Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дневник читателя, слушателя, зрителя




Социологическая теория СМИ,опираясь на общую, представляет собой так называемую теорию среднего уровня, или частную социологическую (в отличие от общей теоретической социологии). Эта теория формируется на стыке общей социологии и теории журналистики, «подпитывается» и проверяется на практике при помощи эмпирических исследований.

8) Эмпирические исследования в журналистской деятельности и их виды.

Эмпирические социологические исследования — один из способов отслеживать реальное положение в СМИ. По целям исследования делятся на разведывательные, описательные и аналитические. В этом ряду выделяют и экспериментальные, которые отличаются от других тем, что здесь исследователи активно вмешиваются в изучаемую ситуацию, вводят в нее так называемые экспериментальные переменные (характеристики), с тем, чтобы наблюдать их воздействие.

В эмпирических исследованиях устанавливают статистическую связь (корреляцию) между характеристиками социально-демографическими и территориальными (пол, возраст, уровень доходов, квалификация, должность и т.п., тип поселения и место проживания) и пользовательскими (например, наличие дома или на работе доступа к Сети, регулярность, время, затрачиваемое на ее посещение, и т.п.), выявляются благоприятные и неблагоприятные с этой точки зрения регионы страны или земного шара, благополучные и неблагополучные группы населения, их отношение к проблемам доступности информации, шире — участия в коммуникациях.

Среди эмпирических исследований можно выделить два вида. Первый — обследования, второй — собственно научные исследования. Обследования представляют собой такую процедуру по сбору социальной статистики, в результате которой получают описание легко фиксируемых характеристик: использования каналов массовой информации, некоторых потребительских и социально-демографических показателей.

Собственно научные социологические эмпирические исследования посвящены более сложным вопросам. Они не только устанавливают отдельные характеристики, но и нацелены на выявление, объяснение связи между ними (например, как чтение общественно-политических газет влияет на осознанность и активность электорального поведения). При этом исследователей интересуют и факты поведения или обладания какими-либо благами, средствами, и мотивы поведения — обращения к СМИ, выбора, оценку, каналов и т.п.

К разведывательным исследованиям относят те, в которых берутся за выявление слабоизученных объектов или характеристик. Так, например, сегодня крайне мало известно, что думают люди по поводу необходимости и целесообразности своего участия в коммуникациях, в том числе — по каналам Интернета. Выявление вариантов отношения к этому имеет смысл начать с небольшой выборки, возможно — с нескольких фокус-интервью. А далее можно было бы перейти к описательному исследованию, скорее всего методом массового опроса.

Описательное исследование, по определению, ставит целью выявить и описать частоту распределения тех или иных характеристик в изучаемом массиве или их вариаций. Например, в результате такого исследования могут быть получены статистические факты, какова средняя частота чтения конкретных газет в различных группах населения.

Аналитическое исследование нацелено на выявление статистических (совместное присутствие признаков) или причинно-следственных связей между явлениями, характеристиками объектов. Оно дает объяснение происходящего, устанавливает имеющие место в жизни закономерности. Часто необходимо установить сложные сочетания множества характеристик и среди них — те, что определяют тип сознания, поведения. Так, важно выявить, какие типы интересов, направленных на СМИ, свойственны различным группам населения. Это помогло бы развеять мифы относительно ожиданий аудитории, сложившиеся в сознании журналистов.

По тесноте связи с практикой исследования делятся на теоретико-прикладные и прикладные (в американской традиции — академические и коммерческие). Прикладные непосредственно обслуживают нужды практики. Так, рейтинговые исследования, т.е. те, в которых устанавливается величина аудитории конкретных каналов, передач, составляют сегодня подавляющее большинство в сфере социологии СМИ. Это типичные прикладные исследования: на основе их данных рекламодатели и руководители медиаорганизаций принимают практические решения (например, о переносе места передачи в сетке вещания с целью увеличить ее рейтинг). По своей методике и технике, задачам и содержанию, высокому уровню стандартизации в соответствии с международными требованиями, объему выборки и, по существу, индустриальному способу организации такие исследования следует выделять в особую область — медиаизмерения.

Теоретико-прикладные исследования нацелены на постижение социальных закономерностей — устойчивых, повторяющихся связей между явлениями и процессами.

3.

9) Количественное социологическое исследование и его виды.

В количественных исследованиях получают данные в виде статистических показателей, которые отражают распространенность (частоту появления) тех или иных характеристик среди множества объектов, характер и меру связи между характеристиками. Эти исследования проводятся на большом массиве объектов (людей, текстов). Результаты количественных исследований представляются, как правило, в виде шкал, таблиц, гистограмм, а их содержание выражается в процентах и коэффициентах. В фокусе количественных исследований – общественные структуры, как надындивидуальные объективные образования, детерминирующие жизнь людей. В качестве объекта социологического анализа здесь выступают определенные социальные общности (группы), выбранные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.

