КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10. Политическая антропология и современностьТема 9. Социокультурные противоречия человека и общества Тема 8. Природа человеческого лидерства. Лидерство в первобытном, индустриальном и постиндустриальном обществах. Тема 7. Политическая активность. Социобиологические и культурные основы неравенства и власти. Тема 6. Биологические рамки политического участия. Роль биологического фактора в процессе политической социализации индивида. Биополитика. Генетический, нейрофизиологический, генеологический, геронтологический и др. подходы. Границы и проблемы применения результатов биополитических исследований Понятие деятельности и активности. Политическая деятельность и политическая активность как основа гражданской позиции личности. Виды политической деятельности. Их отличие в демократических обществах Запада и восточных деспотиях. Понятие "политическое участие". Влияние половозрастных различий на политическое участие и политическую деятельность. Теории лидерства (теория черт, теория последователей). Типы лидерства. Функции лидеров. Формы лидерства в догосударственном обществе. Вождество. Теории политогенеза. Элиты и их роль в человеческой истории. Работы Г. Моска и В. Парето. Современные терии и типология элит. Проблема обновления элит. Информационное неравенство и политический гегемонизм. Властные аспекты образования и знаний. Место и роль индивида в системе современных политических технологий. Проблема политической идентичности. Постмодернистский «ориентализм». Мультикультурализм и политические реальности поляризованного мира. Коммунитаризм как выражение философии децентрализованной общественности: противодействие частной свободы и «большого общества», идея гражданских инициатив, коммуникационных связей альтернативных государству общин. Индивид и культурный гегемонизм как проявление политического гегемонизма. Трансформация политической культуры колониальных обществ. Прямое и косвенное управление. Проблемы модернизации. Ценности западной цивилизации и традиционные общества. Значение политической антропологии для понимания культурных и политических процессов в неевропейских цивилизациях. Реформирование постсоциалистических обществ. Особенности российской цивилизации. Демократические процессы и административная власть. Антропологический подход к исследованию политических процессов в странах СНГ. Трайбализм и традиционализм. «Президентская республика». «Восточный» парламентаризм. Конфессиональный фактор. Тема 11. Политика как профессия. Политическое консультирование: возникновение, особенности, влияние на человека политического. Понятие информационно - политической технологии. Политическая информация Роль масс - медиа в формировании политической информированности граждан.
4. Планы практических (семинарских) занятий семинар 1. Пресс-конференция представителей основных школ политантропологии по тему «Государственное финансирование изысканий в области политической антрополигии» (2 часа). Приглашенные: Эванс-Причард, Куббель, Уйат, Баландье и их ассистенты. Участники: журналисты Форма отчетности: 1) «ученые» и их «ассистенты» - устные доклады о личности исследователя и сути разработанного им метода 2) «журналисты»: итоговый «пресс-релиз» / публицистическая статья в прессе Семинар 2. Политические традиции первобытных обществ (по монографии Дж. Фрезера «Золотая ветвь») (2 часа). Главы для чтения: Гл. 2. Цари-жрецы Гл. 6. Колдуны-правители Гл. 13. Цари Рима и Альбы Гл. 14. Престолонаследие в Древнем Лациуме Гл. 17. Бремя верховной власти Гл. 23. Наш долг по отношению к первобытному человеку Гл. 24. Предание смерти божественного властителя Гл. 25. Временные цари Гл. 26. Принесение в жертву сына правителя Форма работы на семинаре – беседа. Возможные вопросы: 1. Чем запомнилось прочитанное? Каково общее впечатление? Какие возникли сложности с освоением материала? 2. Первобытные представления о власти и управлении: в чем их основные отличия от современных представлений? 3. Права и обязанности правителя. 4. Права и обязанности рядовых членов общества. 5. Характер властных отношений в первобытном обществе: общее для всех + особенности у отдельных народов. Форма контроля – тест по понятиям, содержащимся в указанных главах. Литература: семинар 3. Историческая карусель (4 часа) Цель: закрепить представления об основных этапах исторического развития, особенностях политического сознания людей в различные исторические эпохи. Участники: Житель древнегреческого полиса Патриций Бюргер Буржуа Советский гражданин Аристотель, Платон Цицерон Фома Аквинский, Аврелий Августин Локк, Монтескье Ленин, а также эксперты. Путем смещения второй колонки на одну позицию против часовой стрелки получаем «встречу» троих собеседников (например, Цицерон встречается с жителем древнегреческого полиса, Ленин с буржуа и т.д.). Каждый рассказывает о своем представлении о политике и управлении. Начинает «обыватель» (представитель первой колонки): рассказывает о своей повседневной жизни, об обязанностях, накладываемых на него обществом, о том, какое место занимает политика в его повседневно-бытовых заботах. «Мыслитель» (из второй колонки) на основании услышанного увещевает «обывателя», в соответствии со своими идеальными представлениями, о том, как должно быть устроено общество и государство, и что следует в этой связи делать «обывателю». Роль эксперты: следить за соблюдением «исторической правды», за полнотой раскрытия сюжетов (ведущий семинара + помощники из числа студентов) СЕМИНАР 4: Политическое поведение.
