Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные права и обязанности работников и нанимателей по охране труда




Система надзора и контроля за выполнением законов, правил и постановлений по вопросам охраны труда в Республике Беларусь.

Нормативно - правовая база охраны труда в Республике Беларусь

Правоотношения в сфере охраны труда регулируются в республике следующими нормативно-правовыми актами: Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями); Трудовым кодексом Республики Беларусь;

Законами Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О сертификации продукции, работы услуг», «О стандартизации», «О единстве измерений», «О пожарной безопасности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О радиационной безопасности населения» и др. законодательными актами. Правовой основой организации работ по охране труда в республике является Конституция Республики Беларусь (ст. 41, 45), которая гарантирует право граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья. В рамках действующей системы государственного управления охраной труда в Республике Беларусь осуществляется комплекс мер, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Основополагающим актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны труда, является Трудовой кодекс Республики Беларусь. В целях реализации положений Трудового кодекса Республики Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны труда в различных отраслях и видах производственной деятельности.

Деятельность по охране труда регулируется также:

Постановлениями Правительства Республики Беларусь;

Нормативными правовыми актами специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля; Нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления, и иных государственных организаций, подчиненных Правительству;

Локальными нормативными правовыми актами нанимателей.

Постановлением Министерства труда от 15.10.1996 № 76 утвержден перечень нормативных актов Республики Беларусь по охране труда, который включает:

Межотраслевые правила по охране труда;

Отраслевые правила по охране труда;

Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;

Строительные нормы и правила (СниП, СНБ);

Правила безопасности;

Правила устройства и безопасной эксплуатации;

Правила охраны труда;

Положения и типовые инструкции по охране труда;

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ССБТ);

Отраслевые нормативные акты (документы) ССБТ;

Локальные нормативные акты, принятые в соответствии с законодательством с целью применения у конкретного нанимателя;

Инструкции по охране труда на предприятии;

Стандарты предприятия по охране труда и др.

Система стандартов безопасности труда является комплексом стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Система стандартов безопасности труда подразделяется на следующие основные группы:

• основополагающие стандарты ССБТ раскрывают структуры системы, определяют ее основные положения, термины и определения, устанавливают перечень и характер основных видов опасностей;

• стандарты на нормы и общие требования по видам опасностей. Эти стандарты определяют нормы и общие технические требования безопасности по видам опасностей: взрывы, пожары, шумы, вибрация и др.;

• стандарты на общие требования безопасности к производственному оборудованию;

• стандарты на общие требования безопасности к производственным процессам;

• стандарты на общие требования безопасности к средствам обеспечения безопасности труда;

• стандарты ССБТ в зависимости от принадлежности могут быть государственными; отраслевыми (ОСТ), стандартами предприятия (СТП).

Для упорядочения работы по внедрению стандартов в министерствах на основании приказа назначают основные и базовые организации, которые осуществляют координацию внедрения ССБТ в прикрепленных к ним организациях. В установленные сроки разрабатывается план внедрения.

В нормативно-технической документации воплощаются требования по охране труда при проектировании и строительстве производственных предприятий, зданий и сооружений; разработке конструкций производственного оборудования; организации производства и труда; создании и применении средств защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.
В Республике Беларусь создана система государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, образован Координационный совет органов государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда при Министерстве труда и социальной защиты. Аналогичные советы функционируют при областных и Минском городском исполнительных комитетах.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством.

Высший государственный контроль за исполнением законов о труде, в том числе и по охране труда, всеми министерствами, ведомствами, предприятиями и их должностными лицами возложен на Генерального прокурора Республики Беларусь.

В систему надзора и контроля за состоянием охраны труда включены специально уполномоченные государственные органы с правом вести государственный надзор.

Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является надзорно-контрольным органом общей компетенции, осуществляет надзор за соблюдением законов о труде, выполнением правил и норм по охране труда всеми нанимателями независимо от форм собственности, видов деятельности и ведомственной подчиненности. Контролирует соблюдение правил и норм охраны труда при вводе вновь построенных и реконструированных предприятий (цехов), новых технологических линий; осуществление мероприятий по механизации тяжелых и трудоемких процессов, автоматизации вредных для здоровья рабочих технологических участков, а также мероприятий по повышению культуры производства и улучшению санитарно-бытовых условий работающих. Важное звено этой деятельности - участие в расследовании обстоятельств и причин тяжелых несчастных случаев на производстве и выдача заключений.