К числу количественных методов сбора социологической информации относятся, в первую очередь:

- опросные методы;

- анализ документов;

- наблюдение;

- социологический эксперимент.

Анализ документов. Любое социологическое исследование обычно начинают с анализа документов. Анализ документов - это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач. Использование документальных источников информации в научном исследовании позволяет: быстро и при минимальных затратах получить сведения об объективных фактах, явлениях, событиях, связанных с темой исследования; узнать о субъективных взглядах, точке зрения, позиции авторов документов.

Назначение опроса - сбор сведений о состоянии общественного (коллективного) мнения больших или малых социальных групп через получение и последующее обобщение индивидуальных оценок (высказываний, суждений), сделанных отдельными респондентами в процессе личных контактов (бесед) с социологом. В зависимости от способа контакта с опрашиваемыми количественные опросы делятся на интервьюирование (очный или телефонный контакт) и анкетирование (заочный). Также можно выделить опрос уличный – опрос покупателей периодической печати прямо возле киосков.

Методика интервьюирования включает множество разновидностей, которые составляют конкретную технику опроса. Например, интервьюирование читателей может проводиться путем припоминания содержания или регулярности чтения в технике «на следующий день» (the day after recall), «за три месяца» (three months after recall) и т.п. При этом могут применяться подсказки (prompts). Так, при ответе на вопрос «Какие газеты Вы читаете?» — может предлагаться перечень изданий, напечатанный одним и тем же шрифтом, или их логотипы. С подсказкой, тем более с логотипами, вспоминается большее количество изданий, чем без этого.

Очное интервью (face-to-face interview) может проводиться по месту жительства (так поступают во всех опросах общественного мнения) или по месту работы.

В последние годы в мировой практике все чаще прибегают к опросу по телефону, где, с одной стороны, сохраняется непосредственный, хотя и более бедный по сравнению с очным, контакт с опрашиваемыми (респондентами), с другой — может быть достигнута более полная степень возврата, чем в анкетировании. Телефонный опрос с применением специальных компьютерных программ называется компьютеризованным телефонным интервью (Computer Assisted Telephone Interviewing, CATI). Компьютеры производят случайный отбор номеров, обслуживают режим многократного обзвона попавших в выборку, фиксируют ответы и проводят статистическую обработку полученной информации. По телефону можно проводить так называемые одновременные оперативные опросы (coincidental survey) выявлять, например, сколько телевизоров и на каких каналах включены в данный момент у тех, чьи телефоны попали в выборку: По телефону можно провести и более длительное интервью, например опрашивать читательскую панель, прочитан ли определенный номер газеты, что в нем понравилось, что — нет, каковы пожелания и т.п.

Анкетирование, т.е. заочный опрос, включает три основных вида в зависимости от способа контакта с опрашиваемыми (респондентами): почтовое, раздаточное и прессовое, в последние десятилетия добавилось анкетирование в Интернете. Раздаточное анкетирование можно провести по месту жительства (это позволит увеличить возврат), в местах скопления людей, нужных для опроса. На выставке прессы можно опросить специалистов по проблемам развития газетного дизайна, а на выставке книг — раздать читателям анкеты, посвященные выяснению их вкусов, оценок конкретных произведений и т.п. Особенность всех видов анкетирования — применение так называемых самозаполняемых вопросников (self-administrated, self-completioned questionary). Причем важно не только максимально понятно формулировать вопросы и варианты ответов, но и снабжать анкету необходимыми техническими примечаниями: как выбирать ответы (один или несколько), как отмечать свой выбор и т.п. Преимущество анкетирования — экономия времени и расходов на оплату интервьюеров, а также возможность минимизировать их влияние на поведение опрашиваемого.

В измерении телевизионной аудитории все чаще применяются электронные счетчики (ТВ-метры, пиплметры), которые инсталлируются в телевизоры домов, попавших в выборку.

Между двумя группами методов нет непреодолимых границ. Некоторые методы эмпирического социологического исследования используются как в количественных, так и в качественных подходах. К числу таких методов относятся:

- интервью, которое бывает формализованным (количественным) и свободным, или углубленным (качественным);

- наблюдение, подразделяется на невключенное структурированное (количественное) и включенное бесструктурное (качественное).

- анализ документов, количественными разновидностями которого являются статистический, информативно-целевой и контент-анализ; качественными разновидностями – углубленный (стилистический) и метод изучения человеческих документов.

10) Контент-анализ.

Метод анализа текстов, нацеленного на получение статистических (количественных) выводов о содержании множества более или менее однотипных текстов, получил название контент-анализа, или качественно-количественного анализа.

Инструментом анализа больших массивов текста выступает система категорий и признаков, разработанных для данного исследования. Точно так же, как в массовом опросе с каждым респондентом беседуют по тиражированному вопроснику, в контент-анализе все тексты, попавшие в выборку, анализируются с применением одной и той же системы категорий и признаков (или вариантов проявления категории, градаций признака)10. Так появляется возможность перехода от характеристик отдельных документов к статистическим характеристикам их множества. Например, можно подсчитать долю материалов в газете, посвященных жизни людей, представляющих различные социальные слои, или частоту появления в зфире какого-либо канала определенного политика и т.п.

