsmannstat til ettpartistat. Oslo, 1980. S. 14.

5 Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1997. С. 81. Это так называемый “железный закон олигархии” — лидеры партии делают все, что хотят. Норвежский политолог Хейдар приводит в этой свя­зи высказывание одного партийного лидера: “Я сидел, словно дирижер, и чувствовал, что собрание жаждет руководства, они ожидали сигнала о том, что им следует делать”. Heidar К. Partidemokarti pa pr0ve. Norske partieliter i demokratisk perspektiv. Oslo, 1988. S. 33.

6 Seip J.A. Fra embetsmannstat til ettpartistat. S. 29. 81

7 Heidar К. Ор. cit. S. 33.

8 Мы воспользовались определением известного норвежского полито­лога L.Mjeldheim'a, см. его: Politiske prosessar og institusjonar. Beigen, 1979. S. 62-63.

9 Стоит отметить, что десять лет спустя оценочные выводы Аннерса во многом получили подтверждение в работе другого политолога: Rothstein В. Den socialdemokratiska staten. Lund, 1986.

10 Den danske model. K.0benhavn, 1987. S. 41. Важно также и то, что дат­ская Det konservative Folkeparti на общенациональном съезде в ноябре 1992 года выдвинула следующий тезис: “Консервативная народная партия рас­сматривает свободную рыночную экономику и социальную ответственность как наиболее близкие понятия”. Frihed i faelleskab. Forslag til holdnings-program for Det konservative Folkeparti. Fraemlegges til vedtagelse pa landsradsmedet den 7—8 november 1992 i Odense.

11 Васильев Ю.В. “Шведская модель” развития общества: механизм и условия формирования. М.: МГИМО, 1996. С. 20. В действительности идеологический кризис как фактор ослабления позиций социал-демократов трудно переоценить, т.к. после 1945 года их программы строились на принципе неизменности собственных идеологических установок. Особых изменений сущностного характера, несмотря на изменения окружающего мира, ими так и не было осуществлено. См. об этом: Elvander N. Social democracy: its strength and weakness. Uppsala, 1979. P. 19—25.

12 См. весьма обстоятельный анализ идеологии этого движения у швед­ского экономиста Асара Линдбека: The political economy of the New Left. N.Y„ 1977.

§§ 2—3 и ел.: Lov от Sameting og andre samiske rettsforhold, см. также §110а Конституции, принятый в 1988 году.

13 Как признается один из ведущих датских конституционалистов Макс Сёренсен, “в действительности кандидатов назначают местные партийные организации, объединения избирателей и т.п. Избирательный закон со­вершенно не регулирует этот вопрос, поэтому, каким образом будет проис­ходить номинация кандидата, целиком зависит от партии”. S0rensen М. Statsforfatningsret. K0benhavn, 1969. S. 86.

· См.: SOU 1995: 143. Vissa valfragor. Stockholm, 1995. Предыдущий док­лад на аналогичную тему был сделан за 23 года до этого: SOU 1972: 17.

14 Damgaard E. Folketinget under forandring. Kebenhavn, 1977. S. 24—25.

15 Damgaard E. Op. cit. S. 241.

16 Могунова М.А. Скандинавские государства: центральные органы вла­сти. М., 1975. С. 68 и ел.

17 Stavang Р. Ор. cit. S. 144; см. об этом же и у М.Сёренсена. Ор. cit. S. 101; данное положение, впрочем, не следует преувеличивать, т.к. мы уже говорили, что в первую очередь на голосование депутата влияют его лич­ные убеждения: см. Elvander N. Ор. cit. S. 218.

18 Back Р.-Е. Ор. cit. S. 144.

19 Так определяет его М.А-Могунова, см.: Проблемы теории и практики скандинавского парламентаризма. Критический анализ. Автореферат дис­сертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., МГИМО, 1989. С. 29.

20 Так, норвежский политолог П.Ставанг называет партийную фракцию парламента “краеугольным камнем правительства страны” (det grunnlaget Riksstyret ег skipa pa). Op. cit. S. 142.

21 Arter D. The Nordic parliaments. L., 1984. P. 32

^Лоу С. Государственный строй Англии. Спб„ 1908. С. 30. 122




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.