Литература: 1. Андреев С.С. Политическое сознание и политическое поведение // Социально-политический журнал. — 1992, №8 2. Данливи П. Политическое поведение: институциональный и эмпирический подходы // Политическая наука: новые направления. /Под ред. Р.Гудина и Х.-ДЛСлингеманна. - М.: Вече, 1999 3. Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения — М., 1998 4. Левчик Д.А., Левчик Э.Г. Типы политического поведения населения // Социс. — 1997. — № 12 5. Утяшев М.М. Политическое поведение в постсоциалистическом обществе. - Уфа: УНЦ РАН, 1995. 10 6. Ионин Л.Г. Масса и власть (политическая антропология Э.Канетти) // Власть: Очерки современной политической философии Запада. М.,1989. 7. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1895. 8. Массовые движения в современном обществе. М., 1990. 9. Ольшанский Д.В. Массовые настроения и концепции политического поведения // Ольшанский Д. В. Массовые настроения в политике. М., 1995. С.43-50. 10. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966. 11. Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1990. 12. Шестопал Е. Б. Очерки политической психологии. М., 1990. Глава 2. 13. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.,1996. 14. Мшвениерадзе В.В. Человек и политика. М., 1984. 15. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. 16. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. 17. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. Л.,1992. Глава 2. 18. Вайнштейн Г.И. Массовое сознание и социальный протест в условиях современного капитализма. М.,1990. 19. Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал. 1990. Т.2. №5. 20. Шестопал Е.Б. Политическая психология. - М.: ИНФРЛ-М, 2002 21. Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов //ПОЛИС, 1997 22. Аронсон Э., Уилсон. Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002 23. Концепции политического участия в западной политологии. — М., 1986 24. Сергеева Е.Я. Политическое участие и политическая ориентация как объект прогнозирования. Политолог: Взгляды на современность. — М., 1995. — № 8. СЕМИНАР 5.Трансформации «человека политического» в ХХ веке (6 часов). Часть 1. М. Восленский «Номенклатура» (2 часа). Форма контроля – тест по понятиям, содержащимся в тексте.
Часть 2. Профессионалы в политике (4 часа). Цель: Познакомиться с новым типом отношения к политической реальности. Политическое консультирование как попытка регулирования политических отношений путем ценностного абстрагирования. Вся группа делится на две неравные части: 1/3 – начинающие публичные политики, 2/3 – полит. консультанты + имиджмейкеры. По одному «политику» на двух «консультантов». Занятие 1. «Политики» готовят публичную речь – о чем угодно, для какой угодно аудитории, на 3-5 минут. Цель – заинтересовать аудиторию, вдохновить на какое-либо политическое свершение. После каждого выступления закрепленные за данным политиком «консультанты» анализируют (сходу, в первом приближении): в какой аудитории обращался, как соотносится его внешний облик с высказанными идеями, уровень контакта с аудиторией и.т.д. + предварительные рекомендации – что следует изменить и в каком направлении формировать образ с тем, чтобы сыграть на достоинствах и нивелировать недостатки «политика». (комментарии и рекомендации могут также по желанию высказывать и «профессионалы», закрепленные за другими «политиками»). Занятие 2. «Профессионалы» представляют окончательный проект своих рекомендаций (наиболее уместный для данной фактуры образ + мероприятия, необходимые для перехода от «наличного» к «должному» с максимально обширной аргументацией). Проект может быть как совместным (консультант + имиджмэйкер), так и от каждого специалиста в отдельности. В заключении – мнение «политиков» о работе «профессионалов», мнения «профессионалов» о работе друг друга.
Литература ПО КУРСУ:
Дополнительная литература:
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |