Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общий очерк развития психоанализа (основные направления и этапы развития)




1986 г – появился термин «психоанализ», означающий первый метод терапии.

1899г – I книга «Толкование сновидений»

1902г – I психоаналитическое сообщество

1910г – международная психоаналитическая организация

С точки зрения П. каждое психическое явление должно быть раскрыто в трёх аспектах:

- динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил),

- энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлечённой в тот или иной процесс; по аналогии с физической энергией П. вводит понятие о квантуме психической энергии, её "зарядах" - катексисах, способах её распределения и перемещения и т.п.)

- и структурном.

На первом этапе развития П. (конец 80-х - начало 90-х гг. 19в.) было разработано учение о различных формах и проявлениях психической энергии с акцентом на сексуальных влечениях (либидо). Учение о психической структуре возникло в П. позднее (З. Фрейд, "Я" и "Оно", 1921).

 

Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование "Оно". Это резервуар психической энергии, "кипящий котёл" влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики связана с соматической областью, служащей для неё источником энергии влечений. Она лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой.

 

Вторая психическая структура - сознательное "Я" формируется как "оттиск" внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. Среди факторов формирования "Я" особую роль П. придаёт идентификации. "Я" - посредник между внешним миром и "Оно", влечением и удовлетворением. "Я" руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы "Оно" с помощью различных защитных механизмов, основанных на вытеснении.

 

К ним относятся проекция; реактивное образование, построенное на амбивалентности влечений, при котором какое-либо влечение заменяется в сознании на противоположное, сохраняя в бессознательном свой первоначальный характер (бессознательная любовь проявляется как сознательная ненависть, жестокость - как чрезмерная доброта и т.п.); инверсия - влечение, направленное первоначально на внешний объект, под действием страха обращается человеком на самого себя.

 

Третья психическая структура - "Сверх-Я" формируется в результате интроекции социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. "Сверх-Я" функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть; вызываемые им напряжения в психической структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности и т.п. После формирования "Сверх-Я" весь психический аппарат начинает функционировать как целое.

 

Распространение П. в Европе началось после создания в 1908 Международной психоаналитической ассоциации (с 1912 издавался журнал "Imago", с 1913 - "Internationale Zeitschrift für Psychoanalyse") и особенно интенсивно шло после 1-й мировой войны 1914-18. В 1920 был открыт Психоаналитический институт в Берлине, начавший выпускать профессиональных врачей-аналитиков.

 

С приходом к власти фашизма в 1933 П. подвергается запрету в Германии, с 1938 - в Австрии. С этого времени начинается быстрое развитие П. в Великобритании и особенно в США, куда эмигрировало большинство психоаналитиков из Европы. На США, где организовано свыше 20 учебных и исследовательских институтов П., приходится около 3/4 всей публикуемой литературы по психоанализу.

 

П. послужил отправным пунктом для развития многообразных течений глубинной психологии. Внутренние противоречия концепции П. у Фрейда и его последователей привели к появлению новых школ и направлений

- индивидуальной психологии А. Адлера,

- аналитической психологии К. Г. Юнга и др.

В противовес односторонней ориентации на бессознательные процессы получила разработку т. н. эгопсихология (Х. Гартман и др.), утверждающая относительную автономию сознательного "Я".

 

После 2-й мировой войны 1939-45 развитие П. в Европе проходило в значительной мере под влиянием идеалистической философии экзистенциализма, феноменологии, неотомизма, в США - неофрейдизма. Попытки применения метода П. характерны для ряда модернистских направлений искусства и литературы 20 в.: школы "потока сознания", сюрреализма и др.

 

18. З. Фрейд, очерк жизни и творчества

Классический психоанализ З.Фрейда как теория и практика.

В основе его размышлений лежит идея, что тело человека является единственным источником всей психической энергии.

Основные понятия использованные Ф.:

 

- Психический детерминизм: он предполагал, что всякая мысль и всякое поведение имеют значение или повод. Всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали.

 

- Компоненты психической организации. Ф. Представлял ее как бы разделенной на три компонента:

1) сознательное – включает в себя только то, что мы осознаем в данный момент.

2) бессознательное – между мыслями и чувствами есть взаимосвязи на бессознательном уровне. Здесь находятся инстинктивные элементы, которые мы не осознаем, а также материал который подвергнут цензуре и вытеснен. Этот материал живой и непосредственный для восприятия – вытесненные воспоминая не теряют своей эмоциональной силы даже в течении нескольких десятилетий.

3) предсознательное – часть бессознательного, которая может стать сознательной. К этой области можно отнести например воспоминая всего, что мы делали вчера, названия улиц.

 

- Влечение (иногда неправильно переводиться как инстинкт) – вынуждают действовать в направлении определенных целей без участия сознания. Они, по словам Ф., являются основным мотивом деятельности. Он предполагал, что нормальная модель поведения заключается в стремлении уменьшить напряжение (которое возникает при неудовлетворенной потребности) до приемлемого уровня.

Ф. выделил два основных влечения:

1) сексуальное (или в более широком смысле доставляющее физическое удовольствие). Позднее он описал его более масштабно – сила, поддерживающая жизнь.

2) И агрессивное (или деструктивное)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.