Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Норма права




 

Норма права представляет собой установленное или санкционированное государством и охраняемое им общеобязательное, формально-определенное правило поведения. Выделим важнейшие признаки нормы права: общеобязательность, обеспеченная авторитетом и силой государства; формальная определенность; волевой характер; неперсонифицированность; регулятивный характер; системность.

Норма права имеет определенную структуру, которая представляет собой способ организации содержания правила поведения, находящегося в этой норме. В современной юридической литературе нет единства мнений о структуре правовой нормы. Правоведы разделились на сторонников трехчленной и двучленной структуры. Первые рассматривают структуру нормы как идеальную логическую конструкцию, являющуюся набором логически взаимосвязанных элементов (гипотезы, диспозиции, санкции). Вторые рассматривают реальную структуру нормы, закрепленную в нормативно-правовом акте как совокупность избранных элементов потенциальной логической структуры.

Гипотеза как структурный элемент нормы права указывает на типичные обстоятельства, при которых реализуется норма.

Диспозиция содержит вариант поведения, который соответствует выраженной в праве государственной воле.

Санкция выражается в способности государства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушение или поощрять за выполнение желательного варианта поведения.

Норма права излагается в статьях нормативно-правового акта с помощью различных приемов и способов. Нормы права могут быть изложены абстрактным способом, при котором фактически данные охватываются родовыми признаками, или казуистическим (казуальным), когда фактические данные указываются при помощи индивидуальных признаков. Также нормы права могут быть изложены прямым способом, при котором законодатель прямо формулирует, перечисляет элементы нормы в статье. Используются также отсылочный и бланкетный способы. При этом отдельные элементы нормы не формулируются в данной статье. При отсылочном способе в статье делается ссылка на другие статьи, где содержится необходимая информация. При бланкетном способе нет отсылки к конкретной статье, однако недостающие элементы формулируются в актах, носящих специальный характер и принимаемых специально указанными органами.

Гипотезу, диспозицию и санкцию можно подразделить по видам. Например, выделяют простую (абсолютно-определенную) гипотезу, в которой указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие нормы права. В то же время в сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Альтернативная гипотеза ставит действие нормы в зависимости от одного из нескольких перечисленных обстоятельств. По способу изложения гипотезы можно подразделять на абстрактные и казуистические, отсылочные и бланкетные. Некоторые теоретики выделяют односторонние гипотезы, где в качестве основания применения нормы называются только правомерные или только неправомерные обстоятельства, и двусторонние, которые включают в себя указание как на правомерные, так и на неправомерные обстоятельства, приводящие в действие данную юридическую норму. Как и гипотезы, диспозиции подразделяются на казуальные и абстрактные, простые (назывные), описательные, отсылочные и бланкетные. Имеют свои разновидности и санкции. Выделяют полные и неполные санкции. Первые предусматривают применение мер принуждения к правонарушителю, т.е. к лицу, нарушившему требования диспозиции правовой нормы. Неполные санкции заключаются не в применении мер принуждения, а в том, что в случае нарушения лицом требований диспозиции не наступают те юридические последствия, к которым данное лицо стремилось, совершая определенные действия. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные и кумулятивные. Абсолютно определенная санкция имеет точно фиксированное выражение и не может быть изменена правоприменителем. Относительно определенной является санкция, в которой установлены верхняя и нижняя границы, в рамках которых правоприменяющий орган сам устанавливает ее точный размер. Альтернативные санкции объединяют несколько видов различных санкций, а право выбора одной из них принадлежит тому государственному органу, который ее применяет. Кумулятивными называются санкции, включающие в себя несколько санкций различного рода, и государственный орган, их применяющий, вправе их соединить при назначении наказания правонарушителю. Для характеристики различных видов элементов структуры нормы права можно использовать и их отраслевую принадлежность.

