Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Французская школа политологии




Карл Маркс и классовая теория развития общества

Учение Ш. Монтескье о разделении властей

 

Основные положения теории разделения властей, по Монтескье, таковы:

1. Существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, и свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства.

Основное назначение законодательной власти – «выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан».

«Исполнительная власть предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью».

Задача судей в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона.

Вся власть осуществляется хотя и раздельно, но в тесном взаимодействии между органами власти, осуществляемом в пределах их полномочий.

2. В обществе должна действовать система сдержек и противовесов, чтобы власти контролировали действия друг друга.

Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое отражает компромисс сталкивающихся интересов различных социальных слоев и сил.

Исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливать регламент работы и распускать его.

В работах Монтескье были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти. Однако в конституционном проекте была недостаточно четко проведена идея равновесия властей.

Законодательная власть играла доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называл ограниченной по своей природе, а судебную – вообще полувластью.

Дело в том, что тонкое разграничение властей было не слишком актуально во времена Монтескье, актуальным было следующее положение теории разделения властей: определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной группы.

 

 

В середине XIX в. Карл Маркс (1818–1883) создает теорию, оказавшую мощное влияние на политическую практику XX в.

Основные положения политической теории марксизма:

принцип экономической детерминации политической жизни: способ производства материальных благ обусловливает социальную, политическую, духовную жизнь в обществе;

идея классовой борьбы как движущей силы исторического и политического прогресса и представление государства в качестве орудия господства одного класса над другим, подчеркивание паразитизма государственной власти эксплуататоров;

рабочий класс – носитель всеобщего политического интереса, в капиталистическом обществе наиболее эксплуатируемый; именно он во главе других трудящихся классов совершает социалистическую революцию, в ходе которой уничтожается эксплуататорское государство и открывается путь к строительству бесклассового общества изобилия и свободы – коммунизма;

диктатура пролетариата – период не ограниченного законом господства рабочего класса, в ходе которого создаются предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства.

Труды Маркса породили течение философской и политэкономической мысли, известное как марксизм. С точки зрения марксизма основными социальными субъектами политической жизни являются общественные классы. Борьба классов – это основное содержание политической жизни, средство решения всех наиболее важных жизненных проблем. Основными, в понимании, Маркса, выступали экономические отношения.

Анализ общества, в котором класс рассматривается как основной субъект политической деятельности, был подвергнут критике американским политологом А. Бентли. Бентли указал, что понятие «класс» – это слишком большая общность, обладающая множеством интересов и поэтому непригодная для изучения быстро меняющейся политической реальности. Вместо классов в качестве различных субъектов политики А. Бентли предложил социальную группу, которую он назвал «группа интересов». Таким образом был найден иной более узкий, эмпирический, субъект политики, определенная часть, слой, фракция класса.

 

18. Развитие политической мысли в России в XIX–XX вв

 

В политической жизни России следует выделить философов и общественных деятелей, которые отразили своеобразие российской политической практики и политической культуры и оказали воздействие на развитие мировой политической мысли. Генезис этих идей связан с именами Н. Г. Чернышевского, B. C. Соловьева и В. И. Ленина.

Н. Г. Чернышевский (1828–1889) высказал идею о возможности перехода от феодального общества к социалистическому, минуя капиталистическую стадию общественного развития. Идея повлияла на формирование идеологии и политической практики народничества (его наиболее видными представителями были П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский).

Характерные черты народнической идеологии: а) критическое отношение не только к российскому феодализму, но и к европейскому капитализму; б) идея общинного социализма – переход к обществу без классов; в) наличие «критически мыслящей личности» – ведущего начала политической жизни; г) политическим инструментом воздействия личности (героя) на массу служит организация революционеров, политическая партия, методы деятельности которой народники, в зависимости от их революционного темперамента, представляли весьма многообразно: от пропаганды до террора.

В русской религиозной философии, представленной именами B. C. Соловьева (1853–1900), В. В. Розанова (1856–1919), С. Н. Булгакова (1871–1944), Н. А. Бердяева (1874–1948), была разработана идея соборности как принципа устройства жизни социальной общности, противоположного индивидуализму, материализму и анархизму.

Политические аспекты идеи соборности: а) провозглашение антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве единственно возможных и естественных оснований общественной жизни; б) государство – посредник между Церковью и материальным обществом, оно охраняет нравственный мир человека, но не вмешивается в него; в) нераздельность нравственности и политики.

