Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сферы проявления социальной активности молодежи




Сфера проявления социальной активности может быть совершенно разная, главное – чтобы молодые люди имели право высказать сое мнение в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы. Это может касаться социальной сферы, образования, спорта, культуры, трудоустройства, жилья, развития транспорта, вопросов здоровья, гендерного равенства, уважения личности, вопросов межкультурного взаимодействия, защиты прав молодежи и др. Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни, принятая Советом Европы, предусматривает в качестве мер по развитию такого участия проведение специальных обучающих программ и тренингов, создание информационной среды, использование и пропаганда молодежного участия через средства массовой информации, поддержку молодежных проектов и добровольческих инициатив. Особую роль авторы Хартии отводят поддержке молодежных организаций и самоуправляемых групп, структур самоуправления и «со-управления» (например, молодежных парламентов, советов и т.п.).Для реализации идей участия и мобильности в европейских странах используют различные технологии. Наиболее распространенными являются различные программы неформального образования. В Германии программы тренингов для молодых активистов сопровождаются поддержкой их мобильности, вручением особой карточки молодого лидера (JuLeiKa – Jugend Leiters Karte), дающей определенные скидки в учреждениях культуры и спорта, на транспорте, в магазинах молодежного ассортимента. Федеральный круг молодежных организаций ФРГ (DBJR) выпустил серию открыток и наклеек, на которых в молодежном стиле предлагается «поднять, наконец, свою задницу», требовать от власти позитивных решений, не принимать все, что подсовывают, что-то сделать для своего города. На социальную активность направлены и программы молодежной мобильности, прежде всего молодежные обмены, в ходе которых молодые люди знакомятся друг с другом и выдвигают идеи и проекты. Для поддержки молодежных проектов, инициированных молодежными организациями и группами, при Совете Европы создан Европейский молодежный фонд, заявка в который может быть направлена по интернету в режиме on-line. В Великобритании, а по ее примеру и в ряде других стран действует программа «Приз герцога Эдинбургского». Каждый участник программы должен выполнить конкретные взятые им на себя требования в каждом из четырех разделов: помощь и служение окружающим, экспедиции (исследования), навыки и физическое совершенствование. Все свои усилия участники фиксируют в специальном дневнике. Выполнять обязательства помогают наставники из числа педагогов и молодежных работников в школах, подростковых клубах, молодежных организациях. Для участия в программе нужно упорство, поскольку требования программы на бронзу, серебро или золото таковы, что их нужно выполнять в течение 6, 12 или 18 месяцев соответственно. Награды можно получать только последовательно, это принцип программы. Другой принцип – это сотрудничество с другими участниками. Те, кто успешно выполнил взятые обязательства, получают специальный знак отличия и в конце программы – приз (в Великобритании победителей приглашают в столицу Шотландии, и призы участники получают непосредственно из рук кронпринца Филиппа, герцога Эдинбургского в его дворце). Таким образом, эта программа – не столько соревнование с другими, ибо все имеют разные особенности и способности, разные склонности и интересы, сколько соревнование с самим собой, преодоление себя и самосовершенствование.Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1760-р от 18 декабря 2006 года, также предусматривает меры, направленные на повышение социальной активности молодежи. Для этого в состав Стратегии включен проект «Команда», основными целями которого являются:обеспечение участия молодежи в процессе коллективного управления общественной жизнедеятельностью и в процессе самоуправления - собственной жизнедеятельностью;развитие у молодых людей положительных навыков индивидуального и коллективного управления общественной жизнью;вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества.К задачам, решаемым в рамках этого проекта, относятся:распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью;развитие моделей и программ подготовки лидеров молодежи;привлечение молодежи к участию в общественной и общественно-политической жизни, вовлечение молодых людей в деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни общества;привлечение молодых людей к работе в исполнительных и представительных органах власти;привлечение молодежи к участию в проектной, управленческой, исследовательской деятельности;популяризация идей участия молодежи в общественной и общественно-политической жизни; привлечение молодежи к участию в выборах законодательных органов власти;поддержка молодежных общественных организаций и объединений;включение молодых людей в международные проекты по подготовке лидеров молодежных общественных объединений и работу международных молодежных органов.Между тем, реализация Стратегии в рамках мероприятий Года молодежи в России в 2009 году дает основания сомневаться в эффективности проводимых мероприятий. Прежде всего, это связано с тем, что организаторы не предлагают действительно новых, захватывающих и креативных форм реализации своих инициатив, обещая в качестве высшей награды возможность участия во встрече с Президентом страны и поступления на обучение по специальности «Работа с молодежью» в один из московских вузов. Важным является и то обстоятельство, что авторы программы опять апеллируют к индивидуальной активности, а не стимулируют групповое действие и субъектность молодежных групп, создающих новые идентичности. Деятельность молодежных структур при органах законодательной и исполнительной власти носит обычно декоративный характер, представляя собой модель «песочницы», в которой молодым людям разрешают поиграть, не допуская их до обсуждения и решения действительно важных проблем города или региона.Свою важную роль тут могли бы сыграть средства массовой информации. Общеизвестно, что информационная борьба газеты «Бильд», принадлежавшей концерну Шпрингера, с молодежными движениями в 60-е годы в значительной степени способствовала популяризации и развитию движения «новых левых» в ФРГ. Отечественные СМИ фактически создали движение скинхедов в нашей стране. Демонстрация в СМИ социальных практик, особенно содержащих элементы креатива, новизны, «прикола», даже проведенная с негативной оценкой, неизбежно вызывает общественный интерес и появление сторонников.Большинство молодых людей в нашей стране уверены в том, что они не в состоянии влиять на государственную политику, сомневаются в возможности изменить ее на пользу себе и своему поколению. В то же время, они выражают готовность к участию в социально-значимой деятельности, поддерживают необходимость молодежных объединений. Этот потенциал молодежи может и должен быть использован в интересах развития всего общества и самой молодежи, на благо нашей страны.
24. Современные молодежные субкультурные группы.

