В отличие от развитых стран, многие развивающиеся страны проводят политику протекционизма, защищая вновь формирующуюся национальную промышленность. Это право для развивающихся стран было признано в специально принятой части ГАТТ.
39. Нетарифные методы регулирования
Нетарифные методы государственного регулирования внешней торговли.
Помимо тарифных инструментов внешнеторговой политики государства, после второй мировой войны получают развитие нетарифные барьеры. В конце 40-х начале 50-х годов многие страны использовали их в целях сохранения строгого контроля за платежами по международным сделкам в процессе восстановления послевоенной экономики. Начавшиеся в этот период процессы либерализации МТ, затронувшие тарифы, привели к увеличению нетарифных барьеров, которых в настоящее время насчитывается более 50 видов. Многие из них имеют целью общее ограничение импорта; другие направлены на дискриминацию определенных стран посредством поощрения импорта из прочих государств; третьи ограничивают или субсидируют экспорт.
Нетарифные методы регулирования имеют ряд преимуществ по сравнению с тарифными методами. Основа преимущества — ограниченная возможность тарифного регулирования, однообразность данной системы. Система же нетарифных барьеров достаточно разветвлена, благодаря чему достигается большая эффективность.
Существует несколько типов нетарифных ограничений: 1. ^ Количественные ограничения импорта и экспорта. • Контингентирование (квоты) — регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения ввоза/вывоза иностранных или отечественных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени. Эмбарго — полный запрет ввоза иностранных товаров на внутренний рынок. В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разрешаются квоты на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары (например, текстиль, иногда готовую продукцию, если неограниченный ввоз иностранных товаров может нанести ущерб национальным отраслям). Квоты делятся на:— глобальные — на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который можно импортировать/ экспортировать вне зависимости от страны импортера/экспортера. Используется редко, поскольку существует опасность потерять рынки импортеров; - индивидуальные — устанавливается в рамках глобальной квоты; существует распределение, учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т. е. вводятся на определенный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Экономические последствия — ограничение предложения, увеличение роста доходов национального производителя.
Лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом регулирования. Тогда, в первом случае — это всего лишь документ, который подтверждает право ввоза/вывоза товара в пределах получения какой-либо квоты; во втором случае существует определенный ряд форм лицензирования: — индивидуальная лицензия — разовое разрешение на импорт/экспорт товара. Выдается государственным органом власти импортеру/экспортеру, является именной (указано юридическое лицо);
— открытая индивидуальная лицензия — разрешение на импорт/экспорт товара без ограничения количества;
— генеральная лицензия — постоянно действующее разрешение на импорт/экспорт товара без ограничений, как по количеству, так и по времени;
лицензия является безличной;
— автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после заявки на импорт/экспорт товара (упрощенная форма получения лицензии).
Квотная рента — специфический доход при введении квоты, проистекающий из искусственного повышения цены. Его получает обладатель права ввоза товара на внутренний рынок (на внешнем рынке товары покупаются по Рw,, а продаются на внутреннем по Р1. Ее получателями могут быть различные субъекты в зависимости от порядка предоставления лицензии:
— аукцион — продажа лицензий на конкурсной основе (цена, как правило, равна квотной ренте, идет государству);
— бесплатная передача — рента идет национальному субъекту — импортеру;
- передача лицензии стране-производителю — Добровольное количественное ограничение экспорта, принятое в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении льгот.
