Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды мышления. Мышление как психический процесс




Мышление как психический процесс. Мышление и речь. Основные характеристики мышления. Основные виды мышления. Практическое и теоретическое мышление. Основные формы мышления. Исследование мышления. Основные виды умственных операций.

Воображение как психический процесс. Виды воображения. Виды произвольного воображения. Механизмы и этапы работы воображения. Индивидуальные особенности воображения. Воображение и творчество.

Классификации представлений (по модальности, по содержанию, по степени обобщенности). Характеристики отдельных видов представлений. Индивидуальные особенности представления и его развитие.

По модальности: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Зрительные – чаще преобладает какая-либо одна сторона. Часто образы лишены объёма или цветности.

Слуховые представления. Важнейшие – речевые и музыкальные. Речевые: фонетические и темброво-интонационные.

Двигательные: представления о движении всего тела или его частей, речевые двигательные представления. При всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения.

Пространственные представления – ярко представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты могут представляться очень неопределённо. Они обычно схематичны и бесцветны. Зрительно-двигательные обычно. Делятся на плоские и трёхмерные

По степени обобщённости: единичные, общие.

Единичные представления – основанные на наблюдении одного предмета.

Общие – обобщённо отражающие свойства ряда сходных предметов.

 

Классификация по содержанию: обыденные, социальные, математические, географические, астрономические, технические, эстетические, экономические, музыкальные, художественные, мировоззренческие, биологические, медицинские, психологические.

Эстетические – то, что производит на нас чувственное впечатление. Ужасное, прекрасное, трагическое, прозаическое.

Люди различаются по типу преобладающей модальности на 4 группы: с преобладанием зрительных, слуховых, двигательных (кинестетических) и с представлениями смешанного типа (синестезия).

Развитие представлений идёт по пути увеличения в них элемента обобщения. Два направления: схематизация и развитие типичных образов.

Схематизация – постепенно теряется часть индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме.

Развитие типических образов – представления становятся всё более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений.

Представления формируются в результате наших коммуникаций. По мере формирования представлений мы всё больше воспринимаем реальность сквозь призму наших представлений. Мы живём в мире представлений.

«Свободные представления» у детей появляются к 1,5 года, к концу 2го года зрительные представления играют существенную роль в жизни ребёнка. Речевые (слухо-двигательные) – также на 2ом году жизни.

 

26. Память как психический процесс. Основные процессы в структуре памяти, их характеристика. Виды памяти: по характеру психической активности, по степени осознанности, по продолжительности сохранения информации и функциональной роли в структуре психики. Основные свойства памяти.

Память – психический процесс организации и сохранения прошлого опыта. Состоит из запоминания, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, а также забывания.

Запоминание – процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.

Сохранение – процесс закрепления воспринятого образа в памяти.

Узнавание – процесс осознания того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом. Процесс сравнения воспринимаемого предмета с образцами памяти по признакам сходства или тождества.

Воспроизведение – процесс воссоздания образа предмета или явления, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого нами в данный момент.

Забывание – процесс стирания и утраты образов памяти. Процесс фрагментации и исчезновения образа из памяти.

 

Виды памяти по характеру психической активности:

1. Двигательная (моторная) память – практические и трудовые навыки, ходьба, письмо.

2. Эмоциональная память – память на чувства: горе, печаль, восторг, обида, гнев и др.

3. Образная память – память на представления: картины природы и жизни, звуки, запахи, вкусы. Её иногда разделяют по модальностям.

4. Словесно-логическая память – запоминание и воспроизведение наших мыслей:

a) Запоминается только смысл материала;

b) Запоминается буквальное словесное выражение.

 

По характеру целей деятельности (по степени осознанности):

1. Произвольная – процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий, имеется цель запоминания (мнемоническая задача);

2. Непроизвольная – процесс запоминания и воспроизведения осуществляется автоматически, без контроля со стороны сознания, отсутствует цель.

 

По продолжительности сохранения материала:

1. Долговременная (то, что мы обычно называем памятью) – сохранение нужной, отобранной информации;

2. Кратковременная – краткое сохранение воспринимаемой информации. Переработка информации и отсеивание ненужной.

3. Оперативная – обслуживает непосредственно осуществляемые актуальные действия, операции. Обслуживает все психические процессы.

 

Основные характеристики памяти: объём, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохранённой информации.

Объём – количество запомненных единиц информации. Эта характеристика обычно относится к кратковременной памяти.

Быстрота воспроизведения – способность использовать в практической деятельности имеющуюся в памяти информацию.

Точность воспроизведения – способность человека точно сохранять и воспроизводить запечатлённую информацию.