Государственным инспекторам труда предоставляется право:

• беспрепятственно посещать предприятия; • знакомиться с любыми документами; • снимать с них копии; • получать от руководителей, должностных лиц и работников объяснения; • изымать и брать с собой для анализа образцы. В случае выявления нарушений: • выдавать нанимателю обязательные для исполнения предписания; • приостанавливать, запрещать работу цехов, участков, оборудования; • налагать на должностных лиц и нанимателей штрафы; • запрещать выдачу работникам средств индивидуальной защиты (СИЗ); • ставить вопрос перед соответствующими органами о привлечении к ответственности должностных лиц.

Государственным инспекторам труда согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1993 г. № 664 с изменениями и дополнениями от 18 мая 2000 г. № 707 предоставлено право применять к нанимателям следующие санкции:

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей но созданию работникам здоровых и безопасных условий труда, по внедрению средств и технологий, обеспечивающих соблюдение санитарно-гигиенических норм и стандартов по охране труда, - предупреждение или штраф в размере от 2 до 6 базовых величин.

2. За нарушение правил по охране труда, повлекшее причинение телесных повреждений, инвалидность работника или несчастные случаи со смертельным исходом, - штраф в размере от 6 до 300 базовых Величин.

3. За незаконное расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с беременной женщиной, с женщиной, имеющей детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов - до 16 лет), и с другими работниками, которым в соответствии с законодательством предоставлены дополнительные гарантии при расторжении трудового договора по инициативе нанимателя, - штраф в размере от 20 до 50 базовых величин.

4. За односторонний отказ нанимателя от ведения коллективных переговоров, массовое (более пяти работников) расторжение трудового договора по инициативе нанимателя без законных оснований либо неисполнение нанимателем решения суда о восстановлении на работе штраф в размере от 50 до 100 базовых величин.

5. За противодействие со стороны нанимателя работе инспекторов, осуществляющих проверку, а также неисполнение предписаний инспекторов - штраф в размере от 5 до 50 базовых величин.

6. За другие нарушения законодательства о труде - предупреждение или штраф в размере от 1 до 5 базовых величин.

Главный государственный инспектор труда Республики Беларусь может налагать штраф в размере до 300 базовых величин, главный государственный инспектор труда области (г. Минска) - до 150, начальник зональной инспекции труда, инспектор главного управления государственных инспекторов - до 100 и государственный инспектор труда- до 50 базовых величин.

Другие органы надзора и контроля ведут специальный надзор по определенному кругу вопросов, контролируют эксплуатацию отдельных объектов и устройств.

Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике МЧС проводит контроль за соблюдением Правил устройства и безопасной эксплуатации компрессоров, трубопроводов пара и горячей воды, котлов, сосудов под давлением, грузоподъемных кранов, лифтов, газовых сетей и оборудования; за порядком допуска персонала к работе на этих объектах (обучение персонала, его аттестация). Инспекторам предоставляется право приостанавливать работы в случаях, угрожающих жизни людей, расследовать несчастные случаи на этих объектах, а руководителям инспекций - налагать штрафы на должностные лица и в случае необходимости передавать материалы в прокуратуру.

Управление государственного энергетического надзора и сбыта электроэнергии концерна «Белэнерго» ведет надзор за выполнением правил устройства электроустановок, правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок. Инспекторы имеют право требовать отключение электроустановок при обнаружении состояния, опасного для жизни обслуживающего персонала.

Республиканский центр гигиены и эпидемиологии при Министерстве здравоохранения Республики Беларусь осуществляет санитарный надзор в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 31 августа 1994 года. Основными задачами этого вида надзора являются: соблюдение субъектами хозяйствования, а также гражданами санитарного законодательства, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов; нормирование факторов среды обитания, гигиенической регламентации и регистрации химических и биологических веществ и др. Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы осуществляют государственный санитарный надзор за соблюдением предприятиями, должностными лицами и гражданами гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил; за проведением мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и др. Предоставлено право: давать заключение по проектам строительства, конструкциям новых видов технологического оборудования, сырья, промышленных изделий; запрещать строительство, ввод в действие вновь построенных и реконструированных, а также эксплуатацию действующих производственных объектов в случае нарушения санитарных требований; налагать штраф на должностных лиц или передавать материалы в прокуратуру.

Другие государственные надзорно-контрольные органы осуществляют надзор и контроль по определенному кругу предприятий, производств или видов деятельности в рамках их компетенции, определенной в положениях об этих органах и утвержденных в установленном порядке (органы государственного пожарного надзора МЧС, Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода и др.)

К числу основных видов контроля за состоянием охраны труда также относятся:

- ведомственный контроль вышестоящих органов;

- контроль, осуществляемый службой охраны труда предприятия;

- административно-общественный контроль (администрации района, исполкома);

- оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц.