Виды правовых норм также разнообразны и классифицируются по многим основаниям. Знакомясь с данным вопросом, следует помнить об условности и субъективизме проводимой классификации. По характеру своего действия, в зависимости от выполняемых функций правовые нормы подразделяются на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные в свою очередь делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Учитывая важный фактор специализации права, рекомендуется обратить особое внимание на разновидности специализированных норм: нормы-принципы, нормы-декларации, дефинитивные, оперативные и коллизионные нормы. По предмету правового регулирования проводится отраслевая классификация правовых норм. Ряд теоретиков проводит укрупненное деление норм на нормы частного и публичного, материального и процессуального права.

По степени категоричности (форме предписания) и методу правового регулирования различаются диспозитивные и императивные, а также поощрительные и рекомендательные нормы. Можно проводить различие по территориальной и временной сфере действия, по кругу лиц, на которых данные нормы распространяют свое действие. Некоторые авторы в качестве классификационного критерия выдвигают юридическую силу нормативных актов. в которых содержатся нормы права. Нет необходимости и далее усложнять классификацию. И хотя некоторые основания классификацию не выдерживают глубокой проверки на чистоту, проведенное разграничение правовых норм имеет серьезное практическое значение.

 

Тема 12. Источники права.

При изучении данной темы следует различать феноменологическое и формально-юридическое значение термина “источник права”. В первом случае мы указываем на то, что в социальном аспекте общество служит источником права, в политическом же аспекте таким источником выступает государственная воля. Также в рамках первого подхода данный термин можно трактовать в смысле предпосылки содержания правовых норм. Тогда в материальном аспекте источником права можно назвать обычаи, моральные нормы, а в идеальном – правосознание общества, оказывающее значительное воздействие на систему позитивного права в государстве.

В формально-юридическом смысле источником права является форма выражения (объективации) юридических норм. При таком подходе понятия “источник права” и “форма права” можно рассматривать как синонимы, поскольку речь идет о внешних способах выражения (объективации) нормы права. Здесь право выступает не как должное, а как сущее, и, в первую очередь, как позитивное законодательство. Различны формы выражения источников объективного и субъективного права. Среди форм объективного права традиционно выделяют нормативно-правовой акт, правовой обычай, юридический прецедент, договор нормативного содержания. В круг источников субъективного права следует дополнительно к вышеперечисленным включить корпоративные и контрактные формы субъективного права, однако данная точка зрения нетрадиционна. Интересен вопрос включения в круг источников юридической и религиозной доктрины, принципов права.

Первым источником права в истории цивилизации был правовой обычай, т.е. исторически сложившееся в общественной практике правило поведения, санкционированное или признаваемое государством и обеспеченное его принудительной силой. Механизм включения обычаев в правовую систему значительно варьируется в различных правовых системах. Так, в англо-саксонской правовой системе, используя обычай в качестве основы решения, суд не столько его санкционирует, сколько подтверждает его правовой характер и устанавливает содержание. Иначе обстоит дело в романо-германской правовой семье. Здесь обычай прямо санкционируется в статье нормативно-правового акта, содержащей бланкетную правовую норму с отсылкой к обычно-правовому порядку нормативного регулирования.

Другой чрезвычайно важной формой права является юридический прецедент, т.е. судебное или административное решение по юридическому делу, обязательное для рассмотрения аналогичных дел. Классическим примером прецедентного права является английская судебная практика. В России и странах романо-германской правовой системы конкретное судебное решение и судебная практика не являются источниками права в формально-юридическом смысле, однако нижестоящие суды должны учитывать решения вышестоящих судов, чтобы обеспечить единообразие судебной практики. Нормы права применяются судьями в толковании, которое дается высшими судебными инстанциями.

Нормативным договором является договор, содержащий правовые нормы. Наибольшее значение имеет международный договор, заключаемый суверенными государствами. По общему правилу, нормы международного права имеют приоритет над внутригосударственным законодательством. В качестве другого примера нормативного договора можно назвать договор между федерацией и одним из ее субъектов в федеративном государстве.

