Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и признаки АП. Юридический состав АП




Система органов управления образованием и наукой. Образовательные учреждения. Правовое положение классического ВУЗа. Права, обязанности и дисциплинарная ответственность студента.

Организационно-правовые формы управления образованием

Право на образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ: общедоступным и бесплатным являются дошкольное, основное общее (причем оно обязательно), среднее профессиональное образование; бесплатное высшее - на конкурсной основе. Также поддерживаются различные формы образования и самообразования. Основное регулирование - в Законе «Об образовании» и принятых на его основе подзаконных актах.

Управление осуществляется в следующих организационно-правовых формах:

- установление гос. образовательных стандартов (ГОС) (федеральный и региональный компоненты), которые обязательны для всех аккредитованных образовательных учреждений, расположенных на территории РФ (ГОС устанавливают минимум содержания образовательных программ и др.).

- утверждение образовательных программ (определяют содержание образования определенного уровня и направленности).

Виды: 1) общеобразовательные (общая культура личности) - для дошкольного и начального, основного, среднего общего образования; 2) профессиональные (подготовка специалистов) - для начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования; - лицензирование на основе заключения экспертной комиссии (проверка материально-технической базы, санитарно-гигиенических норм; не учитываются содержание, методика образовательного процесса);

-аккредитация - признание способности образовательного учреждения осуществлять деятельность на уровне официально признанной нормы, выдавать документ об образовании государственного образца;

- аттестация - установление соответствия уровня, качества подготовки выпускников требованиям ГОС (как правило, раз в 5 лет).

Государственные органы управления образованием:

1) Министерство образования РФ (управление и координация деятельности других ФОИВ, осуществление государственной политики в сфере образования;

разработка госстандартов, программ развития образования, типовых положений об образовательных учреждениях, перечня специальностей, учебной литературы, порядка приема в государственные учреждения среднего и высшего образования);

2) органы государственного управления образованием субъектов Федерации (осуществление федеральной политики, лицензирование образовательных учреждений, разработка учебных планов, организация переподготовки педагогических кадров и др.);

3) федеральные ведомственные органы управления образованием (управляют только подведомственными им образовательными учреждениями по профилю сфер деятельности этих органов; управление образованием - не основное их назначение).К высшим учебным заведениям относятся все имеющие статус юридического лица образовательные учреждения, реализующие образовательные программы высшего профессионального образования. Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения дополнительного профессионального образования и другие структурные подразделения.

Административно-правовой статус вуза отражает его положение в системе общественных отношений как коллективного субъекта, фиксирует систему управленческих связей между вузами и органами исполнительной власти, служит основой стабильности и определенности этих связей. Он находится в тесной взаимосвязи с ролью, задачами и перспективами развития высшего образования, так как обеспечивает надлежащее функционирование вуза в интересах решения стоящих перед ним задач.

Вуз создается и реорганизуется учредителем (учредителями) в заявительном порядке в соответствии с его решением или с условиями учредительного договора и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основным законом, регулирующим (устанавливающим) структуру высших учебных заведений, является Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 г. № 125-ФЗ.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

Действующее законодательство устанавливает три ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр». Установлены следующие виды и наименования ВУЗов: университет, академия, институт.

Управление ВУЗом осуществляется в соответствии с его уставом, который утверждается общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников, представителей других категорий работников и обучающихся и согласовывается с учредителем, а также действующим законодательством.

Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган — ученый совет высшего учебного заведения, в состав которого входит ректор, являющийся его председателем, и проректоры. Все другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием. Срок полномочий ученого совета не может превышать пяти лет. В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения, общественных и других организаций.

Непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет ректор.

В зависимости от структуры высшего учебного заведения в отдельных подразделениях (факультет, институт и др.) могут создаваться выборные представительные органы — ученые советы, полномочия и порядок избрания которых определяется уставом высшего учебного заведения.

Факультет возглавляет декан, избираемый ученым советом высшего учебного заведения (факультета) из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень или звание, в порядке, определяемом уставом высшего учебного заведения.

Кафедру возглавляет заведующий, избираемый по конкурсу ученым советом высшего учебного заведения сроком на пять лет. Положение о кафедре и других структурных подразделениях разрабатывает и утверждает высшее учебное заведение в порядке, предусмотренном его уставом.

Субъектами учебной и научной деятельности в высшем учебном заведении являются студенты, слушатели, докторанты, аспиранты, соискатели, научно-педагогические работники, а так же докторанты, аспиранты (адъюнкты) и экстерн-соискатели ученых степеней.

1. Организационно-правовые основы управления наукой.

Научная деятельность проявляется в различных организацион­ных формах: фундаментальная, ведомственная, вузовская. Ее го­сударственное регулирование осуществляется на основе Федераль­ного закона «О науке и государственной научно-технической поли­тике» от 23 августа 1996 г.

Министерство науки и технологий РФ (Миннауки России) является федеральным органом исполнительной власти, проводя­щим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения.

Миннауки: определяет приоритетные направления развития науки; организует работы в области разрешения важ­нейших научно-технических проблем; осуществляет межотрасле­вую и межрегиональную координацию при формировании гос. научно-технической политики; утверждает номен­клатуру специальностей научных работников; координирует рабо­ты по формированию и использованию государственной системы научно-технической информации; готовит предложения о при­своении научным организациям статуса государственных науч­ных центров и т.д.

Миннауки также осуществляет государственную аккредита­цию научных организаций по представлению органов исполни­тельной власти, РАН и отраслевых акаде­мий наук. При осуществлении своих функций министерство взаи­модействует с Российской академией наук, отраслевыми акаде­миями, другими научными сообществами.

Определенную роль в регулировании отношений в сфере науч­ной деятельности играет Российское агентство по патентам и то­варным знакам (Роспатент). На него возложены исполнительные, контрольные, разрешительные и регулирующие функции приме­нительно к государственной регистрации и охране прав на изобре­тения. Агентство рассматривает заявки о выдаче патентов и свиде­тельств, проводит их экспертизу, осуществляет государственную регистрацию и выдает охранные документы. Патент является офи­циальным документом, свидетельствующим об исключительном праве его владельца на использование зарегистрированного изо­бретения. На основе лицензии возможна передача такого права физическим и юридическим лицам.

Научная организация – юридическое лицо независимо от ор­ганизационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную или научно-техническую деятель­ность и подготовку научных работников. Это научно-исследова­тельские организации; научные организации вузов; опытно-кон­структорские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации. Учреждаются они на основе государственной аккредитации и выдачи соответствующих свидетельств.

Центральное место в системе научных организаций принадле­жит Российской академии наук (РАН). Она является высшим на­учным учреждением России и представляет собой общероссийскую самоуправляемую организацию, действующую на основе рос­сийского законодательства и собственного устава.

РАН объединяет действительных членов (академиков) и чле­нов-корреспондентов академии, а также других научных сотруд­ников академических учреждений (институты, лаборатории и т.д.). Все имущество, используемое РАН, передано в ее собствен­ность.

Отделения РАН – творческие и организационные центры, объ­единяющие членов академии по одной или нескольким специаль­ностям по соответствующему направлению деятельности. Напри­мер, отделение философии и права. В составе отделений действуют научно-исследовательские институты.

В последние годы появилась новая форма научных организа­ций – государственные научные центры. Они создаются на базе существующих академических, ведомственных и вузовских науч­ных коллективов в интересах сохранения и развития ведущих на­учных школ мирового уровня. Создаются также федеральные на­учно-производственные центры (связь науки и оборонного произ­водства).

Административным правонарушением признается противо­правное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или за­конами субъектов РФ об административных правонарушени­ях установлена административная ответственность.

Специфическими признаками административного правонарушения являются - антиобщественная направленность (ст. 1.2 КоАП РФ.), противоправ­ность, виновность и наказуемость деяния (ст. 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение имеет сложный юридический состав, который включает в себя ряд взаимосвязанных признаков, характеризующих объект действий, их внешнее проявление, субъект действий и его психическое отношение к совершаемым действиям.

Состав правонарушения рассматривается юридической наукой как совокупность четырех элементов: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны. Указанный набор элементов обязателен, отсутствие хотя бы одного из них не позволяет признать деяние административным правонарушением.

Под составом административного правонарушения пони­мается совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь админис­тративную ответственность.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Это общее понятие названного объекта.

Кроме общего, являющегося единым для всех административных правонарушений, выделяют также родовой и непосредственный объект. Родовым объектом правонарушений признается однородная группа отношений: права граждан, здоровье населения, собственность, общественный порядок, установленный порядок управления и т.д. Именно родовой объект лежит в основе построения Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Непосредственный объект представляет конкретное общественное отношение, которому причинен вред в результате совершения определенного правонарушения.

