Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы теории спроса и предложения. Динамические и статические модели рыночного равновесия. Устойчивость равновесия




Спрос это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. М\у рыночной ценой товара и тем кол-вом, на к-рое предъявляется спрос, сущ-ет определенное соотношение: чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласиться купить данный товар, т.е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и, наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара.

Факторы, влияющие на спрос: доходы покупателей (I), их вкусы и предпочтения (T), их число на рынке (N), цены товаров заменителей (Pc) и дополняемых товаров (Ps), цена товара. Ф-ция спроса – это взаимосвязь м/д желаниями потребителей иметь тот или иной товар и определяющими его ф-рами. Qd= f (P,I,T,Ps,Pc,N), если все ф-ры не измены, кроме цены, то Qd= f (P). Если изменится объем (вел-на) спроса, то двидение по кривой; а если изменится сам спрос, то движение самой кривой. Объем спроса меняется если меняется цена, а сам спрос меняется если меняются другие ф-ры (хотя бы 1). Цена спроса – мах-ная цена, к-рую согласен уплатить потребитель при покупке данного товара.

Кривая D – кривая спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Если при цене Р1 потребители согласны купить товар в объеме Q1, то при более низкой цене Р2 – кол-во Q2.

Обычно предполагается, что кривая спроса имеет отриц-ный наклон. С эк-кой т.з. это означает, что объем покупок обратно пропорционален уровню цены. Эта зависимость наз-тся законом спроса. =>, при прочих равных условиях снижение цены приводит к увеличению V спроса и, наоборот, рост цены ведет к снижению V спроса на продукцию. В основе законом спроса лежат сл-щие параметры поведение потребителей:

1) психология потребителя, т.е. он склонен приобретать больше продукции при снижении цен.

2) закон убывающей предельной полезности, т.е. каждая последующая единица товара, имеет меньшую ценность для потребителя и он готов оплатить эти товары по меньшей ст-сти.

3) действия эффекта дохода и эффекта замены. Эффект дохода – это уменьшение V потребления определенного блага, при росте цен на него и увеличение потребления блага при уменьшении цен нанего, при неизменном уровне дохода данного потребителя. Эффект замены - при росте цен на определенные товары покупатель стремиться приобрести взамен другие товары, имеющие более низкие цены и удовлетворяющие подобные потребности.

Предложение – то кол-во товаров, к-рое продавцы готовы представить к продаже при данной цене. Все продавцы стремятся продать свой товар по самой высокой цене, и чем выше будет цена, тем большее кол-во товара будет предложено для продажи, т.е. будет увеличено предложение (у каждого продавца объем предложения будет меняться в зависимости от цены).


Ф-ры предложения: число продовцов на рынке, уровень технологии (K), налоги (Т), цена продукта, взаимозаменяемые товары, цены рес-сов и ф-ров пр-ва (Pres). Qs= f (Pres,K,P,I,T,Ps,Pc,N). Сущ-ет прямая зависимость цены и величиной S.

Цена предложения – min-ая цена, по к-рой продавцы согласны продавать на рынке данное кол-во товаров. Кривая S – кривая предложения. Двигаясь по кривой S вверх, виден рост объема (кол-ва) S товара от Q1 до Q2 под влиянием возросших цен на него; движение вниз по кривой означает снижение объема предложения от Q2 до Q1 под влиянием снижающихся цен на этот товар. Т.О., объем предложения товара увелич-ся при росте цены и уменьшается при ее снижении. В этом состоит смысл закона предложения. Он действует, поскольку у производителя есть желание при повышении цены на его продукцию изготовить и реализовать больший ее объем для получения наибольшей прибыли. Низкие цены, наоборот, не будут стимулировать производство товара, и объем предложения снизится.

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.

1. Увеличение D на благо вызывает сдвиг кривой D вправо, в рез-те чего увелич-тся и равновесная P, и равновесный V блага.

2. Уменьшение D на благо смещает кривую D влево, в рез-те чего снижается равновесная цена и равновесный объем блага.

3. Увеличение S блага сдвигает кривую S вправо, в рез-те чего снижается равновес­ная P и увелич-тся равновесный V блага.

4. Уменьшение S блага сдвигает кривую S влево, в рез-те чего повышается равновес­ная P и сокращ-ся равновесный V блага.

Если допустить, что под воздействием D реакция S будет более медленной, возникает «паутинообразная модель», предполаг-щая, что осущ-ние нового состояния равновесия устанавливается соотношением определенных параметров ф-ций D и S. Стабильность равновесия — это способность рынка, выведенного из равновесного состояния, вновь возвратиться к равновесному состоянию под воздействием только внутренних сил. В том случае, когда равновесие имеет св-во стабильности, дополнительное рег-ние рынка необязательно. Когда равновесие не имеет св-ва стабильности, то рег-ние рынка яв-ся обязательным. Если линия D и S имеют нормальный (т.е. «-» и «+») наклон, то равновесие стабильно.

В эк-ке для учета ф-ра времени применяются 2 типа модели. Динамические модели пок-ют сам процесс, и вкл-ет в себя зависимости D, S и P во времени. Статистические модели яв-ся на определенный фиксированный период (год, квартал, месяц), связи ее переменных во времени не анализируются. Ф-ры времени необходимо учитывать при анализе п/п-тия, поскольку реакция п/п-тия на изменение параметров рынка запаздывает.

Рыночное пространство м. разделить на 4 зоны, отрасли:

1. Цены нах-ся выше цены D и S, к-рые выгодны только продовцу, т.е. избыточное предложение.

2. Цена S ниже, а цена S выше, это не выгодно ни кому.

3. И цена S и цена D нах-ся ниже,=> цены выгодны только потребителю, т.е. избыточный спрос.

4. Цены выгодны и продовцу и покупателю=> сущ-ет возможность совместного действия.

Устойчивое равновесие: вел-на D = вел-не S.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.