Нормативно-правовым актом является документ, издаваемый в установленном порядке управомоченным на то государственным или иным компетентным органом. Содержание нормативно-правового акта составляет установление, изменение или отмена правовых норм. Данный акт имеет целый ряд признаков, позволяющих отличить его от интерпретационных и индивидуальных правовых актов. Нормативно-правовой акт имеет государственный характер, поскольку именно государство наделяет субъектов правотворческой компетенцией, оно же обеспечивает реализацию актов, включая возможность использования принуждения в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения акта. Нормативно-правовые акты принимаются с соблюдением определенной процедуры, требований к содержанию и форме, они имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия, они содержат правовые нормы, что делает их общеобязательными.

Понятие нормативно-правового акта охватывает самые разнообразные нормативные государственные предписания. Наиболее популярна их классификация по юридической силе. Наивысшую юридическую силу имеют законы – нормативно-правовые акты, принимаемые высшими представительными органами государственной власти и промульгированные главой государства. Можно указать на виды законов, которые действуют в Российской Федерации. Это Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, иные федеральные законы и законы субъектов федерации. Все последующие нормативно-правовые акты издаются на основе, в соответствии и во исполнение законов, т.е. имеют подзаконный характер. Среди подзаконных актов на уровне Российской Федерации выделяют нормативные указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты министерств и ведомств. В пределах своей компетенции во исполнение законов и подзаконных актов более высокой юридической силы нормативно-правовые акты могут принимать местные органы управления. С некоторой долей условности к нормативным актам можно отнести так называемые локальные акты, которые хотя и издаются частными организациями, но содержат правила поведения, рассчитанные на достаточно широкий круг лиц и на неоднократное применение, и их исполнение обеспечивается государством (например, уставы коммерческих юридических лиц).

Важным не только с теоретической, но и с практической точки зрения является вопрос о действии нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Действие во времени связано с вступлением нормативного акта в силу и с моментом утраты им юридической силы. Также здесь целесообразно рассмотреть проблему обратной силы закона. Пространственные пределы действия акта определены прежде всего территорией конкретного государства. Однако нормы, содержащиеся в федеральных законах, могут иметь и экстерриториальное действие. Действие актов по кругу лиц тесно связано с действием норм в пространстве. Обычно нормативные акты обязательны для всех субъектов, находящихся на данной территории. Но сферы действия нормативных актов в пространстве и по кругу лиц могут не совпадать (например, избирательное право не распространяется на несовершеннолетних, психически больных, признанных судом недееспособными). Необходимо различать акты, действующие в отношении общих и специальных субъектов права, и уяснить понятие иммунитета.

 

Тема 13. Правотворчество.

Правотворчество есть процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирование и принятие правовых актов уполномоченными субъектами в рамках соответствующих процедур. Иными словами, правотворчество – деятельность и результат деятельности компетентных государственных органов по обоснованию, созданию и совершенствованию законодательства, его обновлению и изменению. Наиболее часто в качестве критериев выделения видов правотворчества используются его субъекты (органы). Таким образом выделяют правотворчество высших представительных органов (законотворчество) и подзаконное правотворчество, к субъектам которого относятся президент, правительство, иные органы государства, обладающие по закону правом создания правовых норм и нормативных актов. Необходимо помнить о прямом, непосредственном правотворчестве народа (референдум) и локальном правотворчестве органов местного самоуправления.

Важное значение для данной темы имеет изучение стадий законотворчества. Предполагается, что в обществе выявляется потребность в урегулировании нормами права определенной социальной проблемы. Первой стадией будет внесение в правотворческий орган закона субъектом правотворческой инициативы. На второй стадии проект обсуждается, рассматривается в комиссиях и комитетах правотворческого органа. Третья стадия завершается либо принятием законопроекта в результате прохождения нескольких чтений в парламенте, либо возвратом законопроекта на доработку. Четвертая стадия заключается в обнародовании принятых высшим законодательным органом актов.