Длительность сохранения – способность удерживать необходимую информацию определённое время.

Готовность воспроизвести информацию – способность воспроизвести сохранённую информацию в требуемый момент времени.

 

«Эффект края» - при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах. «Кривая забывания» Эббингауза.

 

Воображение – процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Оно восполняет недостающие детали в представлении.

Виды по степени произвольности:


1. Произвольное:

а) Воссоздающее воображение;

б) Творческое воображение;

в) Мечта;

г) Грёзы (образы, не связанные с волей).

2. Непроизвольное:

а) Сон;

б) Дремотное (полусонное) состояние.


 

Виды по степени активности:


1. Активное:

Воссоздающее воображение;

Творческое воображение;

Мечта.

2. Пассивное:

Сон;

Дремотное (полусонное) состояние;

Грёзы


Воссоздающее воображение – воссоздание представления объекта по его описанию (формирует во всех модальностях).

Творческое воображение – преобразование уже имеющихся представлений и создание новых, самостоятельно намечая контуры и выбирая материалы. Нет жёсткой границы между ним и воссоздающим воображением.

Мечта – создание образов желаемого самим человеком, а не требуемого обстоятельствами. Она не даёт немедленно и непосредственно объективного продукта.

Грёзы – создание образов, не связанных с волей.

Галлюцинации – восприятие несуществующих объектов.

Пространственное воображение – воссоздание образа в трёхмерном пространстве.

 

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы: анализ, абстрагирование, синтез, агглютинация, уменьшение или увеличение объекта или его частей, схематизация, акцентирование.

Анализ – своеобразное расчленение впечатлений или имеющихся представлений, на составные части.

Абстрагирование – изолирование объекта, его частей или свойств от других объектов, частей или свойств соответственно.

Синтез – установление связей между элементами одного или нескольких образов и сочетание этих элементов в новые образы.

Агглютинация – создание нового образа путём присоединения в воображении частей или свойств одного объекта к другому. Пример – кентавр.

Схематизация – сознательное направление внимания на существенные, по мнению субъекта, черты и свойства объекта и сведение представления до определённой схемы.

Акцентирование – подчёркивание наиболее существенных, типичных признаков объекта.

 

Этапы работы воображения (стадии процесса творчества):

1. Подготовка – зарождение идеи.

2. Созревание – концентрация, «стягивание» знаний, прямо или косвенно относящихся к проблеме, добывание недостающих сведений.

3. Озарение – интуитивное схватывание искомого результата.

4. Проверка.

 


Мышление – высший познавательный психический процесс. Порождает новые знания на основе творческого преобразования человеком действительности. Психический процесс, заключающийся в отражении существенных свойств и связей предмета и связей между предметами.

Признаки мышления:

1. Обобщённое отражение действительности – отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.

2. Отражение существенного признака предмета.

3. Опосредованное познание объективной реальности – выносим суждения о свойствах и характеристиках предметов и явлений, анализируя косвенную информацию.

4. Непосредственной предпосылкой мышления является наличие проблемы, требующей решения. Решение конкретной задачи. Оно начинается с вопроса. Ответ является целью мышления.

5. Имеет предсказательную силу.

5.1. Имеет ретроспективную силу.

6. Связь с речью – мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы всегда думаем словами. Речь – орудие понятийного мышления.

Теоретическое: Практическое:

1.Образное 1. Наглядно-образное

2. Понятийное 2. Наглядно-действенное

Понятийное мышление – то, в котором используются определённые понятия. Мы пользуемся готовыми знаниями в форме понятий, суждений, умозаключений.

Образное мышление – то, в котором используются образы. Они извлекаются из памяти и воссоздаются воображением. В результате их преобразования решается определённая задача.

Наглядно-образное мышление – осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности, без этого – не может. Образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Представить то, что будешь делать с предметами, которые на виду.

Наглядно-действенное мышление – практическая преобразовательная деятельность с реальными предметами. То, что проще показать, чем объяснить.

 

Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – отражение общих и существенных свойств предмета.

Суждение – отражение связей, отношений предметов и явлений действительности. Суждение имеет 2 понятия: субъект и предикат.

Умозаключение – формирование новых суждений на основе уже имеющихся. Форма мышления, в которой из заданных суждений выводится новое.

 

Виды умственных операций: сравнение, анализ-синтез, абстрагирование- конкретизация, индукция-дедукция (умозаключения).

Сравнение – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. 2 операции, основанные на сравнении: аналогия, мысленное моделирование.

Аналогия – приписывание свойств, имеющихся у одного предмета, другому, основываясь на сходстве.