Последователем К. Маркса был В. И. Ленин (1870–1924). Он обосновал идею о том, что политическая партия является важнейшим инструментом завоевания политической власти рабочим классом; для превращения рабочих в решающую силу политической борьбы он видел необходимость в просвещении; рассматривал социальную революцию как процесс, которым можно управлять политическими методами, зачастую – диктаторскими.

 

19. Зарубежная политическая наука в XIX–XX вв

 

Политическая наука приобрела современные черты (интерес к изучению мотивов и последствий политической деятельности, использование методов конкретной социологии, стремление не строить проекты политического переустройства, но анализировать конкретные политические события и процессы) благодаря деятельности целого ряда социологов и философов.

Вильфредо Парето (1848–1923), итальянский социолог и политолог, последователь Макиавелли, видел два реальных средства управления людьми: силу и хитрость, поэтому эффективно действующих политиков он делил на «львов» и «лис». Смысл и результаты участия масс в политике Парето оценивал скептически, считал демократию крайне несовершенной формой организации политических отношений, поскольку неразумная масса получает доступ к принятию политических решений. Реальная власть в обществе принадлежит и должна принадлежать элите – узкому кругу лиц, знаниями, способностями, профессиональными успехами доказавшими свою избранность.

Макс Вебер (1864–1920), немецкий историк, философ и социолог, предложил разделить все типы власти на: а) аффективный, или эмоциональный; б) целостно‑рациональный, или религиозный; в) определяемый заинтересованностью.

Вебера называют основателем современной теории бюрократии, которую он рассматривал в качестве рационализированной, обезличенной системы управления, осуществляемой как следование правилам и предписаниям. В научном описании он стремился проводить четкое различие между фактами, которые можно достоверно установить и эмпирически проверить, и ценностями, не подлежащими какой‑либо эмпирической фиксации и выражающими внутренний мир субъекта, специфику его отношения к окружающему миру.

Зигмунд Фрейд (1856–1939), австрийский психиатр и психолог, и его последователи оказали мощное воздействие на методы современной политологии и весь спектр ее проблем. Фрейд и Юнг выявили новый объект интереса теоретиков политики – роль бессознательного в детерминации политических процессов. Сторонниками этих идей политическое поведение рассматривается в качестве результата неосознаваемых влечений, формирующихся в подсознании человека под воздействием детских впечатлений, воспитания, а политика оценивается как некий вид патопсихологии, сфера, влекущая людей с неосознаваемыми психическими деструкциями.

 

20. Немецкая школа политологии: Юрген Хабермас и Эрих Фромм

 

Немецкая школа политической науки занимает особое место в мире. Для нее характерен теоретико‑философский характер, сочетающийся с политико‑социальными исследованиями. Большинство теорий связано с так называемой Франкфуртской школой, которая сложилась на базе Института социальных исследований при Университете во Франкфурте‑на‑Майне в 20‑х гг. XX в.

Видным представителем немецкой философии является Юрген Хабермас (р. 1929). В центре его размышлений лежит понятие коммуникативного разума. Первым шагом в развитии этого понятия была книга «Познание и интерес» (1968). Своеобразие философской теории Хабермаса заключается в том, что он связал понятие разума с эмпирической теорией социальной эволюции, разработанной Марксом, Вебером и Парсонсом.

Осмысливая структурную трансформацию, переживаемую обществом, Хабермас еще в начале 1960‑х годов выдвинул понятие, которое в конце того же десятилетия сделалось ключевым для целого поколения студенческой молодежи. Это понятие – публичность, общественность.

Другую важную тему хабермасовских исследований образует взаимосвязь права и демократии. Согласно Хабермасу, формирование национального суверенитета следует понимать как рациональный процесс, включающий в себя выработку общественной воли, которая вне этой рациональной процедуры носила бы анархический характер.

Огромную популярность в XX в. получили идеи Эриха Фромма (1900–1980). Он дал импульс развитию гуманистического мышления. Велик его вклад в развитие современной политической философии. Фромм был в числе первых исследователей, обратившихся к диагностике тоталитарного общества, причем не только нацистского, но и казарменно‑социалистического.