Принципиальное значение для правотворчества имеет юридическая техника, которая представляет совокупность методов, приемов подготовки качественно совершенных как по форме, так и по содержанию правовых актов. К методам юридической техники традиционно относят методы подготовки концепции нормативно-правового акта, проектирования норм права и их реализации. К техническим приемам подготовки текста нормативно-правового акта относят соблюдение правил правописания и стиля официальных деловых документов, логики построения акта (например, использование схемы: преамбула, общая часть, особенная часть). Необходимо правильно использовать юридические термины и юридические конструкции, указывать реквизиты нормативно-правовых актов. Целесообразно составлять прогнозы эффективности действия данного акта. Целью правотворческой работы с учетом требований юридической техники является максимально возможная беспробельность нормативного регулирования, использование декларативных формулировок в минимальном объеме, разработка механизма реализации нормативно-правового акта, соответствие данного акта актам высшей юридической силы для исключения коллизий, недопущение тавтологии.

 

Тема 14. Система права и система законодательства.

Система права – это обусловленное состоянием общественных отношений внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности всех действующих правовых норм и в их логическом распределении по отраслям и правовым институтам. Наиболее высокий уровень системности – это деление права на отрасли. В основу такого деления положены два основных критерия: предмет и метод правового регулирования. Если предметом регулирования являются те общественные отношения, которые подлежат правовой регламентации, то метод представляет собой совокупность различных способов правового воздействия отрасли права на определенные общественные отношения. Различают такие способы как дозволение, обязывание и запрещение. В зависимости от того, каков удельный вес этих способов при регулировании определенных общественных отношений, различают диспозитивный (автономный, децентрализованный) и императивный (авторитарный, централизованный) методы правового регулирования. Таким образом, отрасль права – это совокупность обособленных правовых норм, которыми регулируются определенным методом общественные отношения какой-либо определенной области, обладающие качественным своеобразием. Далее при изучении данной темы следует рассмотреть классификации отраслей права, в том числе их разделение на частное и публичное, материальное и процессуальное право.

Отрасли неоднородны по своему составу. Крупные и сложные отрасли могут включать в себя подотрасли и институты права. Институт права – это элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих определенную область однородных общественных отношений. Другими словами, институт – это комплекс норм, являющихся специфической частью отрасли или отраслей. По своему содержанию институты бывают простые и сложные.

Более глубоко понятие системы права раскрывается в сравнительном анализе с системой законодательства. Во-первых, если система права - совокупность правовых норм, то система законодательства – совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Во-вторых, если система права отражает внутреннее строение права, то система законодательства – это внешняя видимая форма системы права. В-третьих, если система права носит объективный характер, поскольку отражает состояние общественных отношений, то в формировании системы законодательства значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью юридической практики. В-четвертых, если система права представляет собой совокупность норм права, разделенных по предметному признаку (отрасли), то система законодательства – это совокупность нормативных актов, которая строится как с учетом отраслевого принципа, так и без его учета, т.е. в одних случаях законодательство издается применительно к конкретной сфере правового регулирования, в других – закон содержит нормы различных отраслей права. В-пятых, первичным элементом системы права служит норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции, санкции. Первичным элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента.

Одним из наиболее сложных вопросов в данной теме является изучение систематизации законодательства и ее видов. Систематизация законодательства – это целенаправленная деятельность законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности и эффективности применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и институтах.

Юридической науке известны два основных вида систематизации – инкорпорация и кодификация. Инкорпорация основывается только на внешней систематизации или простой классификации нормативных актов по определенным тематическим признакам: предметному и хронологическому. Кодификация предполагает как внешнюю, так и внутреннюю переработку содержания норм права и их систематизированное изложение в новом законе (кодексе, основах законодательства и т.д.) Кодификация может осуществляться только правотворческими органами. Некоторые авторы выделяют в качестве вида систематизации консолидацию, в процессе которой ранее изданные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся (объединяются) в единый акт.

