Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заменяет любовь, которой нет у правителя к своим подданным




Заботы, которыми он их окружает, - в Государстве же наслаждение властью

Разница в том, что в семье любовь отца к детям вознаграждает его за те

Свободными, если отчуждают свою свободу, то лишь для своей же пользы. Вся

Правитель - это подобие отца, народ - детей, и все, рожденные равными и

Себе хозяином.

Том, какие средства пригодны для его самосохранения, и так он становится сам

Как только он вступает в пору зрелости, он уже только сам должен судить о

Самоохранение, ее - первые заботы те, которыми человек обязан самому себе, и

Они и остаются вместе, то уже не в силу естественной необходимости, а

Обязанности заботиться о детях, вновь становятся равно независимыми. Если

Избавленные от необходимости повиноваться отцу, и отец, свободный от

В нем. Как только нужда эта пропадает, естественная связь рвется. Дети,

Следовательно, оно основывается на соглашениях. Надо выяснить, каковы эти

Общественное состояние - это священное право, которое служит основанием для

Вернуть ее, либо же вовсе не было оснований ее у него отнимать. Но

Тому же праву, по какому ее у него похитили, он либо имеет все основания

Полагаю, что этот вопрос я смогу разрешить.

Повелителем других, что не мешает ему быть рабом в большей еще мере, чем они

(6). Как совершилась эта перемена? Не знаю. Что может придать ей законность?

{3}Если бы я рассматривал лишь вопрос о силе и результатах ее действия, я

бы сказал: пока народ принужден повиноваться и повинуется, он поступает

хорошо; но если народ, как только получает возможность сбросить с себя ярмо,

сбрасывает его, - он поступает еще лучше; ибо, возвращая себе свободу по

всех остальных прав. Это право, однако, не является естественным;

соглашения. Прежде чем приступить к этому, я должен обосновать те положения,

которые я только что выдвинул.

 

 

Глава II

О ПЕРВЫХ ОБЩЕСТВАХ

 

 

{4} Самое древнее из всех обществ и единственное естественное - это семья

(7). Но ведь и в семье дети связаны с отцом лишь до тех пор, пока нуждаются

добровольно; сама же семья держится лишь на соглашении.

Эта общая свобода есть следствие природы человека. Первый ее закон -

Таким образом, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ,

Гроций отрицает, что у людей всякая власть устанавливается для пользы

управляемых (8): в качестве примера он приводит рабство*. Чаще всего в своих

рассуждениях он видит основание права в существовании соответствующего

факта. Можно было бы применить методу более последовательную, но никак не

более благоприятную для тиранов.

_____________

* "Ученые розыскания о публичном праве часто представляют собою лишь

историю давних злоупотреблений, и люди совершенно напрасно давали себе труд

слишком подробно их изучать". - (Трактат (12) о выгодах Фр [анции] в

сношениях с ее соседями г-на маркиза д'А[ржансона], напечатанный у Рея в

Амстердаме). Именно это и сделал Гроций.

 

 

По мнению Гроция, стало быть, неясно, принадлежит ли человеческий род

какой-нибудь сотне людей или, наоборот, эта сотня людей принадлежит

человеческому роду и на протяжении всей своей книги он, как будто,

склоняется к первому мнению. Так же полагает и Гоббс (9). Таким образом

человеческий род оказывается разделенным на стада скота, каждое из которых

имеет своего вожака, берегущего оное с тем, чтобы его пожирать.

Подобно тому, как пастух - существо высшей природы по сравнению с его

стадом, так и пастыри людские, кои суть вожаки людей, - существа природы

высшей по отношению к их народам. Так рассуждал, по сообщению Филона (10),

император Калигула, делая из такой аналогии тот довольно естественный вывод,

что короли - это боги, или что подданные - это скот.

Рассуждение такого Калигулы возвращает нас к рассуждениям Гоббса и

Гроция. Аристотель прежде, чем все они (11) говорил также, что люди вовсе не

равны от природы, но что одни рождаются, чтобы быть рабами, а другие -

господами.

Аристотель был прав; но он принимал следствие за причину. Всякий

человек, рожденный в рабстве, рождается для рабства; ничто не может быть

вернее этого. В оковах рабы теряют все, вплоть до желания от них

освободиться (13), они начинают любить рабство, подобно тому, как спутники

Улисса (14) полюбили свое скотское состояние*.

___________

* См. небольшой трактат Плутарха, озаглавленный: О разуме бессловесных.

Уступать силе - это акт необходимости, а не воли; в крайнем случае, это -

акт благоразумия. В каком смысле может это быть обязанностью?

 

 

Итак, если существуют рабы по природе, так только потому, что

существовали рабы вопреки природе. Сила создала первых рабов, их трусость

сделала их навсегда рабами.

Я ничего не сказал ни о короле Адаме, ни об императоре Ное (15), отце

трех великих монархов, разделивших между собою весь мир, как это сделали

дети Сатурна (16), в которых иногда видели этих же монархов. Я надеюсь, что

мне будут благодарны за такую мою скромность; ибо, поскольку я происхожу

непосредственно от одного из этих государей и, быть может, даже от старшей

ветви, то, как знать, не оказался бы я после проверки грамот вовсе даже

законным королем человеческого рода? Как бы там ни было, никто не станет

отрицать, что Адам был властелином мира, подобно тому, как Робинзон (17) -

властелином своего острова, пока он оставался единственным его обитателем, и

было в этом безраздельном обладании то удобство, что монарху, прочно

сидевшему на своем троне, не доводилось страшиться ни мятежей, ни войн, ни

заговорщиков.

 

 

Глава III

О ПРАВЕ СИЛЬНОГО

 

 

{5} Самый сильный никогда не бывает настолько силен, что бы оставаться




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.