Потребность самовыражения, самоутверждения и общения. на основе единства взглядов, интересов сверстников привела к появлению в различных социально-возрастных группах нефор­мальных объединений. В основе большинства неформальных группировок и объединений лежит стихийно-групповое обще­ние. Несмотря на то, что эти группировки существуют независи-

мо от официальных объединений и организаций, определенная часть этих группировок сотрудничает с ними.

Анализ объективных и субъективных факторов появления различных группировок молодежи свидетельствует о наличии в молодежной среде иногда диаметраль противоположных взглядов на окружающий мир, действительность, общество и нравственные ценности Необходимо отметить, что основная часть молодежи, входящей в неформальные объединения, имеет позитивную направленность своих действий, что требует широкой поддержки этой деятельности со стороны официальных учрежде­ний. В первую очередь это относится к объединениям социальных инициатив, экологического и историко-культурного движения.

Серьезные упущения в культурно-воспитательной работе по месту жительства, работы и учебы привели к распространению в обществе примитивного вкуса, пошлости, росту алкоголизма, наркомании, преступности. Если обратиться к данным социологического опроса 1999 года, проведенного среди подростков и молодежи в возрасте от 14 до 25 лет в г. Тамбове Центром ме­дицинской профилактики, ТМО «Психиатрия-наркология», при участии кафедры социально-культурной деятельности, то можно увидеть, что из 500 опрошенных 35,8% респондентов уже пробовали наркотические вещества: из них юноши - 25,3%, и девушки -10,5%. И если у девушек первое употребление наркотиков происходило в возрасте 15-17 лет, то у юношей - в 11-14 лет. Были даже зафиксированы случаи употребления наркотических средств в 7-8-летнем возрасте.

Особенно большие недостатки видны в семейном воспитании, которое не могут заменить ни школьные, ни внешкольные учреждения. Данные исследований в различных регионах страны свидетельствуют, что неблагополучие в семьях, безответствен­ность к родительским обязанностям, отсутствие у родителей времени на воспитание детей становятся основными причинами аморальных проявлений у молодежи. Семья слабо воспитывает трудолюбие, растит иждивенцев, потребителей, запросы моло­дежи растут год от года. Отсутствие контактов с родителями, снижение их авторитета в глазах молодежи приводит к бездуховности, эгоизму, жестокости.

Немалую роль играет и процесс отчуждения части молодежи от традиционных институтов социализации, которые наряду со школой и другими учебными и культурно-досуговыми учреждениями снизили свое влияние на молодежь. Отсюда и стремление молодежи к самореализации через группировки, кампании и объединения.

Данные социологического исследования, проведенного вес­ной 2000 года в некоторых школах города Тамбова, свидетельст­вуют, что 35% опрошенных нами школьных педагогов однознач­но квалифицировали любую досуговую деятельность подростков вне школы и семьи как отрицательно влияющую на их поведение и воспитание. Это при условии, что сами подростки в 96% случаев считали ее для себя необходимой, а 32% подростков пояснили, что именно неформальное общение в досуговой среде позволяет им легче переносить трудности, невзгоды, конфликты и другие негативные моменты, связанные с взаимоотношениями в семье, педагогами. Среди подростков с девиантным поведением об этом заявили почти 80% опрошенных респондентов.