Объективная сторона представляет собой совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону административного правонарушения, последствия, время, место и иные обстоятельства его совершения. Именно по объективной стороне определяется противоправный характер правонарушения; она лежит в основе разграничения административных правонарушений и сходных с ними преступлений. При этом для состава административного правонарушения в отдельных случаях, предусмотренных законом, не требуется наличия всех указанных признаков.

Обязательным элементом объективной стороны является деяние (действие или бездействие). Действие – это активное нарушение лицом установленных правил (например, совершение мелкого хулиганства), а бездействие – пассивное поведение гражданина, которое признается неправомерным, если в соответствии с законом лицо должно выполнять юридические обязанности (например, зарегистрироваться по месту жительства или нарушение сроков представления таможенной декларации).

Противоправное поведение может выражаться в единовременных действиях (выбрасывание какого-либо предмета на спортивную арену) или продолжаться в течение некоторого времени (пребывание в пьяном виде в общественных местах). Но и в том и в другом случае деяние образует единый акт правонарушения. В этой связи следует различать длящиеся и продолжаемые правонарушения.

Длящимся признается деяние, сопряженное с последующим длительным невыполнением правовой обязанности (например, зарегистрироваться). Длящееся правонарушение продолжается до тех пор, пока обязанность не будет выполнена. Некоторые из них продолжаются даже после применения к виновным мер наказания.

Продолжаемое правонарушение состоит из ряда тождественных неправомерных действий, объединенных единым умыслом и в своей совокупности образующих единые правонарушения. Конечным моментом подобного правонарушения является прекращение противоправной деятельности добровольно или в результате привлечения лица к административной ответственности.

По особенностям конструкции объективной стороны различаются материальные и формальные составы административных правонарушений.

Формальными считаются правонарушения, объективную сторону которых образуют только противоправное действие или бездействие, вне зависимости от наступления вредных последствий. Таковыми являются большинство административных правонарушений, т.е. ответственность за их совершение наступает независимо от того, возникли или нет непосредственные материальные последствия от правонарушения. Достаточно самого факта нарушения определенных правил, например, несвоевременная перерегистрация оружия (ст. 20.11 КоАП РФ), нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ) и многие другие.

Материальными принято называть правонарушения, объективную сторону которого образуют не только противоправное деяние, но и наступившие последствия. К числу таких правонарушений можно отнести повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24 КоАП РФ), мелкое хищение чужого имущества (ст. 7.27 КоАП РФ) и др. Для выявления состава материального правонарушения необходимо также установить причинную связь между деянием и наступившими последствиями. При отсутствии такой связи ответственность за материальные административные правонарушения не наступает.

Субъектом административного правонарушения признается физическое или юридическое лицо, виновным деянием которого причинен вред личным или общественным интересам.

Общими признаками, характеризующими физическое лицо, являются достижение шестнадцатилетнего возраста и вменяемость, т.е. способность осознавать фактический характер и общественную вредность своего поведения или руководить своими действиями.

Среди физических лиц различаются граждане России (го­сударственные и муниципальные служащие, должностные лица, руководители юридических лиц или их собственники и другие категории граждан, с учетом особенностей их правово­го положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям), иностранные граждане, лица без гражданства и другие категории физических лиц, являющиеся субъектами административного правонарушения. Для отдельных катего­рий физических лиц эти факторы обусловливают дополнитель­ные основания при привлечении их к административной ответственности, для других — ограничение мер применения ад­министративной ответственности.

Субъект административного правонарушения не всегда под­лежит административной ответственности. Военнослужащие срочной службы за ряд административных правонарушений привлекаются к дисциплинарной ответственности (ст. 2.5). Следовательно, круг субъектов административного правонару­шения и круг субъектов административной ответственности не совпадают.

Субъективная сторона административного правонаруше­ния — это психическое отношение субъекта к противоправно­му действию или бездействию и его последствиям. Оно выра­жается в форме умысла или неосторожности. Следовательно, лицо, совершившее противоправное действие или бездействие в форме умысла или неосторожности и при наличии других признаков состава правонарушения, признается виновным в его совершении. Форма вины является обязательным призна­ком административного правонарушения (ст. 2.2. КоАП РФ).

Вина — это психическое отношение лица к совершаемому им противоправному действию или бездействию и возможным последствиям. В отношении вины юридического лица подразу­мевается неиспользованная возможность соблюдения нормы или правила, то есть не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения необходи­мо отличать от юридического состава административного пра­вонарушения. При наличии всех признаков ад­министративного правонарушения может отсутствовать при­знаки состава административного правонарушения, что исклю­чает возможность привлечения лица его совершившего к ад­министративной ответственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.