 

Тема 15. Правовые системы современности.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения и характеризующих уровень правового развития страны. По сути дела, правовая система – это вся правовая действительность данного государства. В этом понятии выделяются отдельные элементы, например, собственно право как система общеобязательных норм, исходящих или санкционированных государством и обеспечиваемых им; правовая идеология как активная часть правосознания; юридическая (в том числе, судебная) практика. Также в теории государства и права активно используется термин “правовая семья”, который понимается как группа правовых систем, имеющих сходные юридические признаки. Существует целый ряд критериев для классификации правовых систем современности: общность генезиса, источников, форм закрепления и выражения норм права; структурное единство; общность принципов регулирования общественных отношений; единство терминологии, юридических категорий и понятий, техники изложения и систематизации норм права. При классификации многие исследователи в последние годы учитывают этические, расовые, географические, религиозные факторы. Поэтому проводимые классификации весьма разнообразны и многочисленны.

Традиционно выделяют англосаксонскую и романо-германскую правовую семьи. Также имеют свои особенности системы религиозного и традиционного (обычного) права и социалистическая правовая система. Остановимся на типичных характеристиках англосаксонской и романо-германской систем. Так, в англосаксонском праве существует два вида норм: законодательные и прецедентные. Наиболее важным источником является судебный прецедент, наряду с которым используется закон (статут), обычай, юридическая доктрина. В английском праве нет деления на публичное и частное. Вместо этого сложилось его подразделение на общее право и право справедливости. В романо-германской правовой системе, имеющей в своей основе рецепцию римского права, норма права – общее правило поведения, сформулированное законодателем или уполномоченным им органом. Важнейший источник романо-германского права – закон. Также имеют серьезное значение подзаконные акты. В качестве источника используются обычаи, нормативные договоры. Неоднозначно отношение к судебной практике, которую можно назвать источником только с определенными оговорками. В то же время необходимо учитывать определяющую роль высших судебных инстанций, поскольку все нижестоящие судебные органы обязаны следовать сформированной ими практике разрешения дел конкретных категорий под угрозой отмены их решений. В странах романо-германской правовой системы используется классическое деление права на публичное и частное. Другой структурной особенностью этой системы является последовательное отраслевое деление норм.

Интересным является вопрос о месте российской правовой системы среди современных правовых систем мира. Традиционно Россию относили к романо-германской правовой семье. В последние годы появляются интересные мнения, в соответствии с которыми российскую правовую систему предлагается включать в романо-германскую правовую семью на правах относительно самостоятельную славянской правовой группы.

 

Тема 16.Правовые отношения.

Правовые отношения есть общественные отношения между людьми и их организациями, урегулированные нормами права и состоящие в связи субъективных прав и юридических обязанностей, предусмотренных нормами права. В структуре правоотношения выделяют субъект и объект правоотношения, а также субъективное право и юридическую обязанность, которые составляют содержание правоотношения. Субъектами правоотношений выступают носители конкретных прав и обязанностей. Среди субъектов выделяют физические лица, юридические лица (организации), государство. Некоторые авторы включают в число субъектов социальные общности, такие как народ, нация, население региона, трудовой коллектив. Однако следует помнить о том, что социальные общности действуют в правовой форме через государство, автономные государственные образования, общественные организации. Остановимся подробнее на характеристике физических лиц в качестве субъектов правоотношений. Для того, чтобы стать участником правоотношения, физическое лицо должно обладать правосубъектностью. Правосубъектность конкретизируется в правовом статусе, характеризующем правовое положение, отражающее фактическое состояние субъекта в его взаимоотношениях с государством. В понятие правосубъектности включается характеристика правоспособности и дееспособности. Правоспособность – это способность иметь права, т.е. предпосылка правообладания конкретными, субъективными правами. Правоспособность неотчуждаема. Дееспособность на правовом языке означает фактическую способность человека совершать те или иные юридические сделки, юридические действия, направленные к установлению, изменению, прекращению или осуществлению своих прав. При подготовке к семинарскому занятию вполне уместно проиллюстрировать понятия правоспособности и дееспособности на примере конкретной отрасли права, например, гражданского. Следует также подчеркнуть, что правоспособность не связана с возрастом гражданина, а дееспособность находится в прямой от него зависимости. На правоспособность не влияет состояние здоровья физического лица, а его дееспособность нередко предопределяется серьезными отклонениями в состоянии здоровья субъекта правоотношения. Правоспособность относится к стабильным понятиям, не подлежащим изменению, в то время как дееспособность может расширяться и, наоборот, сокращаться в своем объеме в случаях, предусмотренных законом. Правоспособность не предопределяется законом, она свойственна природе человека, а дееспособность основывается на законе. Характеризуя правоспособность и дееспособность юридических лиц, необходимо помнить, что они возникают у юридического лица одновременно с момента государственной регистрации.