Велика роль социально-психологических факторов вступления молодежи в неформальные группировки. Психологическая зависи­мость, подражание лидеру группы с твердым характером, волей и авторитетом в сочетании со стремлением уйти от опеки и контроля родителей, школы, являются основными причинами прихода моло­дежи, особенно подростков в антисоциальные группы.

Существуют различные подходы к типологии неформалов. Так, например В.Т, Лисовский подразделяет неформальные группы на:

- общественно-политические;

- социально-культурные, творческие (художественные, те­атральные, клубы по интересам);

- прикладного характера (клубы самодеятельных инициатив);

- клубы социальной помощи;

- религиозные и полурелигиозные;

- правозащитные группы и объединения;

- спортивные;

- спортивные и музыкальные фанаты;

- асоциальные в сфере свободного времени (панки, метал­листы, рокеры и т.п.);

- антисоциальные (национал-социалистические, хулиганст­вующие и др.);

- националистические;

- этические (или социально-психологической направленно­сти, семейные, родительские клубы);

- историко-патриотические.

Среди группировок асоциальной направленности можно вы­делить следующие:

Случайная группа, в нее входят молодые люди, лишенные самоконтроля, склонные к дракам на улице и в общественных местах, жестоким избиениям взрослых, сделавших замечание, и способные к актам вандализма. Это моталки - противостоящие друг другу группировки, организованные по территориальному принципу. У каждой моталки есть свой условный знак, которым они помечают дома и улицы, «принадлежащие» группе. Уличные -группировки с предельно низким общим уровнем развития, которые общаются на почве пьянства, токсикомании и сексуальной развращенности.

Группа переродившегося интереса, к ним относятся спор­тивные и музыкальные «фанаты», слепо поклоняющиеся своим «кумирам», «рокеры», для которых нормой является езда на мо­тоцикле со скоростью 150 км/час на заднем колесе в ночное вре­мя. Другое их название «ночные всадники». Противоречивость групп «ночных всадников» заключается в том, что, с одной сто­роны, в своем большинстве это обычно ребята, жаждущие при­ключений, общения, а с другой, идущие на нарушение общест­венного порядка.

Ретретистская группа, члены этой группы считают себя невинной жертвой каких-то враждебных сил, чаще всего со сто­роны взрослых и для них характерно стремление ухода от на­стоящей действительности. Это панки у которых довольно низ­кий уровень трудолюбия, крайне высокое самомнение о своих творческих способностях. Хайрасты - (системные люди»), -члены этой группы путешествуют по стране без денег, потреб­ляют наркотики, бездельничают, занимаются «свободной любо­вью». Вседозволенность и распущенность - их основное кредо. Пацифисты - отличительными признаками этой группы явля-ются моральная незрелость, потребительский подход к жизни. Баба - члены этой группы пассивны, проповедуют смирение и ничегонеделание, что приводит к пьянству и наркомании.

Преступная группа, эти группы создаются осознанно для совершения преступлений. К ним относятся: теляги, которые объединены к «блатной жизни» и во всем стремятся копировать преступный элемент. Фашиствующие группировки. Это особо опасная группа, для которой характерна железная воля, дисцип­лина, культ насилия, вандализм, особая агрессивность.

Остановимся более подробно на причинах появления и раз­вития группировок с антисоциальной направленностью. В сти­хийно возникающих в некоторых микрорайонах группировках с хулиганскими установками с наибольшей полнотой проявляется групповой эгоизм, юношеская тяга к коллективным действиям. Особо важную роль в организации и деятельности этих антисоциальных групп играют лидеры, чаще всего бывшие преступни­ки. Немало написано о «казанском феномене». Долгие годы под­ростковая преступность в Казани привлекала внимание многочисленных комиссий, которые стараются оказать помощь раз­личным учреждениям города в решении проблемы растущей подростковой преступности.