Сходство в применение квот и тарифов состоит в том, что- • цена на импортные товары возрастает; • доходы национальных производителей возрастают. Различие — в случае введения тарифа импортер не ограничен количеством ввозимого товара, т. е. мерилом для него является экономическая целесообразность ввоза товаров. 2. ^ Государственные субсидии и финансовые льготы. Субсидии — денежная выплата правительством национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта. Субсидии по характеру выплат делятся на: • прямые — непосредственные выплаты экспортеру после совершения им операции в размере разницы издержек и полученного им дохода (дотации производителю при выходе на внешний рынок). Запрещены ВТО, поскольку их применение достаточно очевидно для торговых партнеров и может вызвать ответные меры; • косвенные (скрытые) — предоставление экспортерам льгот по уплате налогов, возврат импортных пошлин, льготные условия страхования, помощь в структурной перестройке и т. д. Субсидии предоставляются как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям экспортных товаров. ^ Экспортные субсидии — нетарифный метод регулирования, представляющий бюджетные выплаты экспортерам, дающий им возможность продавать товар на иностранном рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. 3. Импортный депозит — своеобразный залог в денежной форме, который импортер должен внести в банк перед закупкой партии иностранного товара. Размер этого залога, срок, валюта фиксируются в каждом государстве законодательно. Это своеобразный кредит, который импортер государству, но не получает за него проценты; через д которое время средства возвращаются импортеру, в итоге издержки импортера растут. 4 ^ Государственная система размещения заказов — покупка государственными предприятиями товаров, произведенных национальными производителями, даже несмотря на то что эти товары могут быть дороже импортных. 5. ^ Валютное регулирование: • внешние валютные ограничения (например, клиринг— торговля между странами на основе взаимозачетов); • ограничения, связанные с приобретением и продажей валюты; • механизм дифференцирования валютных коэффициентов (установление различного курса для определенных торговых сделок); • девальвация — понижение курса национальной валюты; • ревальвация — повышение курса национальной валюты. 6. ^ Технические барьеры — ограничения, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать барьер на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества товара и т. д.
Нетарифное регулирование в РФ В РФ применяются следующие виды нетарифного регулирования: • квоты и лицензии на экспорт газа, нефти и т. д.; • квоты на ввоз текстиля; • субсидирование угольной и сельскохозяйственной промышленности; • система государственных закупок; - разветвленная система технических барьеров; 4 в 1993 году применялся импортный депозит на спиртное и табак.
40. Тарифные методы регулирования внешней регулирования
Таможенные тарифы — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы. Однако в экономической литературе понятие таможенного тарифа часто используется в широком смысле -и как особый инструмент внешнеторговой политики, и как конкретная ставка таможенной пошлины.
Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими. Основные функции таможенных пошлин: - фискальная - защитная – - балансировочная – относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт. Все таможенные тарифы могут быть классифицированы по пяти группам:
I. Классификация тарифов по направлению движения товара: • экспортные — данные виды пошлин не применяются в промышленно развитых странах, в РФ отменены с 1996 г. Но с 1999 г. введены экспортные пошлины на продукты нефтепереработки (бензин и мазут); • импортные; • транзитные. – выполняют фискальную функцию. ^ II. По способу взимания: • адвалорные — взимаются в процентах от цены товара; Pd=Pim*(1+Tav) где: Рim цена, по которой товар импортируется (таможенная стоимость товара); Тav- ставка адвалорного тарифа. • специфические — в виде определенной суммы денег, взимаемые с веса, объема или штуки товара; Pd=Pim+Ts где: Т — ставка специфического тарифа. • смешанные (комбинированные) пошлины, при которых товар облагается и первой, и второй пошлинами. Например, пошлина взимается в размере 20% от стоимости ввозимого товара, но не больше 100 ЭКЮ. - альтернативный тариф – применяется согласно решению таможенных органов адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая. ^ 3. Классификация тарифов (по величине)в зависимости от страны происхождения товара: • максимальные тарифы устанавливаются для всех стран на основании государственных законодательных актов, без согласования с другими государствами; • минимальные тарифы предоставляются тем странам, которые получают статус наиболее благоприятствуемой нации. Эти ставки устанавливаются в результате взаимных договоренностей. Страна, предоставляющая другой стране статус наиболее благоприятствуемой нации, обязуется не превышать ставки тарифов, которые предусмотрены ею по отношению