Моделирование – создание мысленной аналогии предмета. 3 основные формы моделирования: образная, знаковая, математическое моделирование.

Анализ – мысленное разделение предмета на части или выделение основных свойств.

Синтез – соединение в одно целое свойств, признаков, частей предмета.

Абстрагирование – отвлечение от несущественных признаков с целью создать более общее понятие.

Конкретизация – переход от более общего к более частному понятию.

Эти операции относятся к понятиям, в то время как индукция-дедукция – к умозаключениям.

Индукция – умозаключение, заключающееся в переходе от частного суждения к более общему.

Дедукция – умозаключение, состоящее в переходе от общего суждения к частному.

Точное определение дедукции – строгое следование от одного умозаключения к другому.

 

Исследование мышления – тесты с различными шкалами, создание искусственного интеллекта (моделирование).

 

4 особенности творческого мышления (по Дж. Гилфорду):

1. Оригинальность и необычность идей, стремление к интеллектуальной новизне.

2. Семантическая гибкость – способность видеть объект под новым углом зрения, возможность нового использования данного объекта.

3. Образная адаптивная гибкость – способность воспринимать объект так, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в неопределённой ситуации, в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей.

 

29. Выдающиеся психологи мира: В. Вундт (1832–1920), У. Джеймс (1842–1910), Г. Эббингауз (1850–1909), З. Фрейд (1856–1939), Дж. Уотсон (1878–1958), К. Левин (1890–1947), Ж. Пиаже (1896–1980), Б. Ф. Скиннер (1904–1990),их вклад в психологию.

В. Вундт – создатель лаборатории экспериментальной психологии, представитель интроспективной психологии. Разработал основы физиологической и экспериментальной психологии. Разделил сознание на «элементы».

У. Джеймс – создатель теории потока сознания (сознание не состоит из ряда дискретных элементов). Предложил одну из первых в психологии теорию личности (выделял физическую личность, социальную личность, духовную личность).

Г. Эббингауз – один из основателей экспериментальной психологии, изучал память, вывел «кривую забывания».

З. Фрейд – создатель психоанализа. Создал первую развёрнутую теорию личности. Выделил 3 уровня психики: сознание, подсознательное, бессознательное. Разработал концепцию инстинкта.

Джон Уотсон – основоположник бихевиоризма, отрицал необходимость изучения сознания, предмет психологии – поведение. Поведение – система реакций, формула «стимул=>реакция». По стимулу предсказать реакцию, либо по реакции определить стимул.

К. Левин – социальная психология, проведение групповых тренингов,, групповая динамика, теория психологического поля, теория личности.

Ж. Пиаже – создал международный эпистемологический центр в Женеве, изучал психологию детей, интеллект и его развитие.

Б. Ф. Скиннер – Создатель радикального бихевиоризма. Теория оперантного подкрепления: если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей лёгкостью. Считал, что поведение живых организмов полностью определяется последствиями, к которым оно приводит.

 

30. Выдающиеся отечественные психологи: И. П. Павлов (1849–1936), Д. Н. Узнадзе (1886–1950), С. Л. Рубинштейн (1889–1960), Л. С. Выготский (1896–1934), А. Р. Лурия (1902–1977), А. Н. Леонтьев (1903–1979), Б. Г. Ананьев (1907–1972), их вклад в психологию.

 

И. П. Павлов – физиолог, физиология высшей нервной деятельности, открыл механизм образования условного рефлекса. Учение о двух сигнальных системах: сенсорной и речевой. Изучал нервную деятельность коры головного мозга, выдвинул учение о типах нервной системы.

Д. Н. Узнадзе – создатель общепсихологической теории установки. Под установкой понимал состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

С.Л. Рубинштейн – написал «Основы общей психологии», систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений. Разработал деятельностный подход в философии, психологии, педагогике. Разработал принцип детерминизма, принцип личностного подхода. Сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который был положен в основу деятельностного подхода.

Л. С. Выготский – создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций человека. Главные исторические достижения человечества: язык, орудия труда, знаковые системы – продвинули филогенетическое и онтогенетическое развитие людей. Пользуясь этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением. Исследовал связь мышления и речи.

А. Р. Лурия – основоположник нейропсихологии, работы в области нейрофизиологических основ памяти и мышления.

А. Н. Леонтьев – Создал факультет психологии МГУ, автор психологической теории деятельности, разработал структуру деятельности.

Б. Г. Ананьев – Основатель Ленинградской психологической школы. Создал факультет психологии ЛГУ. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке. Выделял 4 основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Сформулировал принципы изучения человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.