Тамбовская область тоже не является исключением. По данным социологических исследований, проведенных в последние годы в Тамбовской области, было зафиксировано более 40 видов различных неформальных объединений, как уже сформировавшихся, так находящиеся в стадии: формирования сегодня в пре­делах нашей области особое распространение получили объеди­нения по месту жительства, как стихийные общности сверстни­ков, складывающиеся по территориальному принципу. В основ­ном возрастной состав колеблется от 13 до 25 лет. Первую воз­растную группу составляют подростки от 13-14 до 18-19 лет, вторую - молодые люди от 19-20 до 23-25 лет, называемые на их жаргоне «стариками». Через эти объединения проходят до 80% юношей. Корни многих объединений по территориальному при­знаку уходят в историю. Социальный состав этих группировок довольно широк, от учащихся школ, ПТУ, техникумов до студентов вузов. Эти группировки объединяют в основном юношей и их влияние на девушек незначительно.

Основное содержание деятельности территориальных груп­пировок - это совместное проведение свободного времени. Процветают в этих группировках пьянство, токсикомания, сексуаль­ная распущенность и отличаются они агрессивностью по отношению к другим объединениям молодежи. Эти группировки диктуют молодежи антисоциальные нормы поведения, поэтому часто происходят территориальные конфликты, которые возникают на танцах, дискотеках, в местах массового скопления молодежи. Процветает в этих группировках определенная система подав­ления более слабых сильными, различные формы самосуда. Лиде­ры территориальных группировок являются некоронованными королями улиц и микрорайонов. Чаще всего лидеры - бывшие уголовники и преступники - имеют определенные клички и ис­пользуют в поведении и жаргоне элементы преступного мира.

Наибольшую опасность для нашего общества представляет деятельность группировок фашиствующей молодежи. Бездумное увлечение определенной части молодежи фашистской символикой и атрибутикой иногда сопровождается противонравственными действиями, насилием, жесткостью. И несмотря на то, что сами подростки называют эти действия играми, прежде всего в них надо видеть уголовщину и вызов нравственным принципам демократического общества. Фашистские группировки крайне малочисленны на фоне неформального движения в целом и рецидивы их появления зафиксированы, прежде всего, в крупных городах.

Исследователи пытаются определить причины участия молодежи в неформальных группировках. Главная причина заключается в общих просчетах в политическом, гражданственном, нравственном, патриотическом и интернациональном воспита­нии молодежи. Противоправные действия являются и откликом на социальную незащищенность, и ущемленность в правах мо­лодежи. Согласно данным социологов, только 17% молодежи считают, что они имеют право участвовать в управлении госу­дарством, так как молодежь была практически выключена из участия в политической жизни страны. Много недостатков в за­полнении свободного времени молодежи. О каком духовном росте можно говорить, если большинство школьников и моло­дежи ничего не читают.

Анкетирование, проведенное среди участников некоторых неформальных объединений, показало, что большинство участ­ников их отмечает формализм, фальшь, бездуховность, показуху в работе с молодежью социальных институтов (семья, школа, училище, вуз и др.)

Нельзя требовать решения проблем только от правоохранительных органов, в работу должны включаться общественные организации, профсоюзы, трудовые коллективы, учебные заве­дения и культурно-досуговые в особенности.

Необходимо создание эмоционально-привлекательной аль­тернативы антисоциальному движению.

Необходимо выработать четко выраженную стратегию и тактику в отношении неформальных объединений молодежи.

Чаще всего в отношении к молодежным группировкам виден поверхностный, недеффиренцированный подход. Нельзя видеть только отрицательные стороны в неформальном движении, надо пресечь равнодушие со стороны социальных институтов к не­формалам, так как они являются носителями не только отрица­тельных, но и положительных тенденций.

К сожалению, пока трудно противостоять неформалам, т.к. мы отстаем в осмыслении и прогнозировании явлений молодежной среды.

Основная задача заключается в том, чтобы вывести нефор­мальные объединения на поверхность, научиться работать с неформалами не формально. Особое внимание должно быть уделе­но формированию личности молодежи, т.к. необходимо избе­жать социальной пассивности значительной части молодого по­коления. Активизация самой личности, самостоятельность в ос­воении и осмыслении знаний, критический подход к различным точкам зрения могут способствовать повороту неформального движения к активному участию в положительной практической деятельности.

Несмотря на то, что современная молодежь вырабатывает и усваивает жизненные установки и ценности в сложной социаль­ной обстановке, характеризующейся трудностями и противоречиями как субъективными, так и объективными, есть много путей социальной активизации молодежи.

Основные стратегические задачи социализации личности молодого человека заключаются в:

- усилении самодеятельных начал в деятельности подрост­ков и молодежи;

- повышении политической культуры молодежи;

- развитии творческого потенциала и активности личности;

- осуществлении индивидуального воздействия на отдель­ную личность с учетом специфики его интересов, потреб­ностей и психологических данных.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.