Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, характеристика и особенности




Виды аудита. Классификация и характеристика сопутствующих видов услуг аудиторских организаций.

Аудит, возникший в Европе XIV века и переживший периоды бурного развития в эпоху буржуазных революций XIX века и экономических кризисов XX-го, прошел несколько стадий в своем становлении.

Первоначально аудит был не чем иным, как проверкой и подтверждением достоверности бухгалтерских документов и отчетности. Аудиторы в основном рассматривали первичные документы, регистры бухгалтерского учета, а также составленную на их основе бухгалтерскую отчетность. Такой аудит получил название подтверждающего и проводился в основном сплошным методом.

Затем аудит стал системно-ориентированным. При этом практикующие аудиторы стали более внимательно изучать взаимоотношения между организаторами и исполнителями бизнеса своих клиентов, составляющими и использующими бухгалтерские документы. В целях предупреждения ошибок они стали делать основной упор на повышение эффективности системы управления каждого клиента, в первую очередь системы его внутрихозяйственного контроля. Если внутрихозяйственный контроль у клиента имел определенные слабости, не способствовал устранению подавляющего числа ошибок и неточностей в учете, то аудиторы давали развернутые рекомендации клиенту по устранению указанных слабостей. Это, в свою очередь, отражалось на точности учета и достоверности отчетных данных. Таким образом, системный подход стал своего рода гарантом качества аудита.

И, наконец, современный аудит — это аудит, основанный на риске. Это процесс, в котором использованы положительные стороны не только подтверждающего и системно-ориентированного аудита, но и аудита, преимущественно основанного на статистических либо нестатистических выборочных исследованиях. Именно о таком аудите писал известный американский специалист в области аудита Дж. Робертсон: аудит — это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска.

Аудит подразделяют на внешний и внутренний. Внешний аудит – это независимая экспертиза достоверности бухгалтерского учета и отчетности организации. Он проводится на договорной основе специализированными аудиторскими фирмами. Внутренний аудит проводится чаще всего силами самой организации. Его цель – выявить нарушение деятельности предприятия, выработать рекомендации по их устранению и повышению эффективности деятельности (например, мероприятия по выявлению резервов). Его сходство с внешним аудитом состоит в определенной степени независимости внутреннего аудита – соответствующая служба подчиняется непосредственно высшему органу управления организацией.

Внешний аудит может быть обязательным и инициативным. Обязательному аудиту подлежат организации, отвечающие требованиям федерального закона «Об аудиторской деятельности»:

— открытые акционерные общества;

— кредитные организации,

— страховые организации и общества взаимного страхования,

— товарные и фондовые биржи,

— инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды,

— государственные и муниципальные унитарные предприятия.

— организации и индивидуальные предприниматели с объемом выручки от реализации за проверяемый период свыше 400.000.000 руб. или суммой активов баланса на конец года свыше 60.000.000 руб..

Инициативный аудит проводится коммерческой организацией добровольно, по решению руководства или собственников бизнеса.

Установление государством критериев для обязательного проведения аудита годовой финансовой отчетности преследует цели регулирования национальной экономики, предотвращения банкротства обществ с большим числом акционеров, защиты общественных интересов в успешном развитии крупного бизнеса. За уклонение от обязательного аудита предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Аудиторская деятельность многогранна. Она включает собственно аудит бухгалтерской отчетности и сопутствующие аудиту услуги. Их перечень утверждается в Уставе аудиторской организации.. Прочими услугами, которые могут оказывать аудиторы, являются:

1. Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета.

2. Составление финансовой отчетности.

3. Бухгалтерское консультирование.

4. Налоговое консультирование.

5. Анализ финансово-хозяйственной деятельности.

6. Экономическое и финансовое консультирование.

7. Управленческое консультирование, в т.ч. связанное с реструктуризацией организации.

8. Правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам.

9. Автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий.

10. Оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов и предпринимательских рисков.

11. Разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.

12. Проведение налоговых исследований.

13. Проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью и распространение их результатов, в т.ч. в бумажном и электронном виде.

14. Обучение специалистов в области, связанной с аудиторской деятельностью.

