Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фундаментальные положения концепции Выготского




1. Высшие психические функции имеют опосредованную структуру.

2. Для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.

Вывод:

Человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, – он научился овладевать собственными высшими психическими функциями, используя психологические орудия - знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, универсальной системой знаков является речь. Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных:

1. по своим свойствам,

2. строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.

Концепция Выготского сыграла большую роль в становлении научной психологической мысли. Ее основные положения были использованы при разработке такой практической проблемы, как дефектология. Она оказала влияние на формирование современных научных взглядов на проблему происхождения психики и развития сознания человека.

10. Неосознаваемые психические процессы.

1.неосознаваемые механизмы сознательных действий,

2.неосознаваемые побудители сознательных действий,

3.«надсознательные» процессы.

Неосознаваемые автоматизмы - действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой» - «механическая работа», работе, «при которой голова остается свободной». Состояние «свободной головы» — отсутствие сознательного контроля.

Процессы неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:

-одни процессы никогда не осознавались - групп первичных автоматизмов - автоматические действия - врожденными или сформированые в первый год жизни ребенка (сосательные движения, мигание и конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое).

-другие сначала были осознаваемыми, но затем перестали фиксироваться в сознании – автоматизированные д ействия, или навыками. Это действия, которые вначале были осознаваемыми, т. е. осуществлялись при участии сознания, но в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически.

Процесс формирования навыков имеет фундаментальное значение для каждого индивида, т.к. он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей.Например, обучение игре на музыкальных инструментах.

В процессе освобождения действий от сознательного контроля человек знает, что он делает, — контроль за деятельностью остается. Поле сознания (область информации, которая осознается в определенный момент времени) не однородно. Можно выделить: фокус сознания, периферию, а также границу, за которой начинается область бессознательного. При выполнении сложныхдействий, требующих постоянного контроля, они находятся в фокусе сознания. Более отработанные или более простые действия - на периферии сознания, а наиболее освоенные или наиболее простые действия - за границей сознания, в области бессознательного. Т. о. контроль сознания за деятельностью человека в целом сохраняется.

Соотношение компонентов деятельности и сознания не стабильно, т.к. действия, находящиеся в фокусе сознания, меняются. При достижении уровня навыков - действия оттесняются на периферию, а затем в область бессознательного. Когда человек начинает совершать много ошибок (при усталости или плохом самочувствии), то вновь начинает контролировать простейшие действия.

Представленность действий в сознании - отличие навыков от автоматических действий, которые при любых обстоятельствах не осознаются.

Н. А. Бернштейн: выработка навыков — это процесс, идущий с двух противоположных сторон: со стороны сознания и со стороны организма.

Прежде чем совершить какое-либо действие, его исполнение должно быть отработано на уровне сознания. Поэтому мы произвольно и сознательно вычленяем из сложных движений отдельные элементы и отрабатываем правильное их выполнение. Одновременно, уже без участия нашей воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Существуют автоматизмы в сферах деятельности, не связанных с движением тела (чтение текста например, азбука Морза).

11. Явления неосознаваемой установки.

В отечественной психологии существовало целое направление, разрабатывающее проблему установки в очень широких масштабах. Оно было создано основателем грузинской школы психологов Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886-1950), разработано с его учениками.

По мнению Д. Н. Узнадзе, установка — это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении. Скорость и точность реагирования человека на какой-то раздражитель зависит от навыка совершать определенные действия, поэтому навык и установка —одно и то же, но не тождественно. Навык проявляется во время осуществления действия, готовность относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.

Виды установки:

1. моторная установка — готовность к выполнению конкретного действия;

 

2. умственная установка, заключающаяся в готовности решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов;

 

3. перцептивная установка — готовность воспринимать то, что вы ожидаете увидеть, и т. д.

Установка очень важна для человека, т.к. обеспечивает в случае внезапной необходимости выполнение заранее спланированного действия. Готовность при воздействии не ожидаемого раздражителя может вызвать выполнение заранее предполагаемого действия, что, часто является ошибкой. Это явление «ошибка установки». (эксперимент с участием детей дошкольного возраста – со сладкой кашей).

Бывают явления другого рода, когда установка оказывается неосознаваемой (эксперимент с воздушными шарами разного размера, где была иллюзия установки).

Вывод Узнадзе: иллюзия неосознаваема (в подтверждение этому испытуемого вводили в гипноз и теория доказалась его действиями с шарами).

Т. о. неосознаваемые установки имеют огромное значение для формирования осознаваемых действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.