Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические воззрения У.Джеймса




Причины и проявления «открытого кризиса» в психологии. Краткая характеристика основных направлений психологии этого периода.

 

Этот кризис явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями. По оценке Л.С.Выготского, это был кризис методологических основ психологии.

 

Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании. Кризис также появлением множества направлений, в которых опровергается один из принципов ассоцианизма.

 

Основные направления:

Германия – Вюрцбургская школа исследования мышления (О.Кюльбе, А.Маббе, Н.Ах, К.Бюлер, О.Зельц) Впервые в этой школе предметом психологии мышления стало решение задач – первые эксперименты в области психологии мышления → открытие безОбразного мышления; гешталь-мышления; теория психологического поля К.Левин; школа целостности

Австро-Венгрия – психоанализ – предметом стала связь между сознательным и бессознательным. Индивид. психология А. Адлера; К.Юнг

Швейцария – О.Блейлер, К.Юнг, Ж.Пиаже

Франция – французская психологическая школа Э.Дюркгейм, Л. Леви-Брюль

США – бихевиоризм (поведение как предмет психологии)

Россия – развитие школы Выготского (20-е годы), теория деятельности (30-е годы), становление теории установки Узнадзе, принцип творческой самодеятельности (Рубинштейн)

13. Причины и проявления кризиса психологии с позиций Л.С. Выготского

 

14. У. Джеймс, его роль в развитии психологии

Джеймс – создатель прогматизма в США. Основной труд – «Основы психологии».

Критиковал метод интроспекции: «В самонаблюдении нам открываются не атомы, а некоторые цельные конкретные состояния сознания. Они изменчивы, минувшее состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться.

 

Тождественен воспринимаемый нами объект, а не наши ощущения. Уже поэтому неправильно смотреть на психическую жизнь как перетасовку и ассоциацию одних и тех же идей. Психическая жизнь есть постоянная смена качественной. В сознании нет связок. Оно течет непрерывно.

 

Постоянная смена качественной жизни составляет поток сознания. В непрерывном потоке сознания выделяются некоторые переходные состояния. Эти состояния, т.е. сознавание отношений между явлениями сознания – пространственных, временных, сходства, различия, невозможно схватить самонаблюдением.

 

Также сознание отличается избирательностью (в нем всегда одно состояние выдвигается вперед, другое отходит на задний план в соответствии с интересами индивида).

 

В связи с размышлениями о сущности сознания он наметил новый подход к его исследованию. «Я отрицаю сознание как сущность, как субстанцию, но буду резко настаивать на его значении в качестве функции.

 

Функция – познание. Необходимость сознания вызвана потребностью объяснить факт, что вещи не только существуют, но еще не отмечаются и познаются».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.