Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь развития мозга и сознания человека




Этапы развития сознания.

Существует определенная последовательность явлений, обусловивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми-оно выразилось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития и способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критичности мышления человека. Так появились понятия «хорошо» и «плохо», содержание которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. С развитием общества, эти понятия усложнялись, что способствовало эволюции мышления - происходило развитие речи, у нее появлялись все новые и новые функции. Речь способствовала осознанию человеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды =>речь приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции поведения человека } развитие сознания у человека.

Подобная логическая последовательность - гипотеза, изложенная с рационалистических позиций(А.Н. Леонтьев, Б.Н. Теплов и др.). Существуют и другие точки зрения на проблему возникновения сознания человека, в т.ч. излагаемые с иррациональных позиций.

Возникновение сознания у человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида.

1. Прямохождение освободило передние конечности от функции ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватанием предметов, их удержанием и манипулированием ими = способствовало возможности трудиться.

2. Развитие органов чувств - зрение стало доминирующим источником получения информации об окружающем мире.

3. Развитие нервной системы в целом - существенные изменения в строении НС и всего ГМ. (Так, объем ГМ человека 1400 см 3 превышает объем мозга его ближайшего предшественника 600 см 3 — человекообразной обезьяны — более чем в два раза).

4. Происходят существенные структурные и функциональные перестройки мозга (напр. у человека по сравнению с человекообразной обезьяной уменьшилась в процентном соотношении площадь проекционных нолей, связанных с элементарными чувствительными и двигательными функциями, и увеличилось процентное содержание интегративных полей, связанных с высшими психическими функциями).

Такое резкое разрастание коры головного мозга, ее структурная эволюция прежде всего связаны с тем, что ряд элементарных функций у человека уже требуют участия КГМ, кот.у животных осуществляются низшими отделами мозга. =>эволюция КГМ в процессе филогенеза человека, наряду с социально-историческим развитием, обусловила возможность появления высшей формы развития психики — сознания.

Благодаря современным клиническим исследованиям знаем, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определяется переднелобными и теменными полями КГМ. При поражении переднелобных полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подчинять свои действия более отдаленным мотивам и целям; приводит к утрате представлений о временных и пространственных отношениях, логических связей.

На характере структурных изменений ГМ человека отразились результаты эволюции двигательных органов - каждая группа мышц тесно связана с определенными двигательными полями КГМ.У человека двигательные поля, связанные с той или иной группой мышц, имеют разную площадь, размер которой напрямую зависит от степени развития той или иной группы мышц. Площадь двигательного поля, связанного с кистями рук, велика =>они имеют наибольшее развитие среди органов движения и наиболее связаны с деятельностью КГМ - подобный феномен встречается только у человека!

5. Роль труда в формировании и развитии сознания человека.

Во –первых: сложнейшее строение, которое имеет человеческий мозг и которое отличает его от мозга животных связано с развитием трудовой деятельности человека(классический вывод с точки зрения материалистической философии).

С другой стороныV мозга современного человека со времен первобытных людей существенно не изменился => эволюция человека как биологического вида способствовала появлению у людей возможности трудитьсяàявилось предпосылкой для появления сознания у человека.

Появление сознания у человека обусловлено биологическими и социальными факторами. *Развитие живой природы привело к возникновению человека, обладающего специфическими особенностями строения тела и более развитой по сравнению с другими животными нервной системой - что определило возможность человека заниматься трудом=> появление сообществ, развитие языка и сознания, т. е. той логической цепи закономерностей. =>труд - условие, которое позволило реализовать психические потенциалы биологического вида Ноmо Sарiens.

*С появлением сознания человек выделился из животного мира, но первые люди по уровню психического развития отличались от современных людей. Прошли тысячи лет, прежде чем человек достиг уровня современного развития. Основным фактором поступательного развития сознания явился труд. С приобретением практического опыта, с эволюцией общественных отношений шло усложнение трудовой деятельности. Человек постепенно переходил от простейших трудовых операций к более сложным видам деятельности =>поступательное развитие мозга и сознания, что свидетельствует о социальной природе сознания - отчетливо проявляется в процессе развития психики ребенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.