Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достоинства и недостатки лоббизма




Виды и методы лоббизма

 

Лоббизм можно разделить на разные виды по сферам его применения:

1) в зависимости от ветви власти, где решается вопрос: законодательный, исполнительный и судебный;

2) в зависимости от характера управленческого решения: правотворческий (в законодательных органах через нормативные акты), правоприменительный (через акты применения права) и правоинтерпретационный (через акты толкования права);

3) в зависимости от характера «продавливаемого» интереса: политический, социальный, экономический, экологический, военный, аграрный, промышленный, финансовый и т. п.;

4) в зависимости от времени действия: «одноразовый» и постоянный;

5) в зависимости от уровня власти, на котором происходит лоббирование: федеральный (осуществляется в системе высших органов государственной власти и управления) и местный (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах);

6) в зависимости от структур, которым выгодно лоббирование: лоббизм социальных структур – общественные организации, движения, партии, группы, слои (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т. п.), ведомственный лоббизм (министерства, ведомства, государственные комитеты, отрасли), региональный лоббизм (республики, края, области, регионы), иностранный лоббизм (зарубежные «группы давления», национальные общины);

7) в зависимости от взаимоотношений объекта и субъекта лоббирования: плюралистский (давление на государственные органы снизу вверх со стороны определенных групп населения) и корпоративный (скрытое соглашение властей с какой‑либо группой в расчете получить лояльность и гарантию содействия государственным органам в обмен на предоставленные привилегии) и т. п.

Для того чтобы процесс лоббирования пошел активно, необходимо знать и умело использовать наиболее применяемые в мировой практике средства и методы достижения целей. Например, в США, где он широко используется, выделяют следующие формы лоббистской деятельности:

1. Выступление на слушаниях в комитетах конгресса с изложением позиций заинтересованных сторон.

2. Составление проектов законов и предложений для внесения их на обсуждение парламента.

3. Организация пропагандистских кампаний в пользу или против готовящегося решения и кампании «давления с мест» (потоки писем, телеграмм, телефонных звонков.

 

 

Достоинства лоббизма:

1) влияя на управленческие решения, он придает органам государственной власти и управления большую динамику и гибкость;

2) выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому‑либо законопроекту, оказывается влияние на политику;

3) создает возможности для обеспечения интересов меньшинства;

4) воплощает принцип свободы социальных негосударственных структур;

5) применяется как своеобразное социально‑политическое стимулирование власти, направленное на ускорение решения конкретных вопросов;

6) позволяет расширить информационную и организационную базу принимаемых решений;

7) является инструментом взаимодействия представительной и исполнительной властей;

8) является средством достижения компромисса, взаимного уравновешивания и примирения интересов, взаимовыгодного сотрудничества.

Недостатки лоббизма:

1) может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам государственным;

2) выступает проводником неправового воздействия (давления) на государственные органы;

3) может служить фактором развития и защиты ведомственности, местничества, национализма;

4) таит опасность «размывания» народовластных устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент отдельных властных групп;

5) может приводить к нарушению социальной справедливости;

6) блокирует нужные управленческие решения, препятствует удовлетворению общественно ценных интересов, сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих;

7) мешает стабильной и оперативной государственной политике;

8) может использоваться как инструмент обогащения отдельных слоев, элит.

Для того чтобы лоббизм приносил пользу всему обществу, необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество, четкое и непротиворечивое правовое регулирование и т. д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.