Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Золотой век русской культуры




Из дневника Ф. Ф. Беллинсгаузена

10 генваря (1821 г.).... В полдень ветер отошел к востоку и сделал­ся свежее. Не имея возможности идти к югу от встречаемого сплош­ного льда, мы должны были продолжать путь в ожидании благополуч­ного ветра. Между тем морские ласточки подавали нам повод к заклю­чению, что в близости сего места существует берег.

В 3 часа пополудни увидели чернеющееся пятно. Я в трубу с перво­го взгляда узнал, что вижу берег. Солнечные лучи, выходя из облаков, осветили сие место, и, к общему удовольствию, все удостоверились, что видят берег, покрытый снегом: одни только осыпи и скалы, на коих снег удержаться не мог, чернелись.

Невозможно выразить словами радость, которая явилась на лицах всех при восклицании: «Берег! Берег!» Восторг сей был неудивителен

После долговременного единообразного плавания в беспрерывных гибельных опасностях, между льдами, при снеге, дожде, слякоти и тума­нах... Обретенный нами берег подавал надежду, что непременно

должны быть еще другие берега, ибо существование токмо одного в

таком обширном водном пространстве нам казалось невозможным.

11 ге нваря. С полуночи небо было покрыто густыми облаками,

воздух наполнен мглой, ветер свежел. Мы продолжали идти тем же курсом к северу, чтобы, поворотя, лечь ближе к берегу. В продолже­ние утра, по прочищении пасмурности, носящейся над берегом, когда солнечные лучи оный осветили, мы увидели высокий остров, простира­ющийся от NO 610 до 5, покрытый снегом. В 5 часов пополудни, подой­дя на расстояние 14 миль от берега, встретили сплошной лед, который нам воспрепятствовал еще приблизиться, лучше обозреть берег и взять что-либо любопытства и сохранения достойное в музеум Адми­ралтейского департамента. Достигнув с шлюпом «Восток» до самых льдов, я привел на другой галс в дрейф, чтобы дожидаться шлюпа «Мирного», который был позади нас. При приближении «Мирного»; мы подняли флаги: лейтенант Лазарев поздравил меня через телеграф с обретением острова; на обоих шлюпах поставили людей на ванты и прокричали по три раза взаимное «ура». В сие время приказа но дать матросам по стакану пунша. Я позвал к себе лейтенанта Лазарева, он сообщил мне, что все оконечности берега видел ясно и хорошо опре­делил положение оных. Остров был весьма ясно виден, особенно ниж­ние части, которые составлены из крутых каменных скал.

Я назвал сей остров высоким именем виновника существования в

России военного флота - остров Петра I..

 

 

В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном», который «сохранил величавые черты, живой yм и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и... на царский приказ образоваться ответил через сто лет громадным, явлени­ем Пушкина». Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пуш­кин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX в., назы­вают золотым веком русской культуры.

 

Архитектура и скульптура. Конец XVIII начало XIX в. - это эпоха классицизма в русском зодчестве, оставившая яркий след в архитектурном облике Петербурга, Москвы и других городов.

Классицизм - европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусст­во, на античную литературу и мифологию.

Постройки в стиле классицизма отличаются уравновешенностью, чет­ким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами

архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония. Парадный вход обычно располагался в центре и оформлял­ся в виде портика. Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Чаще всего колонны красили в белый цвет, а стены – в желтый.

В середине XVIII в. Петербург был городом одиночных архитектурных шедевров, утопал в зелени усадеб. Затем началась регулярная застройка города вдоль прямых проспектов, лучами расходившихся от Адмирал­тейства. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельный зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью.

В 1806 -1823 гг. было построено новое здание Адмиралтейства по проекту Андреяна Дмитриевича Захаров а( 1761-1811). В громадном здании архитектор подчеркнул центральную башню. Ее отличает динамич­ный вертикальный ритм. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом. Торжественно-мажорный ритм Адмирал­тейства задал тон всей архитектуре города на Неве, а кораблик стал его символом.