к другим странам, т. е. страны, договаривающиеся об этом статусе, предоставляют друг другу льготы, которых лишены остальные государства; • преференциальные тарифы действуют в отношении определенных стран или групп стран. Их величина, как правило, меньше минимальных. Существует международное соглашение «Обобщенная система преференций», по которому промышленно развитые страны предоставляют развивающимся льготы. Эти льготы выражаются в более низких таможенных тарифах. Цель — побудить покупать товары, экспортируемые развивающимися странами, и, с другой стороны, стимулиро-1ать в развивающихся странах импорт из более развитых. ^ 4. Классификация тарифов по характеру происхождения: • автономные тарифы устанавливаются страной независимо от других субъектов мировой торговли; • конвенционные (договорные) тарифы устанавливаются страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений. ^ 5. Классификация тарифов по направлению действия: • преференциальные тарифы устанавливаются с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу, т. е. облегчить экспорт или импорт товаров этой страны; • сезонные тарифы устанавливаются для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не превышает нескольких месяцев в год, и на это время действие обычных ставок тарифов на товар приостанавливается; • дискриминационные тарифы устанавливаются с целью затруднить и ограничить экспорт или импорт товаров из определенной страны. Дискриминационные тарифы делятся на: 1) ответные — могут применяться как взаимные меры на недружественную торговую политику другой страны; 2) компенсационные — используются с целью уравнять цены аналогичных товаров национального производства и импортных, пользующихся субсидиями, за счет включения в цену последних более высокой импортной пошлины; 3) антидемпинговые — применяются в качестве мер по защите национального производителя, если установлен факт демпинга со стороны иностранных конкурентов и ввоз товара наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям, или препятствует расширению производства подобных товаров на внутреннем рынке. Демпинг — продажа товаров по необоснованно заниженным ценам. Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. Их в мировой практике существует четыре.
41. Таможенные пошлины и их виды
42. Международное движение капитала: понятие, причины, особенности
Экспорт капитала можно разделить на 2 категории (по характеру использования):
- вывоз предпринимательского капитала;
- вывоз ссудного капитала.
Предпринимательский капитал - долгосрочные зарубежные инвестиции, которые делятся на прямые и портфельные.
Прямые иностранные инвестиции - это деньги, которые вкладываются в работу предприятие или используются для создания нового предприятия, филиала, дочерней фирмы. Они обеспечивают и прибыль, и контроль за деятельностью предприятия.
По международной статистике, если в капитале предприятия > 25% иностранного капитала, такое предприятие считается предприятием с иностранными инвестициями. По российской статистике - > 30%.
Портфельные иностранные инвестиции - вложение капитала в иностранные ценные бумаги. Они обеспечивают инвестору только прибыль (дивиденды).
Мировой объем прямых иностранных инвестиций в 2003 году составил 653 млрд. $. 1/2 приходится на США, Японию, Великобританию. Многие страны и ввозят и вывозят капитал.
1 место вывозу – США.
2 место - по вывозу Великобритания.
1 место по ввозу - Китай.
Доля России в общем мировом объеме иностранных инвестиций составляет 0,3%
Движение ссудного капитала выступает в виде международного кредита. Международный кредит (в узком смысле) - ссуда в денежной или товарной форме, которая предоставляется на условиях срочности, возвратности и платности.
43. Формы вывоза капитала
44. Государственное и межгосударственное регулирование движения капитала
Тенденции развития системы регулирования международного движения капитала:
· стремление снять ограничения на иностранные инвестиции;
· вывоз регулируется в меньшей степени, чем ввоз;
· регулирование осуществляется с помощью специального законодательства, предоставляющего иностранному инвестору статус национального режима. Могут быть предусмотрены дополнительные льготы инвесторам, налоговое освобождение (2-10 лет, часто ступенчатое). Иностранные инвестиции все больше ориентируются на общие условия вложения капитала (а не на льготные условия).
Формы государственной поддержки предприятий с иностранными инвестициями:
1. Предоставление государственных гарантий инвесторам. Например, гарантии вывоза прибыли.
Формы международного регулирования движения капитала:
1. Двусторонние соглашения: о национальном режиме, о защите иностранных инвестиций, о порядке разрешения инвестиционных споров (более 1300 соглашений между 162 странами).
2. ^ Многостороннее регулирование иностранных инвестиций: универсальные инвестиционные соглашения - конвенции (1965 г. - о разрешении инвестиционных споров; 1985 г. - Сеульская конвенция о создании многостороннего агентства по страхованию иностранных частных инвестиций).
