Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Входит в данном случае в мою задачу




Более, чем достаточно, а определение философского смысла слова свобода не

Сам для себя установил, есть свобода. Но я уже итак сказал по этому вопросу

Воздействием своего желания есть рабство, а подчиняться закону, который ты

Состоянии, можно было бы добавить моральную свободу, которая одна делает

Основываться лишь на законном документе.

Силы или право того, кто пришел первым, и собственность, которая может

Также различать обладание, представляющее собой лишь результат применения

Сила индивидуума, и свободу гражданскую, которая ограничена общей волей, а

Различать естественную свободу, границами которой является лишь физическая

Обладает. Чтобы не ошибиться в определении этот возмещения, надо точно

Приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем

Общественному договору человек теряет свою естественную свободу и

Существо - человека.

Оттуда и который из тупого и ограниченного животного создал разумное

Бы непрестанно благословлять тот счастливый миг, который навсегда вырвал его

Состояния еще более низкого чем то, из которого он вышел, то он должен был

Ли бы заблуждения этого нового состояния не низводили часто человека до

Чувства облагораживаются и вся его душа возвышается до такой степени, что ее

Способности упражняются и развиваются, его представления расширяются, его

Хотя он и лишает себя в этом состоянии многих преимуществ, полученных им от

Принципам и советоваться с разумом, прежде чем следовать своим склонностям.

Только с самим собою, оказывается вынужденным действовать сообразно другим

Плотские побуждения, а право - желание, человек, который до сих пор считался

Злоупотреблениям.

Бессмысленными, тираническими и открывали бы путь чудовищнейшим

 

 

Глава VIII

О ГРАЖДАНСКОМ СОСТОЯНИИ

 

 

Этот переход от состояния естественного к состоянию гражданскому

производит в человеке весьма приметнут перемену, заменяя в его поведении

инстинкт справедливостью и придавая его действиям тот нравственный характер,

которого они ранее были лишены. {11}Только тогда, когда голос долга сменяет

природы, он вознаграждается весьма значительными другими преимуществами; его

Сведем весь этот итог к легко сравнимым между собой положениям. По

неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть;

К тому, что уже сказано о приобретениях человека и гражданском

человека действительным хозяином самому себе; ибо поступать лишь под

 

 

Глава IX

О ВЛАДЕНИИ ИМУЩЕСТВОМ

 

 

Каждый член общины подчиняет себя ей в тот момент, когда она

образуется, таким, каков он есть в это время, подчиняет ей самого себя и все

свои силы, составной частью которых является и принадлежащее ему имущество.

Это не означает, что вследствие такого акта владение, переходя из рук в

руки, изменяет свою природу и становится собственностью в руках суверена. Но

так как силы Гражданской общины несравненно больше, чем силы отдельного

человека, то и ее владение фактически более прочно и неоспоримо, хотя и не

становится более законным, по крайней мере, в глазах чужеземцев. Ибо

государство является в отношении своих членов хозяином всего их имущества в

силу Общественного договора, который в Государстве служит основою всех прав;

но для других Держав Государство является таковым лишь по праву первой

заимки, перешедшему к нему от отдельных лиц.

Право первой заимки, хотя оно и в большей степени является таковым,

нежели право сильного, превращается в подлинное право лишь после того, как

установлено право собственности. Каждый человек от природы имеет право на

все, что ему необходимо; но акт положительного права, делающий его

собственником какого-либо имущества, лишает его тем самым прав на все

остальное. Получив свою часть, он должен ограничиться ею и не имеет больше

никакого права на то, что принадлежит общине. Вот почему право первой

заимки, столь непрочное в естественном состоянии, безоговорочно уважается

всяким человеком, принадлежащим к гражданскому обществу. В понимании этого

права уважается не столько чужое, сколько то, что не принадлежит тебе.

Вообще же, для того чтобы узаконить право первой заимки на какой-либо

участок земли, необходимы следующие условия: во-первых, чтобы на этой земле

еще никто не жил; во-вторых, чтобы занято было лишь столько, сколько

необходимо, чтобы прокормиться; в-третьих, чтобы вступали во владение землею

не в силу какой-либо пустой формальности, но в результате расчистки и

обработки ее этого единственного признака собственности, который при

отсутствии юридических документов должен быть признаваем другими.