Важное значение имело возведение в начале XIX в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объеди­нить, ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Не­вы. Проектирование Биржи и оформление стрелки были поручены фран­цузскому архитектору Tомa де Томону. В доработке проекта участвовал А. Д. Захаров. Их творческое содружество привело к блестящему реше­нию задачи. Зеркало Невы объединило систему Петропавловская кре­пость- стрелка Васильевского острова - Дворцовая набережная. Зда­ние Биржи сравнительно невелико, но мощь его архитектурных форм в со­четании с ростральными колоннами позволила ему уверенно противостоять обширному пространству водной глади. Тема господства над водной стихи­ей развита в дополняющей ансамбль монументальной скульптуре. Могучие фигуры, олицетворяющие главные реки России (Волгу, Днепр, Волхов и Неву), были созданы скульпторами С. С. Пименовым, И. И. Теребневым и В. И. Демут-Малиновским.

Невский проспект, главная магистраль столицы, приобрел вид единого ансамбля с постройкой в 1801-1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Вороних ин (1759-1814), сын крепостного­ крестьянина, взял за образец собор святого Петра в Риме, творение Микеланджело. Использовав его мотивы, Воронихин создал оригинальное

произведение. В собор перенесли прах М. И. Кутузова. Пе­ред собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли, выполненные Б. И. ОРЛОВСКИМ. Впервые увидев эти памятники, Пушкин I сказал: «Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов».

В 40-50-с гг. XIX в. Невский проспект украсили бронзовые скульп­туры Петра Карловича Клодта (1805-1867) «Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Скульптуры Клодта в аллегорической форме раскрывают тему борьбы человека со стихийными силами природы и победы над ними.

Еще одна работа Клодта - памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. Император изображен верхом на лошади. Лошадь пританцовывает, император неподвижен - явный контраст по сравнению с расположенным невдалеке памятником Петру 1..'.

Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строился Исаакиевский собор в Петер­бурге - самое большое здание, возведенное в России в первой половине XIX в. Внутри собора могут находиться 13 тыс. человек. С галереи на его куполе видны Кронштадт, Петергоф, Пулково, Царское Село, Гатчина и море на далекое расстояние. Проект Исаакиевского собора был разрабо­тан французским архитектором Огюстом Мон ф е рр аном (1786-1858). В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства участвовали скульптор П. К. Клодт, художник К П. Брюллов и др. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодер­жавия, его тесный союз с православной церковью. Величественное здание собора производит сильное впечатление, хотя автора проекта и заказчиков можно отчасти упрекнуть в гигантомании. Современники вспоминали, что богослужение в таком соборе было очень торжественно, но благоговейности не было, молитва до души не доходила.

По проекту Монферрана была возведена и 47-метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади (1829-1834) – памятник Александру I и одновременно монумент в честь победы русского оружия в 1812 г. Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Б.И. Орловским.

Триумфальные мотивы Александровской колонны были подхвачены в скульптурном убранстве арки Главного штаба, охватившего Дворцовую площадь с южной стороны. Вместе с тем здание Главного штаба, построенное по проекту К.И. Росси, как бы повторило торжественно-мажорные мотивы Адмиралтейства, расположенного наискось от него.

Карл Иванович Росси (177501849), сын итальянской балерины, родился и жил в России. С его творчеством связаны завершающие работы по созданию петербургских ансамблей. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца (ныне Русский музей).

Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, 3ахаро­вым, Воронихиным, Монферраном, Росси, другими русскими и иностран­ными архитекторами, - это шедевр мирового зодчества. Бережное его сохранение для детей и внуков - святая обязанность каждого нового поколения граждан России.

В начале XIX в. скульптор Иван Петрович Марто с (1754-1835) получил заказ на памятник Минину и Пожарскому для Нижнего Новгорода. Пока шла работа, Россия подверглась наполеоновскому нашествию. Патриотический подъем 1812 г, вдохновил мастера на создание высокоху­дожественного и глубоко одухотворенного произведения. Памятник был установлен на Красной площади в Москве, еще не залечившей свои раны, не застроившей свои пепелища. В Нижнем Новгороде воздвигли другой монумент.

После пожара в Москве были возведены такие выдающиеся по красоте здания, как Большой театр и Манеж (оба по проекту О. И. Бове). Пожар не устранил традиционное построение московских улиц, живописную хаотичность застройки. На узких и изогнутых улицах с постройками разных эпох трудно было развертывать архитектурные ансамбли. Поэтому московский классицизм запечатлен не в ансамблях, а в отдельных зданиях. Один из лучших московских особняков классического стиля - дом Лопухиных на Пречистенке (ныне музей Л. Н. Толстого). Строил его архитектор А. Г. Григорьев, выходец из крепостных.