3. В рамках ВТО - соглашение TRIMS (по торговым аспектам инвестиционных мер) - запрещает участникам использовать ряд мер торговой политики, угнетающих иностранных инвесторов, противоречащих РНБ и национальному режиму. Это внутренние количественные ограничения, пропорции уставного капитала предприятий, требования обязательного экспорта фиксированной доли продукции.
45. Инструменты международного кредитования
Международное движение ссудного капитала, связанное с межгосударственными кредитами и банковскими депозитами, обычно относится в платежном балансе к понятию прочих инвестиций. Это остаточная категория инвестиций, включающая все остальные межгосударственные передвижения капитала, не отнесенные к прямым, портфельным инвестициям или резервным активам. Международное заимствование и кредитование - выдача и получение средств взаймы на срок, предусматривающий выплату процента за их использование. В международных масштабах в качестве ссудного капитала в основном используется официальный капитал из государственных источников, хотя международное кредитование из частных источников также достигает весьма внушительных объемов. Основные инструменты международного заимствования и кредитования, находящие отражение в платежном балансе, следующие: Торговые кредиты - требования и пассивы, возникающие в результате прямого предоставления кредита поставщиками и покупателями по сделкам с товарами и услугами, и авансовые платежи за работу, которая осуществляется в связи с такими сделками. Торговые кредиты могут предоставляться как правительствами, так и частными предприятиями и другими неправительственными организациями. Большинство из них являются краткосрочными. Займы - финансовые активы, возникающие вследствие прямого одалживания средств кредитором заемщику, в результате которого кредитор либо не получает никакого письменного гарантийного обязательства от заемщика, либо получает долговую ценную бумагу. К числу займов относятся займы на финансирование торговли, другие займы и авансы, включая ипотечные займы, а также кредиты МВФ. Займы могут предоставляться и получаться денежными властями, правительством, банками и другими секторами и делятся на краткосрочные и долгосрочные.
Валюта - банкноты и монеты, находящиеся в обращении и используемые для осуществления платежей. Национальная валюта, находящаяся в распоряжении нерезидентов, считается пассивом, а иностранная валюта, находящаяся в распоряжении резидентов, - активом. Валюта может находиться в распоряжении денежных властей и банков. Депозиты - деноминированные в местной или иностранной валюте переводные депозиты, которые беспрепятственно по первому требованию превращаются в наличные деньги и могут быть использованы для осуществления платежей. Депозиты резидентов за рубежом считаются пассивом, депозиты нерезидентов внутри данной страны - активом. Депозиты осуществляются денежными властями и банками. Прочие активы и пассивы - остаточная категория, к которой относятся все прочие виды движения капитала, например взносы стран в международные организации. Международное заимствование и кредитование обычно показываются в разбивке на долгосрочное и краткосрочное заимствование и кредитование и традиционно выражаются в суммах нетто (международное кредитование минус заимствование). В совокупном платежном балансе выдача и оплата международных кредитов показываются только в разбивке на кредиты, выдаваемые правительствами за счет государственного бюджета, кредиты, выдаваемые денежными властями (центральным или государственным банком) и коммерческими банками, а также всеми остальными организациями.
46. Характеристика ТНК. Примеры
(ТНК) представляет собой особый вид корпорации, переросшей национальные рамки и осуществляющей деятельность на мировом рынке через свои заграничные филиалы и дочерние общества. Это национальная компания с зарубежными активами, т. е. национальная по капиталу и контролю, но международная по сфере своей деятельности. Образование подконтрольных зарубежных предприятий (дочерних обществ и филиалов) происходит на основе экспорта капитала крупнейшими национальными корпорациями. В современных условиях ТНК превратились в одного из основных субъектов мирового рынка. Развитие транснациональных корпораций является свидетельством усиления интернационализации хозяйственной жизни.