Этот контроль обеспечивает проверки исправности оборудования, ограждений, работу вентиляционных установок, наличия у работников средств индивидуальной защиты и др.

Одним из важных направлений работы администрации, профкома и трудовых коллективов предприятий по созданию здоровых и безопасных условии груда является введение системы управления охраной труда на базе информации собранной в процессе контроля.


Каждый работник наряду с правами на здоровье и безопасные условия труда имеет право на:

Рабочее место, соответствующее правилам по охране труда, защищенное от воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов;

Обучение (инструктирование) безопасным методам и приемам труда;

Обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты;

Получение от нанимателя или государственных и общественных органов достоверной информации о состоянии техники безопасности и условий труда на рабочем месте, а также о принимаемых мерах по их улучшению;

Проведение проверок по охране труда на его рабочем месте соответствующими органами, имеющими на то право, в том числе по запросу работника с его участием;

Отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья работника и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.

Перечень средств индивидуальной защиты для различных профессий, обеспечивающих безопасность труда, утверждается Постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Статьей 223 Трудового кодекса Республики Беларусь установлены гарантии и права работника на охрану труда. Для реализации права работника на охрану труда государство обеспечивает организацию охраны труда, осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда и ответственность за нарушение требований законодательства. Введено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, направленное на обеспечение более эффективной социальной защиты потерпевших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, стимулирование нанимателей к созданию здоровых и безопасных условий труда.

Законодательством предусматриваютсяосновные обязанности для администрации и для работников.

Администрация должна:

При поступлении работника на работу или переводе его на другую работу на этом предприятии ознакомить его с порученной работой, условиями труда; ознакомить с правилами внутреннего распорядка, проинструктировать по технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда, противопожарной охране, другими правилами по охране труда, определить его права и обязанности;

Создавать безопасные и здоровые условия на производстве путем обеспечения безопасного содержания и эксплуатации оборудования, зданий и сооружений;

Внедрять наиболее совершенные конструкции оборудования и оградительной техники, максимально механизировать производственные процессы;

Своевременно производить освидетельствование и испытание котельных установок, баллонов и других аппаратов и сосудов, работающих под давлением, грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, электросети и средств электрозащиты;

Обеспечивать образцовое санитарное состояние производственно-бытовых помещений и мест общего пользования;

Обеспечивать своевременную выдачу спецодежды, спецобуви, защитных приспособлений в соответствии с действующими нормами, а также стирку, хранение, ремонт и испытание;

Постоянно проверять состояние охраны труда и техники безопасности;

Лично производить расследование на месте тяжелых и смертельных несчастных случаев, связанных с производством, а также организовывать тщательное расследование всех остальных несчастных случаев, связанных с производством и принимать конкретные меры для ликвидации причин, вызвавших эти случаи.

Работники обязаны:

Соблюдать требования соответствующих инструкций, правил и других нормативных правовых актов по охране труда, безопасной эксплуатации машин, оборудования и других средств производства, а также правил поведения на территории предприятия, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

Выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка;

Правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случаеих отсутствия незамедлительно уведомлять об этом непосредственного руководителя;

Проходить в установленном порядке предварительные; и периодические медицинские осмотры, обучение, инструктаж и проверкузнаний по вопросам охраны труда;

Оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно сообщать непосредственному руководителю о несчастном случае, происшедшем на производстве, а также о ситуациях, которые создают угрозу здоровью и жизни для него или окружающих людей.

Статьями 198 и 465 ТК установлена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда.

Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работников отвечать перед администрацией за невыполнение ими дисциплины труда (замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до 3-х месяцев, увольнение в соответствии со статьей 42 ТК);

Административная ответственность предусматривает применение следующих санкций: предупреждение, общественное порицание, штраф. Виды ответственности установлены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября1994г. №664 (с изменениями и дополнениями от 18 мая 2000 № 707). Указанные санкции предоставлено применять государственным инспекторам труда.

Уголовная ответственность выражается в привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных (допустивших) нарушение правил охраны труда, которые могли повлечь или повлекли за собой несчастные случаи или другие тяжелые последствия.

За причинение имущественного ущерба в результате нарушения требований охраны труда работник может быть привлечен к материальной ответственности в соответствии со ст. 400-409 ТК.

Ответственность за общее состояние охраны труда возложено на руководителя.

В Республике Беларусь проводится работа по переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов в области охраны труда, создана система проверки знаний по этим вопросам на всех уровнях управления.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.