Провинциальный классицизм ближе к московскому. В провинции выдвинулся ряд крупных архитекторов. Так, например, ученик Воронихина М. П. Коринфский, уроженец Арзамаса, строил в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске. В своем родном городе он руководил постройкой собора, который возводился на средства местного купечества в память о событиях 1812 г. Далеко по России разошлась молва о великолепном Арзамасском соборе.

В Сибири в начале XIX в. все еще строились здания в стиле барокко.

Черты его видны в Московских воротах Иркутска, в Воскресенском собо­ре в Томске. Но затем классицизм пришел и в Сибирь. Один из первых и лучших его памятников - «Белый дом» в Иркутске, построенный купца­ми Сибиряковыми. В Омске по проекту известного архитектора Василия Петровича Стасова (1769- 1848) был возведен Никольский казачий собор. В нем хранилось знамя Ермака.

В 30-е гг. XIX в. классицизм вступил в пору кризиса. Людей стало угнетать однообразие зданий с колоннами. Правила классицизма, слиш­ком жесткие, с трудом приспосабливались к меняющейся обстановке. В то время в городах разворачивалось строительство доходных (многоквартир­ных) домов. В таком доме было несколько подъездов, а по канонам классицизма можно было сделать только один главный вход - в центре здания. В нижних этажах доходных домов размещались магазины, но их широкие витрины не сочетались с нормами классицизма. И он ушел, сме­тенный критикой современников и настоятельными требованиями жизни.

Творческая мысль архитекторов остановилась на принципе «умного выбора». Считалось, что здание надо строить в том стиле, который отве­чает его назначению. На практике все определялось желанием заказчика и вкусом архитектора. Помещики начали строить усадьбы в стиле средневековой готики. В городах появились доходные дома с венецианскими окнами. Наступил период эклектики (смешения стилей).

В 1839-1852 гг. по проекту немецкого архитектора Лeo Кленц е в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа. Спокойное равно­весие его частей, декоративное оформление в новогреческом стиле, мощ­ные гранитные атланты у входа - все это создавало впечатляющий образ музея - хранилища шедевров мирового искусства.

Константин Андреевич Тон ( 1794-1881) в своем творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. Он строил пятиглавые церкви с узкими арочными (закругленными) окнами, использовал рус­ский и византийский декор. Все это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма, от которых Тон не смог отречься. Русско-визан­тийский стиль Тона многим казался искусственным. А на самом деле ТОН просто не постиг подлинно всех тайн древнерусской архитектуры, на­столько прочно они были забыты.

Работы Тона понравились Николаю I. Архитектор получил два крупных заказа для Москвы. В 1838- 1849 гг. под его руководством был построен Большой Кремлевский дворец. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был за­ложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполео­новского нашествия. Строительство растянулось на долгие годы. Торжест­венное освящение храма Христа Спасителя состоялось в 1883 г. В храме были установлены мраморные доски с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены имена людей, отдавших свои сбережения на дело победы. Величественная 100-метрова громада храма органично вписалась в силуэт Москвы.

Покровительство Николая I сыграло роковую роль для наследия Тона. Его творения стали рассматриваться как символ николаевского царство­вания. Именно этим объясняются резкие отзывы Герцена. Не жаловали Тона и другие оппозиционно настроенные критики. В годы советской власти творчество Тона замалчивалось или принижалось. Многие построенные им церкви были снесены. В 1931 г. взорвали храм Христа Спасителя. Не пришло лишь в голову взорвать Московский вокзал в Петербурге и Петербургский в Москве - тоже творения Тона.

 

Русская живопись.

В 1827 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник К арл Павлович Брюллов( 1799-1852). Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь, когда город был засыпан раскаленным пеп­лом проснувшегося Везувия. Около шести лет шла работа над картиной «Последний день Помпеи ». Гибель этого города в представлении художни­ка соединилась с гибелью всего античного мира. Его красоту как бы оли­цетворяет центральная фигура картины - прекрасная женщина, упав­шая с колесницы и разбившаяся насмерть.

В России картину «Последний день Помпеи» ожидал подлинный три­умф.

Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова(1806- 1 858). Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю силу и яркость своего таланта. На переднем плане грандиозного полотна выделяется му­жественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего на приближающе­гося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел, но обяза­тельно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя.