Транснациональные корпорации выступают преимущественно в форме международных трестов и концернов, которые создают обширную сеть подконтрольных зарубежных предприятий. Их следует отличать от межнациональных корпораций, которые образуются в результате слияния капитала различного национального происхождения. Характерной особенностью транснациональных корпораций является их производственная направленность. Первые транснациональные корпорации возникли в конце XIX - начале XX века, когда на базе вывоза капитала крупнейшими монополиями начали создаваться зарубежные производственные филиалы. К концу XX века транснациональные корпорации заняли существенное место в системе международных экономических отношений. Об их роли в мировой экономике можно судить по следующим данным
47. Свободные экономические зоны
СЭЗ это часть территории государства, где товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты обычных таможенных пошлин. В настоящее время под СЭЗ понимаются особые территории, которые предназначены служить местом привлечения прямых иностранных инвестиций в промышленность и услуги и в которых существуют особый режим и особые льготные условия хозяйственной деятельности для иностранцев. Важнейшие черты СЭЗ: 1) они создаются прежде всего для обслуживания мирового рынка; 2) на них не распространяется многие экономические нормы и ограничения, действующие на остальной территории страны; 3) эти зоны, хотя и являются в определенном смысле "свободными", остаются элементом государственного регулирования внешнеэкономических связей. СЭЗ имеет инфраструктуру, способную привлечь иностранный капитал. Кроме того, иностранный капитал обычно находит там дополнительные стимулы и поощрения: свободный перевод прибылей и капиталов; полное освобождение от пошлин и других сборов машин, сырья и компонентов, занесенных в зоны для организации производства; освобождение от уплаты подоходного налога (на определенный срок); предоставление льготных кредитов; предоставление в аренду земли, помещений, транспортных услуг по льготным тарифам; особый режим, регулирующий использование рабочей силы. Преимущества СЭЗ для иностранных инвесторов: 1. Предоставляются таможенные льготы или полностью отменяются пошлины. 2. Налоговые льготы. (В Китае в 14 СЭЗ - налог на прибыль ниже на 50 %). 3. Устанавливаются ускоренные сроки амортизации основных фондов. 4. Льготные условия кредитования и страхования. 5. Гибкий валютный режим (в странах, где есть ограничения по текущим операциям). Создание СЭЗ требует огромных первоначальных капиталовложений. Считается, что на 1$ иностранных инвестиций требуется 1$ государственных расходов на инфраструктуру. Типы СЭЗ в мировой экономике: 1) зоны свободной торговли: свободные таможенные зоны, свободные порты, транзитные зоны аэропортов; 2) промышленно-производственные зоны: экспортные, импортные, экспортно-импортные; 3) технико-внедренческие: инновационные центры (технопарки), технополисы; 4) сервисные: банковские и страховые услуги, оффшорные зоны, рекреационные зоны; 5) комплексные (включают 1-4). ^ По размерам различают: 1) точечные зоны (предприятия), 2) средние (не совпадают с территориальным делением), 3) административные. СЭЗ является формой конкуренции за привлечение инвестиций (чем больше льгот, тем более они конкурентоспособны). Оффшорные зоны: - центры совместного предпринимательства, которые предоставляют льготный режим для финансово-кредитных отношений. Операции могут производиться только с иностранными резидентами и только в иностранной валюте. Другими словами оффшорные компании в экономике страны не участвуют, но приносят ей крупные валютные поступления и могут быть основой экономического благосостояния для отдельных стран (небольших). Приблизительно 50 стран создали оффшорные зоны.
48. Валюта как основа международной валютной системы
На рынке форекс и в международных финансах под мировой валютой или глобальной валютой понимается валюта с помощью которой производится большая часть интернациональных платежей и которая служит основной резервной валютой. В марте 2009, в результате глобального экономического кризиса, Китай[1] и Россия стали поднимать вопрос о срочном пересмотре роли мировой валюты. Группа экспертов ООН предложила заменить действующую систему доллара США на значительно растущую систему МВФ«SDR» или специальные права заимствования[2].
Валюты могут иметь много форм в зависимости от следующих параметров: что эмитируются, кем эмитируется и чем обеспечивается. Конкретная конфигурация параметров приводит к различным типам денег.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление