Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи умственного развития в процессе обучения




Внешкольные учреждения в системе образования.

Определяя статус внешкольного учреждения, основоположники школьного воспитания Н.К. Крупская, А.В. Луначарский отмечали специфические особенности его деятельности в системе народного образования: это прежде всего массовый, общедоступный и добровольный характер участия детей в их работе, имеющий общественно полезную направленность; возможность каждому ребенку развивать интересы и способности; дифференцированный возрастной и индивидуальный подход к творческому развитию личности; широкий простор для детской инициативы и самодеятельности; подготовка к сознательной профессиональной деятельности на основе тесной связи с жизнью. Эти принципы внешкольной работы получили свое дальнейшее развитие в практике. В настоящее время к ним следует отнести и такие принципы, как органическая связь, согласованность и взаимодействие со школой, с семьей и общественностью воспитанию учащихся школ и ПТУ; сочетания массовых, коллективных и индивидуальных форм в зависимости от содержания и характера работы коллектива внешкольного учреждения. В соответствии с общими задачами воспитания учащихся, обусловленными содержанием и направлениями воспитания, специфическими задачами внешкольных учреждений являются: углубление и расширение знаний и умений ребят, предусмотренных школьной программой по предметам; развитие интересов и способностей детей различного возраста, их творческой индивидуальности; организация интересного и полезного досуга учащихся; развитие содержания, форм и методов организации внеурочной работы с учащимися; обогащение опыта социальной деятельности школьников, содержательной стороны их общения и отношений. Специфическим по сравнению со школой является и способ организации педагогического процесса во внешкольных учреждениях. Прежде всего он строится на примерных программ. Кроме того, он отличается и разнообразием организационных форм занятий, меньшей наполняемостью групп, своеобразным подходом к оценке результатов деятельности воспитанников и т. д. Специфическими по сравнению со школой являются также условия и содержание образовательно-воспитательной и организационно-методической деятельности внешкольного учреждения, в основе которой добровольный характер выбора детьми работы и участия в ней, возможность смены занятий и перехода из одного кружка в другой, дифференциация учащихся по интересам и направленности на определенный вид деятельности; возможность корректировать программы с учетом индивидуальных интересов, способностей и уровня развития ребенка; общедоступный, массовый, самодеятельный, общественно полезный характер деятельности детей, имеющей конкретные практические и личностно значимые для каждого воспитанника задачи и результаты; разнообразие сфер общения, возможность постоянного неформального общения руководителя (нередко непрофессионального педагога) с детьми и подростками; творческая, доброжелательная атмосфера, возможность для ребенка изменения своего статуса в коллективе сверстников. Во внешкольный учреждениях работает широкий круг воспитателей: учителя и специалисты с производства, деятели науки и искусства, спортсмены. Руководитель кружка, творческого объединения является не только педагогом, но и старшим другом, советчиком, консультантом. Он не только знающий и умелый специалист, но и личность с яркой индивидуальностью, которая связана с воспитанниками общими увлечениями, интересами, творческими планами. Своеобразная педагогическая позиция воспитателей, высоконравственные взаимоотношения между воспитателями и воспитанниками создают оптимальную педагогическую ситуацию в коллективе, атмосферу доверия, искренности, внимания и уважения. В разнообразных объединениях внешкольных учреждений прежде всего идет развитие и удовлетворение познавательной деятельности и творческой активности детей, их инициативы и самостоятельности. Придя во внешкольное учреждение, подросток попадает в ситуацию выбора: он сам определяет, в каком кружке или творческом объединении будет заниматься, определяет долю своего участия в разнообразной внешкольной работе, выбирает новых товарищей. Для воспитательной практики внешкольных учреждений характерно развитие и возникновение новых форм и видов деятельности, отражающих современную ситуацию развития общества. Новизна, привлекательность содержания, форм и способов работы внешкольных учреждений являются привлекательными для подростков, стимулируют их интерес и трудовые усилия на занятиях в кружке. Важным стимулом, привлекающим школьников (особенно старшеклассников) к внешкольной работе, является приближенность результата деятельности к исходной цели, ее общественная значимость.Таким образом, исследование проблем деятельности внешкольных учреждений свидетельствуют, с одной стороны, об их большем воспитательном потенциале, а с другой – о специфических возможностях, которые проявляются в целенаправленном использовании свободного времени для всестороннего развития личности школьника; в положительном влиянии добровольного выбора вида деятельности на развитие интересов, способностей, самостоятельности и самореализации учащихся; в создании эмоционально-нравственной атмосферы в коллективе, положительно влияющей на развитие личности подростка его творческой индивидуальности; в возможности для ребенка проверить себя в новых условиях, в свободном общении.

 

Умственное воспитание обычно связывается с накоплением в сознании личности прочного фонда научных знаний, с овладением учебно-познава­тельными умениями и навыками и их совершенствованием, с проявлением сообразительности, гибкости мысли, хорошей памяти как при усвоении нового материала, так и при его применении в различных жизненных си­туациях. Знания – необходимое условие мышления. Умственное развитие характеризуется и тем, что отражается в сознании, и еще в большей степени тем, как происходит отражение». Психолог Л.В. Благонадежина трактует умственное развитие как владение и совершенствование мыслительных операций, связан­ных с аналитико-синтетической познавательной деятельностью. Она отмечает: «Умственное развитие происходит в процессе мыслительной деятельности, которая всегда включает выход за пределы того, что дано непосредственно в восприятии. Говоря о необходимости развивать мышление школьника, следует иметь в виду умственную работу именно такого рода, в отличие от про­стого воспроизведения материала по памяти. Если нет самостоя­тельной переработки усваиваемого материала, то нет и условий для развития мышления». Органической частью умственного воспитания является разви­тие способностей и творческих задатков учащихся. Прежде всего, необ­ходимо развивать у них такие общие способности, как трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей, произвольное внимание, сообразительность, память и т.д. В то же время нужно создавать условия для развития задатков к различным видам творческой дея­тельности, например к занятиям математикой, литературой, музы­кальным и изобразительным искусством, а также техническим твор­чеством. Влияние учителя сказывается на повышении работоспособности детей и пробуждает у них интерес к учению, что в конечном итоге обусловливает разви­тие способностей и творческих задатков. В развитии способностей и творческих задатков большую роль играет умение учителя зажечь в ученике искру пытливости в той или иной области знания или труда и возбудить в этом направлении его активную умственную и практическую деятельность. Основоположник науки о межпланетном ракетоплавании К.Э. Циолковский уже в шестнадцать лет увлекся этой идеей. Вынужденный по состоя­нию здоровья оставить учение в гимназии, он подружился с книга­ми. Из учебника А. Гуно «Физика» он впервые узнал о полетах аэро­статов. Под впечатлением прочитанного любознательный подрос­ток пробует сделать воздушный шар. В дальнейшем им овладевает мысль о создании космических кораблей на реактивной тяге для межпланетных путешествий, реализации которой он посвятил всю свою жизнь. Для развития способностей и задатков учащихся большое значе­ние имеет включение в учебный процесс решения творческих задач, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, ин­дивидуальная работа с хорошо успевающими и создание для них по­вышенной «учебной нагрузки» с тем, чтобы они лучше раскрывали свой умственный потенциал. Поддержание этих условий создает предпосылки для развития способностей и творческих задатков уча­щихся в процессе обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.