Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 49 формирование патриотизма, гражданской и правовой культуры молодежи




Бриленкова А.В.

Вопрос № 48 Формирование политической культуры современной российской молодежи.

Мустафаева Анна

Политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества.

Современная российская реальность обнаруживает потребность не только в трансляции политической культуры от старшего поколения к младшему, но и в стимулировании процессов ее расширенного воспроизводства молодым поколением, что обусловлено прежде всего низкой политической активностью молодежи. Как показывают данные социологических исследований, молодежь современной России весьма неоднородна по своему составу. Так, в ее рамках можно выделить и нициативную часть (10,5 млн. чел.), исполнительную – проявляющую активность, но не берущую на себя риск (6,2 млн. чел.), спекулятивную молодежь (5,8 млн. чел.) – ориентированную на приспособленческую жизненную стратегию, оппозиционную (2,4 млн. чел.), группу повышенного риска, сопряженного с маргинализацией и девиацией (2,3 млн. чел.), а также пассивную группу (5,6 млн. чел.)

Политическая культура молодежи во многом формируется под воздействием политической рекламы как искусственного средства политической социализации. При этом данный процесс носит преимущественно стихийный и неконтролируемый характер, что не дает достаточного эффекта в условиях недостаточного качества самой политической рекламы, с одной стороны, и проблем развития социально-политической сферы жизни российского общества, сопряженных с низкой эффективностью механизмов политического участия и проявления инициативы в политико-правовой сфере, – с другой. В таких условиях формируется культура поверхностного восприятия преподносимой информации, а также двойные нормы и мотивационный импульс к использованию латентных функций социально-политических институтов, подменяющих их основное назначение.

 

Источники:

 

 

 

 

Уже в античных государствах мыслители и философы поднимали вопрос о гражданском и политическом воспитании молодежи. Согласно Платону, в идеальном государстве не обойтись без хорошо налаженной систему обучения подрастающих поколений. В этой системе важное место отводилось не только изучению философии и математики, но также мусическое и гимнастические искусства. Первое направлено на воспитание духа и любовь к Родине. Гуманистические же были нацелены на укрепление тела для последующей защиты гражданами своего государства. Однако в 5 веке в своих трактах Платон имел ввиду обучение и воспитание в рамках сословной системы. В 21 веке встает совсем иная задача — повышение политической культуры и грамотности, гражданской активности всей учащейся и работающей молодежи.

Под системой патриотического воспитания понимается совокупность органов государственной власти и общественных организаций, а также их деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Российской Федерации. Главной задачей патриотического воспитания является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи, направленное на формирование у граждан готовности к защите интересов государства и общества в военное время.

События последнего десятилетия показали, что экономические трудности, значительная социальная дифференциация общества, изменение системы духовных ценностей и ориентиров оказали негативное влияние на общественное сознание, в том числе сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. При этом отмечается резкое снижение позитивного воспитательного воздействия на сознание населения со стороны российской культуры, искусства и образования как важнейших инструментов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата традиционного для российского общества патриотического сознания. Ряд объективных и субъективны процессов существенно обострил национальный вопрос, следствием чего стало перерождение кое-где патриотизма в национализм и утрата истинного значения и понимания большинством населения понятия интернационализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной, а также искажение понимания сущности и значения в обществе института государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения на всех уровнях власти и управления (федеральном, региональном и местном) острейшей проблемы воссоздания системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Основным институтом, организующим и обеспечивающим функционирование всей системы патриотического воспитания, должно являться государство. Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики, которые должны найти отражение в выступлениях первых лиц государства, очередной редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и соответствующем законодательном акте федерального уровня. При этом одним из основных направлением деятельности данной системы должно являться создание подсистемы патриотического воспитания молодежи, обеспечения на этой основе консолидации общества, поддержания социальной стабильности, упрочения дружбы между нациями и народами Российской Федерации. В качестве основных задач органов государственной власти и управления при этом должны быть:

· создание механизмов, обеспечивающих становление, эффективное функционирование и постоянное совершенствование системы патриотического воспитания;

· формирование патриотических чувств и сознания молодежи, сохранение и развитие у нее чувства гордости за свою страну на основе исторических ценностей и роли России в обеспечении глобальной и региональной безопасности;

· воспитание личности гражданина - патриота Родины, готового безусловно встать на защиту интересов Российской Федерации;

· формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания молодежи.

Решение проблем патриотического воспитания должно начаться с разработки нормативной правовой базы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В соответствующих законодательных актах следует предусмотреть уточнение понятийного аппарата, систему целей, задач и принципов создания и функционирования системы патриотического воспитания, порядок управления ей, включая обязанности и ответственность органов власти и управления всех уровней, а также порядок финансирования деятельности органов и проводимых мероприятий. Из первоочередных мероприятий, обеспечивающих создание данной системы, следует выделить следующие:

· внесение изменений в Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" и дополнений в перечень объектов для включения в реестр музеев, составляющих национальное достояние России;

· разработка положений об общественных музеях, о регулярном проведении всероссийских военно-спортивных и других игр патриотической направленности;

· подготовка постоянно действующего конкурса проектов и программ, патриотического воспитания в современных условиях;

· широкое использование для патриотического воспитания молодежи, государственных и общественных средств массовой информации, включая самые современные информационно-коммуникационные технологии (создание кино и видеофильмов, соответствующих сайтов в сети Интернет).

Таким образом, в современных условиях России нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания. Для ее реализации должна быть создана система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать усилия различных институтов общества и государства в этом направлении. Одним из приоритетных направлений деятельности данной системы должно стать патриотическое воспитание молодежи на героических примерах из отечественной истории, включая выдающиеся достижения страны в области экономики, науки, культуры и спорта. Для организации эффективной деятельности данной системы необходимо непосредственное участие в ее создании первых лиц государства, значительное обновление нормативной правовой базы, широкое использование потенциала науки, культуры и искусства, передовых информационно-коммуникационных технологий.

Литература:

· Лебедев А.В,Тюрина Н.А. О некоторых направлениях решения проблемы патриотического воспитания молодежи в современных условиях

· Преображенская А.А. Повышение уровня политической культуры и гражданской активности молодежи. Молодежная политическая школа.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.