Следующий элемент в структуре правоотношения – его объект. В широком смысле слова объектом правоотношения является фактическое общественное отношение, урегулированное нормами права. Однако более часто объект рассматривается как реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности, т.е. материальные, духовные и иные социальные блага, по поводу которых у субъектов завязываются юридические связи. В силу иной точки зрения объектом правоотношения выступает поведение обязанного лица, которого требует управомоченная сторона. Далее обратимся к содержанию правоотношения. Субъективное право выступает как мера возможного поведения субъекта. Это право проявляется в возможности положительного поведения управомоченного лица, в его возможности требовать определенного поведения от обязанных лиц, а также в возможности обращаться к компетентным государственным органам за защитой своих нарушенных прав. Юридическая обязанность – это мера должного поведения субъекта. Она проявляется через необходимость совершать положительные действия в пользу других управомоченных лиц или воздерживаться от определенных действий, запрещенных нормой права.

Классификация правоотношений весьма многообразна. Правоотношения можно подразделить по отраслевому принципу. По характеру содержания правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. В зависимости от соотношения прав и обязанностей выделяют односторонние и двусторонние правоотношения. По характеру обязанности правоотношения делятся на активные и пассивные. По степени определенности сторон выделяют абсолютные и относительные правоотношения.

В качестве одной из важнейших предпосылок возникновения правоотношений являются юридические факты – жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей. В связи с этим различают правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты. По волевому фактору юридические факты делятся на деяние и события. Деяние (действие и бездействие) в свою очередь может быть правомерным и неправомерным (правонарушением). Правомерные деяния далее классифицируются на юридические акты и юридические поступки. Во многих случаях основанием правоотношения является не единичный юридический факт, а их совокупность, именуемая юридическим составом. Значение юридических фактов придается также правовым презумпциям и фикциям.

 

Тема 17. Реализация права.

Прежде всего студенту следует на основе полученных знаний сформулировать понятие правового регулирования и определить его механизм. Правовое регулирование – это целенаправленное специально-юридическое воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью определенных правовых средств. Механизм правового регулирования и составляет система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового регулирования. В числе элементов механизма традиционно выделяют нормы права, правовые отношения, акты реализации права и акты применения права.

Рассмотрим стадии правового регулирования. Первой стадией является создание нормативной основы, общее, неперсонифицированное воздействие. На второй стадии происходит индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. На третьей стадии права и обязанности реализуются в конкретном правоотношении.

Под реализацией права понимается деятельность субъектов, соответствующая выраженной в законе государственной воле, или перевод норм права в юридически значимое поведение субъектов. Целью правового регулирования является правомерное поведение субъектов. В том случае, если нормы права реализуются непосредственными участниками правоотношений, по характеру действий субъектов выделяют такие формы реализации, как осуществление (использование) прав, исполнение обязанностей, соблюдение запретов. Нормы права зачастую реализуются государственно-властными органами. В этом случае можно выделять законодательствование и принятие подзаконных актов как формы реализации, а также особо обозначить в связи с практической важностью данной проблемы применение права как властную организующую деятельность компетентных органов и лиц с целью обеспечить реализацию субъектами прав и обязанностей и осуществить контроль за данным процессом. Таким образом, различие между реализацией и применением права состоит только в различии уровней правоприменителей. Применение осуществляется в особых процедурных формах. Выделяют следующие стадии правоприменения: установление фактических обстоятельств дела, установление юридической основы дела, уяснение содержания нормы, решение дела. В результате правоприменительной деятельности создается акт применения – государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе правовых норм в интересах их нормативного осуществления.

Одним из самых интересных вопросов данной темы является изучение проблемы пробельности права и законодательства. В практическом смысле важен вопрос пробельности позитивного права. В этом смысле пробел – это полное или частичное отсутствие правовых норм, необходимость которых обсуловлена развитием социальной жизни и потребностями практического решения дел. Для установления пробелов в позитивном праве необходимо исследовать содержание действующей системы права, установить, какие материальные отношения вызвали необходимость решения дела, изучить правоприменительную практику. Устранить пробел можно прежде всего с помощью дополнительного нормотворчества. Также преодолеть пробел можно с помощью использования аналогии права и закона. Однако следует помнить, что существуют отрасли права, где аналогия не допускается.

 

Тема 18. Толкование права.

Толкование права – это своего рода форма реализации воли законодателя. Проблема толкования выходит за рамки правоприменения и является весьма актуальной для правотворчества и систематизации. В качестве объекта толкования выступают закон и подзаконный нормативно-правовой акт. Предметом толкования является историческая воля законодателя. Толкование подразделяется прежде всего в зависимости от того, идет ли речь об уяснении норм права или о их разъяснении. Уяснение представляет собой внутренний интеллектуальный процесс, а разъяснение – это выражение вовне своих заключений о содержании права с целью показать, как надо понимать правовой акт.

Рекомендуется внимательно изучить способы толкования, которые являются совокупностью приемов анализа правовых норм. Обычно выделяют грамматическое, логическое, систематическое, историко-политическое, специально-юридическое, телеологическое (целевое) толкование.

По юридической силе (в зависимости от субъекта) толкование делится на официальное и неофициальное. В рамках официального толкования выделяют аутентичное, которое дается тем же органом, который принял акт, и легальное, которое исходит от органа, на который возложена обязанность толковать акты. Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, компетентное и доктринальное. В зависимости от сферы действия актов разъяснения выделяют нормативное и казуальное толкование. Нормативное предназначено для распространения его результатов на неопределенный круг лиц и случаев, имеет абстрактный характер. Его цель - обеспечить единообразное понимание содержания применяемых норм. Казуальное толкование дается по поводу определенного случая и преследует цель правильного решения данного дела. Для того, чтобы хорошо разобраться в видах толкования, которое различается по объему (адекватное, ограничительное, расширительное), рекомендуется подобрать практические примеры из действующего законодательства по каждому из перечисленных видов толкования.

 

Тема 19. Законность и правопорядок.

Вопросы законности и правопорядка являются концептуальными для всей теории государства и права. Понятие законности многозначно. Законность рассматривают и как идею, принцип, требование соблюдения, исполнения норм права всеми участниками правовых отношений, и как метод деятельности субъектов по реализации права, и как правовой режим, который характеризуется тем, что большинство участников соблюдают и исполняют правовые предписания. В числе принципов законности обычно называют ее единство и всеобщность, целесообразность и реальность. В деле обеспечения законности важны соблюдение принципов верховенства закона и равенства всех перед законом. В качестве гарантий законности выступают общие условия общественной жизни, а также специальные средства: организационные (кадровые и т.д.) и юридические (юридическая ответственность, меры защиты, средства пресечения, правосудие и т.д.)

Не менее принципиальным для юриспруденции является и понятие правопорядка. Правопорядок выступает как результат реализации правовых норм, проведения в жизнь принципа законности. Правопорядок – это организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества, состояние урегулированности общественных отношений, основанное на праве и законности. Правопорядок базируется на правовых предписаниях, обладает системностью, организованностью, устойчивостью, государственной гарантированностью. Важная часть правопорядка – правоотношения между государством и народом как носителем суверенитета. Следует помнить, что правопорядок – это система реально сложившихся в обществе правоотношений. Он является правовой основой гражданского общества.