Два замечательных портретиста своего времени - Орест Адамович Кипренский ( 1782-1836) и Ва силий Андреевич Тропинин (1776- 1857) - оставили нам прижизненные портреты Пушкина. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической сла­вы. «Ты мне льстишь, Орест», - вздохнул Пушкин, взглянув на готовое полотно. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен, Каким-то особым теплом и уютом веет от работ Тропинина. До 47 лет находился он в крепостной неволе. Поэтому, наверно, так свежи и одухотворены на его полотнах лица простых людей. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы».

Народные мотивы живописи Тропинина перекликаются с творчеством А лексея Гавриловича Венецианова ( 1780-1847). Свой путь художника он начинал как светский портретист, но затем оставил столицу и уехал в свое имение в Тверской гу6ернии. Здесь на его полотнах отобразились че­реда крестьянских лиц: бородатый старик, старуха с клюкой, ребенок, де­лающий первые шаги, девушка с васильками. Их окружали орудия земле­дельческого труда: бороны, сохи, повозки.

В рамки академизма явно не вписывалось творчество Павла Андрее­вича Федотов а(1815-1852). Задатки художника-сатирика обнаружи­лись у него еще во время службы в гвардии. Тогда он делал веселые, озорные зарисовки армейского быта. В 1848 г. на академической выставке по­явилась его картина «Свежий кавалер», дерзкая насмешка не только над тупым и чванливым чиновничеством, но и над академическими традиция­ми. Грязный халат, в который облачился главный герой картины, очень напоминал античную тогу. Брюллов долго рассматривал картину, а потом сказал автору полушутя-полусерьезно: «Поздравляю вас, вы победили меня». Комедийно-сатирический характер носят и другие картины Федо­това «Завтрак аристократа», «Сватовство майора»). Последние его кар­тины очень печальны («Анкор, еще Анкор!», «Вдовушка»).

В 1852 г. в культурной жизни Росси произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедос­тупный художественный музей.

Вопросы и задания. 1. Какого царя имел в виду Герцен, когда писал о «царском приказе образоваться»? 2. Назовите характерные черты архитектуры классицизма. Чем отличается петербургский классицизм от московского? 3. Когда и почему произошел отказ от классицизма? Какой архитектурный стиль пришел ему на смену? 4. Есть ли в вашем городе старинные здания в стиле классицизма? Постарайтесь узнать, ког­да они построены и кто автор проекта. 5. Назовите характерные черты академизма. В творчестве каких художников он нашел наиболее яркое выражение? 6. Используя дополнительную литературу, расскажите об архитекторах, скульпторах и художниках первой половины XIX в., не упомянутых в учебнике.

Театр и музыка

В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые поме­щики становились антрепренерами (театральными предпринимателями). Их театры превратились в общедоступные. В них выступали и крепостные, и вольнонаемные актеры. Многие талантливые артисты были из крепостных. Михаил Семёнович Щепкин (1788-1863), друг Белинского и Герцена, до 33 лет был крепостным. Павел СтепановичМочалов (1800-1848) вырос в семье крепостного актера. Исполнение Мочаловым роли Гамлета вызывало восхищенные отзывы Белинского. Другим выдающимся исполнителем роли Гамлета на русской сцене в то время был Василий Андреевич Каратыги н (1802-1853).

Большим событием в театральной жизни России стала премьера гого­левского «Ревизора» сначала в петербургском Александринском театре, а затем в московском Малом, где роль городничего играл Щепкин. Цензура не пропускала «Ревизора», и только личное вмешательство Николая I позволило поставить комедию. После спектакля он смущенно сказал: «Всем досталось, а мне более всех!»

В эти же годы на сцене московского Большого театра была поставлена опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» (другое ее название - «Иван Сусанин»). В творчестве

Михаила Ивановича Глинки ( 1804-1857) русское музыкальное искусство, усвоив западные средства выражения поднялось на новую высоту.

Оперные творения Глинки отличаются роскошью и яркостью музы­кальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой. Это относится и к другой его опере - «Руслан и Людмила». Но если «Жизнь за царя» имела громкий успех, то вторую оперу Глинки публика встретила холодно. В России в те времена лишь очень немногие ценители поняли истинное значение музыки Глинки. Ему принадлежит и ряд замечательных романсов. Пожалуй, наиболее известный из них написан на стихи Пушкина - «Я помню чудное мгновенье…»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.