Услуги делятся на услуги совместимые и несовместимые с проведением аудиторской проверки:

 

Услуги, совместимые с проведением аудита Услуги, несовместимые с проведением аудита
1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности.   1. Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета.
2. Экономическое и финансовое консультирование. 2. Составление финансовой отчетности.
3. Управленческое консультирование, в т.ч. связанное с реструктуризацией организации. 3. Бухгалтерское консультирование.
4. Правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам.   4. Налоговое консультирование.

5. Автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий. 5. Проведение налоговых исследований.  
6. Оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов и предпринимательских рисков.  
7. Разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.
8. Проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью и распространение их результатов, в т.ч. в бумажном и электронном виде.
9. Обучение специалистов в области, связанной с аудиторской деятельностью.  

 

В соответствии со стандартом услуги делятся на: услуги действия, услуги контроля и информационные услуги.

Услуги действия связаны с созданием документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее им не создаваемые. Услуги контроля это услуги по проверке документов на предмет соответствия этих документов определенным критериям, согласованным между экономическим субъектом и аудиторской организацией. Информаци-онные услуги — услуги по подготовке устных и письменных разъяснений по различным вопросам бухгалтерского учета и аудита; проведение круглых столов, семинаров, обучений, издание методических пособий, информационное обслуживание.

 

Общегосударственные функции регулирования аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов РФ. Созданный в его рамках Департамент разрабатывает систему мер по государственному регулированию рынка аудиторских услуг в РФ, осуществляет надзор над этой деятельностью, защищает интересы государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм.

Основные направления деятельности Департамента организации аудиторской деятельности Минфина РФ и его полномочия:

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;


При Министерстве финансов РФ существует Совет по аудиторской деятельности, состоящий из представителей Минфина России, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, государственных органов власти, Центрального банка Российской Федерации, аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, научных и других организаций, высших учебных заведений, пользователей аудиторских услуг. В задачи Совета входит:

 

1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, и рекомендует их к утверждению уполномоченным федеральным органом;

3) одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также кодекс профессиональной этики аудиторов;

4) оценивает деятельность саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;

5) вносит на рассмотрение уполномоченного федерального органа предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;

6) рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложения на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

7) осуществляет в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о совете по аудиторской деятельности иные функции, необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах.

Регулирование аудиторской деятельности не исчерпывается регулированием со стороны государства. Общественные интересы при осуществлении аудиторской деятельности в России представляют саморегулируемые организации аудиторов (признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.) - общественные объединения аудиторов, аудиторские палаты, ассоциации. Они объединяют специалистов, ученых, преподавателей в области бухгалтерского учета, аудита, финансовой контрольно-ревизионной и аналитической деятельности (например, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России). Объединения ставят задачи содействия развитию экономической науки, внедрению в практику хозяйствования передового отечественного и зарубежного опыта в области бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа, оказания помощи своим членам в решении конкретных учетно-аналитических и аудиторских проблем, защиты гражданских, экономических и социальных интересов членов объединения, страхования ответственности аудиторов.


Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ состоит из четырех уровней (в порядке убывания правового статуса):

1 уровень: законодательный. Представлен Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

2 уровень: федеральные стандарты или правила аудиторской деятельности.

3 уровень: стандарты саморегулируемых организаций аудиторов

4 уровень: внутрифирменные аудиторские стандарты.

Национальные стандарты аудиторской деятельности в РФ подразделяются на 11 тематических групп, десять из которых совпадают с группировкой МСА, а одиннадцатая включает в себя стандарты, описывающие требования к образованию аудитора, порядок и организацию сдачи квалификационного экзамена на аудиторский аттестат. Всего предполагается разработать 58 аудиторских стандартов, из них 45 - аналоги МАС. В настоящее время приняты 38 национальных стандартов, из них 21 – в новой редакции. некоторых стандартах предусмотрены практические приложения.

Внутрифирменные аудиторские стандарты используются для регулирования взаимоотношений аудиторской организации с потенциальными клиентами, для обучения начинающих аудиторов и в случае возникновения конфликтных ситуаций с клиентами для подтверждения качества аудиторской проверки. Кроме того, они способствуют снижению трудоемкости аудиторской деятельности, увеличению объема и количества выполняемых аудиторских услуг, привлекают к аудиту специалистов со стороны и ассистентов-стажеров, позволяют соблюдать на аудиторской фирме НАС. Наличие внутрифирменных стандартов служит показателем профессионализма деятельности аудиторской фирмы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.