 

Тема 20. Правонарушение и юридическая ответственность.

Под правонарушением понимается посягательство на правопорядок. С точки зрения юриспруденции правонарушение – общественно вредное противоправное виновное деяние, влекущее за собой применение мер юридической ответственности. Рассмотрим состав правонарушения – идеальную мыслительную модель, включающую в себя наиболее общие, типичные и существенные признаки данного правонарушения. Первый элемент состава – объект правонарушения. Под общим объектом понимается совокупность общественных отношений с учетом отраслевой принадлежности. Под родовым объектом понимается отдельный класс однородных отношений. Под непосредственным (видовым) объектом подразумевают отдельные общественные отношения, на которые покушается правонарушитель. Второй элемент – объективная сторона правонарушения. Она характеризует само противоправное деяние, его общественно вредные последствия, т.е. противоправный результат, а также причинную связь между деянием и наступившими последствиями. Анализируя общественно вредные последствия, необходимо учитывать, что их характер весьма различен (например, физический, имущественный, моральный вред). Третий элемент правонарушения – это его субъект. Это физическое или юридическое лицо, обладающее деликтоспособностью. Для физического лица существенное значение имеют достижение определенного возраста и психическое здоровье (вменяемость). Следует также обратить внимание на случаи, когда субъект ответственности и причинитель вреда не совпадают в одном лице. Наконец, четвертый элемент состава – субъективная сторона. Она складывается из нескольких компонентов: цель, мотив и вина. Студентам необходимо уяснить содержание и формы вины. Содержание представляет собой отражение в сознании лица фактических признаков, характеризующих объект и объективную сторону деяния. Формы вины проявляются в умысле и неосторожности. Студентам рекомендуется изучить разновидности умысла и неосторожности, учитывая, что проблемы вины в большей степени разработаны в уголовном праве.

Наиболее значимым в классификации видов правонарушений является их подразделение по степени и характеру общественной вредности на преступления и проступки. Проступки в свою очередь подразделяются на гражданско-правовые, административно-правовые, дисциплинарные. В рамках трудового права особо выделяют материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей. Некоторые авторы также выделяют процессуальные и международные правонарушения.

Далее следует перейти к проблемам юридической ответственности. Единого понятия ответственности не существует. Юридическая ответственность является разновидностью общесоциальной ответственности. В широком смысле слова юридическая ответственность представляет собой правоотношение между государством в лице его компетентных органов и субъектами права, которые ответственны перед обществом и государством за точную и добросовестную реализацию содержащихся в нормах права и обращенных к ним определенных требований. По своему содержанию юридическая ответственность выступает в виде применения к лицу мер государственно-принудительного воздействия, а по своему непосредственному выражению представляет собой претерпевание неблагоприятных последствий для правонарушителя. Прежде всего, юридическая ответственность выступает в виде санкции за правонарушение, то есть в виде государственного принуждения к выполнению требований правовых норм. Однако государственное принуждение необходимое, но не достаточное условие юридической ответственности.

Важным является вопрос об основании привлечения к юридической ответственности. Это правонарушение, то есть виновное противоправное деяние, наносящее вред обществу.

Принципами юридической ответственности являются принципы законности, справедливости, гуманизма, целесообразности, неотвратимости и индивидуализации привлечения к ответственности.

Выделяют негативную (ретроспективную) и позитивную (перспективную) ответственность. Ретроспективная юридическая ответственность – это правовое отношение, возникающее между государством и личностью, на которую возлагается обязанность претерпеть в предусмотренной законом форме неблагоприятные последствия и лишения за совершенное правонарушение. К ретроспективным обычно относят такие виды ответственности, как гражданско-правовая, административная, дисциплинарная, уголовная.

Позитивная юридическая ответственность есть осознание и воспроизведение личностью в своем поведении необходимости выполнения долга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.