В самом деле, признать право первой заимки за потребностями и трудом

(50) - не значит ли это распространить это право настолько, насколько оно

может простираться? Можно ли не ставить границ этому праву? Достаточно

ступить ногою на общий участок земли, чтобы провозгласить себя тотчас же его

хозяином? Достаточно ли иметь силу, необходимую для того, чтобы прогнать

оттуда на некоторое время других людей, чтобы отнять у них право когда-либо

вернуться на этот участок? Как может человек или народ завладеть огромною

территорией, лишив человеческий род этой территории, иначе, как не в

результате наказуемого захвата, поскольку этот акт лишает других людей мест

обитания и источников существования, которые природа дает им всем в общее

пользование? Когда Нуньес Бальбоа (51), став на берегу, объявил от имени

Кастильской короны, что он вступает во владение Южным морем и всей Южной

Америкой, было ли этого достаточно, чтобы лишить всех жителей этих стран их

владений и преградить доступ в них всем государям мира? Такого рода

формальные акты повторялись впоследствии неоднократно и довольно безуспешно;

и католический король мог бы сразу завладеть из кабинета всем миром, но ему

пришлось бы затем исключить из своих владений все то, чем ранее еще

завладели другие государи.

Теперь понятно, каким образом соединенные и смежные земли частных лиц

превращаются в территорию, подвластную всему народу, и каким образом право

суверенитета, распространяясь с подданных на занимаемые ими участки земли,

становится одновременно вещным и личным, что ставит их владельцев в большую

зависимость, и самые их силы делает залогом их верности. Монархи древности,

видимо, не понимали как следует этого преимущества и, называя себя лишь

царями персов, скифов, македонян, считали себя не столько господами стран,

сколько повелителями людей. Государи нашего времени именуют себя более хитро

королями Франции, Испании, Англии и т. д. Владея таким образом землей, они

могут быть вполне уверены в том, что ее обитатели у них в руках.

Примечательно в этом отчуждении то, что община, принимая земли частных лиц,

вовсе не отбирает у них эти земли, - она лишь обеспечивает этим лицам

законное владение ими, превращая захват в подлинное право, а пользование в

собственность. Теперь уже владельцы рассматриваются как хранители общего

достояния (52), их права признаются всеми членами Государства и защищаются

всеми силами этого Государства от чужеземца, и эти частные лица, в

результате уступки, выгодной для всего общества, а еще более для них самих,

приобретают, так сказать, все то, что отдали: парадокс этот как мы это

увидим далее, очень легко объясняется различием прав, которые имеют суверен

и собственник на одну и ту же землю.

Может также случиться, что люди начинают объединяться раньше, чем они

стали чем-либо обладать, и, захватив затем участок земли, достаточный для

всех, пользуются им сообща или разделяют его между собой либо поровну, либо

в определенных соотношениях, устанавливаемых сувереном. Каким бы путем ни

происходило это приобретение, право, которое каждое частное лицо имеет на

свою собственную землю, всегда подчинено тому праву, которое община имеет на

все земли, без чего не было бы ни прочности в общественных связях, ни

действительной силы в осуществлении суверенитета (53).

Я закончу эту главу и эту книгу замечанием, которое должно служить

основою всей системы отношений в обществе. Первоначальное соглашение не

только не уничтожает естественное равенство людей, а, напротив, заменяет

равенством как личностей и перед законом все то неравенство, которое внесла

природа в их физическое естество; и хотя люди могут быть неравны по силе или

способностям, они становятся все равными в результате соглашения и по

праву*.

______________

* При дурных Правлениях это равенство лишь кажущееся и обманчивое; оно

служит лишь для того чтобы бедняка удерживать в его нищете, а за богачом

сохранять все то, что он присвоил. На деле законы всегда приносят пользу

имущим и причиняют вред тем, у кого нет ничего: отсюда следует, что

общественное состояние выгодно для людей лишь поскольку они все чем-либо

обладают и поскольку ни у кого из них нет ничего из лишнего.

 

КНИГА 2

 

Глава I

О ТОМ, ЧТО СУВЕРЕНИТЕТ НЕОТЧУЖДАЕМ

 

 

Первым и самым важным следствием из установленных выше принципов

является то, что одна только общая воля может управлять силами Государства в

соответствии с целью его установления, каковая есть общее благо. Ибо, если

противоположность частных интересов сделала необходимым установление

обществ, то именно согласие этих интересов и сделало сие возможным.

Общественную связь образует как раз то, что есть общего в этих различных

интересах; и не будь такого пункта, в котором согласны все интересы, никакое

общество не могло бы существовать. Итак, обществом должно править,

руководясь единственно этим общим интересом.

{12}Я утверждаю, следовательно, что суверенитет, который есть только




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.