Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы оценки внешней среды предприятия




Для того, чтобы внедрить стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде предприятия, его состояние, тенденции развития и место в нем предприятия Это связано с ти им, какие из внешней среды выходят угрозы и возможности, которые предприятие должно учитывать при определении целей и путей их достиженияя.

Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности конкретного предприятия и влияют или могут повлиять на его функционирование я, а потому их следует учитывать при принятии хозяйственных решений.

Анализ внешней среды осуществляется по трем параметрам:

1) оценка изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии;

2) определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии предприятия;

3) определение факторов, предоставляют больше возможностей для достижения общих целей предприятия

Определяя факторы, влияющие на предприятие, следует разделить их на отдельные группы, например, экономика, политика / законодательство, научно-технический прогресс, среду, социальная сфера (табл. л 1311).

При выборе факторов нужно внимательно следить, чтобы они не повторялись, соответствовали тому или иному разделу, были существенными и непосредственно касались предприятия

Таблица 131 Внешние возможности и угрозы предприятия (пример)

з / п Группа Возможности Угрозы
  Экономика o Экономический рост страны; o доступность инвестиций и кредитов; o развитый фондовый и другие финансовые рынки o Высокие темпы инфляции; o возможно появление на рынке новых конкурентов; o рост сбыта товаров-заменителей
  Политика / законодательство o Социально-политическая стабильность; o обоснованное законодательство o Усиление налогового давления; o неблагоприятная правительственная политика
  Научно-технический прогресс Развитие информационных технологий o Рост зависимости от инноваций; o технологические прорывы в других странах уменьшают конкурентоспособность отечественной продукции
  Природная среда Формирование рынка экологически безопасных товаров Негативная экологическая ситуация
  Социальная сфера Повышение культурно-образовательного уровня населения Уменьшение рождаемости

 

Необходимо также избегать ошибок при определении того, что является возможностью, а что - угрозой, поскольку для разных фирм одинаковые факторы могут иметь противоположное влияние Например, инфляция в большинстве выпад дкив определяется как экономическая угроза, но некоторые предприятия (преимущественно непроизводственной сферы) могут превратить этот фактор на благоприятную для себя возможностьь.

Идентификация и анализ внешних возможностей и угроз предприятия осуществляется с применением приемов ранжирования и вероятностной оценки факторов При этом могут быть использованы две методики:

1) выбираются только \"парные\" факторы возможностей и угроз (например, \"рост денежных доходов населения\" - это возможность, а \"уменьшение денежных доходов населения\" - угроза);

2) факторы возможностей и угроз могут быть независимыми (например, выход на рынок иностранных конкурентов с более низким уровнем затрат - угроза, которая в процессе анализа не имеет \"парной\" возможности)

Применение методики зависит от градации зависимых и независимых переменных, а также содержания явления или проблемы, является объектом анализа Качество проведенного анализа обеспечивает достоверность построенных прогн нозив на его основі.

Пример 131

Предположим, что аналитики компании \"Ариета\" оценивают \"парные\" внешние возможности и угрозы (табл. 132)

Для каждого из п факторов выбирается определенная оценка по 10-балльной шкале, которой измеряется степень важности факторов, - М / и 3??для возможностей и угроз соответственно, где и-номер фактора (должен выполнять ся условие Ми = * 3.

Для каждой пары возможностей и угроз определяются вероятности Рим (и РЗИ таким образом, чтобы соблюдалось условие

Рлг Ру -1 и и

Общая оценка возможностей (М) и угроз (3) рассчитывается по формулам:

На основе данных табл 132 можно отметить, что внешние возможности (24 балла) компании \"Ариета\" оцениваются несколько выше, чем угрозы (20 баллов)

Для оценки макроокружения предприятия целесообразно применить многофакторный системный анализ (PEST-анализ)

PEST - аббревиатура четырех английских слов: Р - Policy (политика), Е - Economy (экономика), S - Society (общество, социум), Т - Technology (технология)

Из названия метода видно, что PEST-анализ выделяет четыре основные группы факторов внешней среды Это означает, что этим инструментом стратегического анализа исследуются политический, экономический, социокуль ьтурний и технологический аспекты внешней среды предприятийа.

Исследование политического фактора внешней среды необходимо, поскольку именно власть регулирует механизм обращения денег в государстве, а также другие ключевые условия получения основных ресурсов для деятельности д. дь какого-либо предприятий.

Анализ экономического аспекта помогает понять, как на уровне государства формируются и распределяются основные экономические ресурсы

Социальный компонент внешней среды всего связан с формированием потребительских предпочтений населения

Значение технологического фактора обусловлено тем, что в условиях быстрых технологических изменений перед каждым предприятием стоит угроза потери рынка продукта через его вытеснения продуктом с лучшими технологических огичнимы характеристикам.

В PEST-анализе доминирующими являются две позиции:

1 Стратегический анализ каждого из четырех компонентов должна соответствовать принципам системности, потому что в жизни они определенным образом взаимосвязаны Значительное изменение колотого из компонентов, как правило, влияет на всю цепочку Такие изменения для конкретного предприятия и в каждой конкретной ситуации могут стать угрозой или наоборот, новой стратегической возможностью ее будущего бизнес-успехіху.