В отличие от многих исследователей, которые считали нацизм случайным отклонением, Фромм показал стойкость и воспроизводимость тоталитаризма как политической практики и типа мышления. Предупреждения Фромма оказали воздействие на изучение феномена деспотии. Опираясь на психоанализ, Фромм исследовал исторические типы социального характера и причины самоотчуждения личности, трансформацию потребностей и поведенческих структур.

 

21. Немецкая школа политологии: Карл Поппер и Ральф Дарендорф

 

Влиятельный современный мыслитель Карл Поппер (1902–1994), один из величайших в ХХ в. защитников открытого общества, в фундаментальном труде «Открытое общество и его враги» (1945) решал вопрос – как организовать массы в сообщества без излишнего ограничения свободы личности. По мнению Поппера, демократия является наилучшей формой государственного устройства. Ее нужно рассматривать как средство защиты свободы. Демократия может способствовать сохранению и защите свободы, но она никогда не способна сама по себе создавать свободу, если каждого отдельного гражданина это не волнует.

К. Поппер рассматривал открытое общество как наилучшую форму общественной жизни, определяя его как общество, «освобождающее критические силы человека», и противопоставлял открытому обществу закрытое, или «родоплеменное», с его подчинением магическим силам.

Государство, по мнению Поппера, должно существовать ради свободного общества, а не наоборот: поэтому он требовал, чтобы каждый гражданин сочетал свой долг преданности государству с определенной настороженностью, недоверием к государству и его чиновникам и следил за тем, чтобы государство не преступало пределов своих законных функций. Только традиции свободного общества смогут уравновесить силу государства за счет обеспечения соответствующих средств сдерживания и контроля, от которых зависит судьба всей свободы.

Разработчик немарксистской теории социального конфликта в обществе, Ральф Дарендорф (р. 1929), выдвинул 5 основных тезисов:

1. Общество конфликтно, а не равновесно.

2. Социальное равенство недостижимо, теория классового конфликта изображается в либеральных оттенках. Внимание к стартовым возможностям индивида, конкуренции, мобильности, отношениям господства и подчинения.

3. Общество рассматривается по средствам взаимодействующих социальных групп, имеющих собственные цели и интересы.

4. Изучение взаимоотношений группы и индивида.

5. Конфликты в обществе по поводу ресурсов как противоположность норм и ожиданий.

Он выделяет участников конфликта – это: а) господствующие над ресурсами, с одной стороны, и б) исключенные из этого процесса – с другой. Пути выхода из главного конфликта, раскалывающего общество, он видит в социальной мобильности.

 

 

Западную политическую мысль во многом определяет развитие политологии во Франции. Политическая наука в этой стране появилась в конце XIX в. и прошла два этапа развития: а) от конца XIX в. до конца Второй мировой войны; б) от окончания войны до сегодняшнего времени.

Характерными чертами первого этапа были исследования политических процессов в рамках конституционного права, которые проводились по трем основным направлениям:

1. Политизация конституционного права за счет включения в него политических вопросов. Начало этому процессу было положено Эсменом, опубликовавшим в 1895 г. работу «Элементы конституционного права», в которой наряду с традиционными конституционно‑правовыми вопросами исследовался также вопрос об «игре политических сил» в обществе. Дюги и Ориу сформулировали понятие института, ставшее важным компонентом политического анализа.

2. Социологизация конституционного права, характеризовавшаяся расширением его традиционных рамок за счет усиления позитивистской ориентации, первоначально зародившейся в политической науке США. Именно она вооружила исследователей социологическими методами анализа и придала социологическую направленность всей конституционно‑правовой проблематике. Следствием стало доминирование в системе французского политологического знания представителей политической социологии.

3. Выход исследователей за рамки конституционного права.

В 1960–1970 гг. появилась серия работ французских политологов (Прело, Баренса, Буррико, Бюрдо, Арона, Дюверже и др.), в которых широко обсуждались предмет политической науки и ее проблематика. Именно тогда четко обозначилась специфика исследований французской школы.

Она выражается в акцентировании внимания прежде всего на:

– исследовании классов и социальных групп, включенных в политические отношения;

– изучении социальной сущности власти (взаимодействие субъектов и объектов);

– рекрутировании правящих элит, соотнесении рациональных и иррациональных элементов политики;

– исследовании стратегий политических партий и движений;

– политических кризисах, социализации различных групп, особенно молодежи;

– развитии в политике прикладных отраслей политического знания, направленных на оптимизацию политических отношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.164 сек.