Как в опросе респондент предстает в итоге через набор своих характеристик, так в контент-анализе каждый текст предстает в виде набора зашифрованных признаков, легко поддающихся компьютерной статистической обработке. Этот количественный метод анализа поэтому называется еще и формализованным.

Система категорий и признаков по своей структуре напоминает анкету или интервью с их вопросами и вариантами ответа. Полевой документ, с помощью которого ведут контент-анализ, обычно называют кодификатором.

Единицей анализа (или смысловой единицей) могут быть отдельная публикация в целом, фрагменты текста, отдельные слова/понятия. Категории анализа должны соответствовать особенностям таких единиц. Например, категория «тема» может характеризовать публикацию в целом, а категория «знак оценки» — и материал в целом, и отдельные слова, словосочетания из контекста, в котором упоминается чья-либо фамилия.

Единица счета — способ измерения тех или иных признаков в тексте. Наиболее часто применяемые — частота появления в массиве текста, объем, занимаемый текстом (его фрагментом с определенными признаками) в строках, во времени.

Использование контент-анализа предполагает обеспечение всех качеств информации, которые составляют ее надежность и репрезентативность.

Обоснованность признаков достигается построением системы показателей, отвечающих задачам исследований. Предположим, требуется получить знание о том, чему уделяет внимание данный канал массовой информации. Для этого необходимо обосновать и выбрать признаки, которые соответствуют решению данной задачи. В исследование, скорее всего, придется включить ряд признаков, отвечающих на вопрос типа «О чем пишет газета?». Например, включаются такие характеристики, как тема, проблема (аспект темы); рамки рассмотрения (личность, малая группа, социальный слой и т.п.).

Устойчивость измерения достигается за счет применения одной и той же системы категорий и признаков содержания для каждого документа по единым признакам, соблюдаемым теми, кто кодирует тексты (кодировщиками). Правила отнесения шифров-признаков к конкретным текстам или их фрагментам должны быть доступны стороннему наблюдателю, четко представлены в инструментарии (кодификаторе и инструкции) исследования. Тогда выше приведенный фрагмент кодификатора с эмпирическими вариантами проявления признаков примет следующий вид:Устойчивость измерения в контент-анализе может быть достигнута с использованием нескольких кодировщиков для шифрования одних и тех же текстов, а затем вычисления коэффициента согласованности результатов. Но это требует слишком серьезных затрат и предпринимается крайне редко.

Правильность измерения (отсутствие случайных и систематических ошибок) достигается за счет контроля работы кодировщиков, неучастием авторов исследований в кодировке (чтобы вольно или невольно результаты не подгонялись под выдвинутые гипотезы). Этому служат четкость правил соотнесения категорий и признаков «Кодификатора» с элементами анализируемых документов.

Репрезентативность выборки и данных исследования достигается в контент-анализе по той же логике, что и в опросах, но имеет свою специфику. Если задачи предполагают анализ всего объема содержания, то целесообразен отбор выпусков (номеров изданий, вещания в течение суток) из годового объема. Здесь важно обеспечить каждому выпуску равный шанс попасть в выборку. Поэтому, как уже отмечалось, нужно учитывать регулярность выхода издания, с тем чтобы при случайном шаговом отборе одни дни недели не попадались чаще других. Для телевидения и радио логичен отбор по датам.

Серьезную трудность представляет формирование выборки для анализа содержания сайтов в Интернете. Если предпринимается одноразовый зондаж, требуется большое число кодировщиков, чтобы замер не растянулся во времени. Известно, что контент сайтов может обновляться весьма быстро, в том числе в режиме реального времени, к тому же его части — с разной скоростью (например, новостная лента в режиме реального времени, другие рубрики — 1 раз в сутки или реже). Представим себе, что происходит нечто, о чем многие сайты поторопятся сообщить тут же. Тогда даже минимальная разница во времени захода на сайты может дать искаженное представление о политике их создателей.

При сплошном обследовании содержания обычно исключают те материалы, которые специфичны по своей природе или не представляют интереса для исследователей. Так, обычный кодификатор не может быть подходящим (валидным, valid) для кодировки анекдотов, прогнозов погоды или рекламы, да это, как правило, и не требуется. Однако могут быть специальные цели: например, выяснить, дается ли прогноз погоды в общероссийских изданиях для конкретных регионов, что может быть интересным потенциальной аудитории в них. Или помещает ли и как часто издание неполиткорректные анекдоты, которые могут обижать какие-либо этнические меньшинства или представителей профессий, социальных групп. В таких случаях понадобятся особые кодификаторы.

11) Качественное социологическое исследование и его виды.

Качественные исследования имеют целью выявить разнообразие в проявлениях разных свойств и предполагают более глубокое о них знание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.