2 PEST-анализ - это инструмент исторически сложившегося чотириелементного стратегического анализа дальнего внешней среды (макроокружения предприятия) Отдельные факторы внешней среды на различные и предприятия производят различное влияние При этом крупные предприятия от дальнего внешней среды зависят больше, чем мелкиебні.

Стратегический анализ макроокружения для конкретного предприятия означает выход на свой особый перечень ключевых факторов определенной среды и соответствующий многофакторный системный анализ (табл. 133)

Таблица 133 PEST-анализ факторов, имеющих существенное значение для стратегии предприятия

з / п Составляющие внешней среды предприятия Факторы внешней среды предприятия
  Политика o Выборы президента; o выборы в Верховную Раду; o изменение законодательства; o государственное отраслевое регулирование
  Экономика o Общая характеристика (подъем, спад); o уровень инфляции; o динамика курса гривни; o экспортно-импортная политика по продукции предприятия
  Социум o Изменение в базовых ценностях; o изменение в уровне и стиле жизни; o отношение к работе и отдыха; o демографические изменения; o изменение структуры доходов
  Технология o Государственная технологическая политика; o значительные тенденции в области НИОКР; o новые патенты; o новые продукты; o технологические изменения в стране

 

При таком стратегического анализа на предприятии должны быть учтены следующие условия:

o факторы и тенденции макроокружения предприятия, которые значительно влияют на его бизнес;

o факторы, содержащие потенциальные угрозы бизнесу предприятия;

o факторы, развитие которых открывает новые возможности для бизнеса предприятия

На разных предприятиях возможны различные варианты построения стратегического анализа его макроокружения По мнению ЗЕ Шершнев, лучший вариант - когда мониторинг и первичный анализ конкретных позиций правильн но распределены между соответствующими специализированными службами предприятия Это означает, что финансовые позиции внешней среды анализирует финансовая служба, маркетинговые - отдел маркетинга, технологические новинки - технологи и т ин1 Поэтому при построении системы стратегического анализа внешней среды на предприятии необходимо создать подсистему регулярного мониторинга источников, представляющих интересамнтерес.

Для анализа непосредственного окружения предприятия может быть использован сравнительный конкурентный анализ, есть бенчмаркинг

Термин \"бенчмаркинг\" происходит от англ benchmark и не имеет однозначного перевода Это слово означает отметку на фиксированном объекте, например на столбе, указывая высоту над уровнем моря В наиболее общем льное смысле benchmark - это нечто, что может иметь определенное количество, качество и способность быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметамми предметами.

Бенчмаркинг является систематической деятельностью, направленной на поиск, оценку и учебу на лучших примерах, независимо от размера предприятий, сферы бизнеса и географического положения Бенчмаркинг помогает ае выявить то, что другие делают лучше нас, изучить и применить их методы роботи.

Цель бенчмаркинга состоит в том, чтобы на основе исследования установить вероятность успеха предпринимательства

В процессе бенчмаркинга производственные и маркетинговые функции становятся наиболее управляемыми, так как исследуются и внедряются на предприятии лучшие методы и технологии других предприятий и отраслей Это мож же приводить к прибыльному предпринимательству с высокой экономичностью, созданию полезной конкуренции и удовлетворению потребностей покупателейв.

Есть много видов бенчмаркинга (табл. 134)

Таблица 134 вида бенчмаркинга

№ з / п Вид бенчмаркинга Характеристика
  Внутренний Осуществляется внутри предприятия, сопоставляя характеристики производственных единиц, схожих с аналогичными процессами
  конкурентоспособности Измерение характеристики предприятия и ее сопоставление с характеристикой конкурентов; исследования специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов предприятий-конкурентов
  Функциональный Сравнивает определенную функцию двух или более предприятий в секторе
  Процесса Деятельность по изменению определенных показателей и функциональности для их сопоставления с предприятиями, характеристика которых осуществлена??в аналогичных процессах
  Глобальный Расширение стратегического бенчмаркинга, которое включает также ассоциативный бенчмаркинг
  Общий Сравнивает определенную функцию двух или более организаций независимо от сектора
  Стратегический Процесс обеспечения соответствия стратегии компании ключевым факторам успеха в отрасли и стратегиям поведения конкурентов
  Операционная Направлен на обеспечение превосходства над конкурентами (создание конкурентных преимуществ) в различных функциональных направлениях деятельности предприятия - себестоимость производства, эффективности продаж, опыт ленников и разработках тощ
  Ассоциативный Проводится предприятиями, объединенными в узком бенчмаркинговом альянсе Протокол этой кооперации содержится в Кодексе поведения бенчмаркинга

 

Бенчмаркинг, как система усиления результативности деятельности предприятия, является длительным комплексным процессом, а не совокупностью одноразовых действий по совершенствованию Стандартный процесс бенчмаркинга включает несколько этапов (рис. 133.3).

Рис 133 Этапы бенчмаркинга

Рассмотрим содержание каждого этапа бенчмаркинга более детально

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.