Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 30




Методы познавательной деятельности, традиционно используемые журналистикой для получения сведений: проработка документов, наблюдение, беседа. Испытанные способы проверки фактических сведений. Рекомендации Уолтера Бингхэма и Брюса Мура для начинающих интервьюеров

Вопрос 31

Традиционные журналистские методы получения сведений ориентированы на выявление качественного своеобразия различных состояний действительности с тем, чтобы далее воспроизвести его в тексте. Журналисту нужна конкретность данных, подтверждаемость их деталями, часто наглядными. К традиционным журналистским методам получения сведений относятся проработка документов, наблюдение и беседа.

Проработка документов – метод, с помощью которого журналист получает уже имеющиеся в обществе сведения, хра­нимые в его многообразных «информационных кладовых».

Это сведения самого разного свойства: от законов и решений властных структур, фундаментальных положений науки до дневниковых признаний, дающих представление об авторе. Они могут потребоваться журналисту для использования в тексте, а могут и не потребоваться, выступив только как материал, подлежащим переработке в процессе творчества.

Обращение журналиста к документальным источникам информации начинается с их поиска.

Классификация документов по типу деятельности, в лоне которой материал создан:

- государственно-административные;

- производственно-административные;

- общественно-политические;

- научные;

- нормативно-технические;

- справочно-информационные;

- художественные.

По сферам их обращения:

- производственные (совокупность документов, циркулирующих в трудовой сфере);

- общественных организаций (текстов, обеспечивающих информационное обслуживание деятельности партий, движений, объединений разного рода);

- бытовые (совокупность официальных и личных материалов, которая обеспечивает информационное обслуживание людей в быту).

При анализе документов необходимо:

- отличать описание событий от интерпретации (факты и мнения);

- определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной;

- выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь;

- учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался.

Всегда полезно для проверки достоверности сведений из документа сопоставить их с данными, полученными из других источников информации, другими методами.

Наблюдение, в отличие от проработки документов, позволяет журналисту получать сведения непосредственно из текущей реальности – первичную информацию.

В основе этого метода лежит способность человека воспринимать мир с помощью органов зрения и слуха, через аудиовизуальные контакты. Наблюдение как метод познания есть такой вид восприятия, который предполагает отчетливое осознание актуальных познавательных задач, носит преднамеренный характер, регулируется определенными рекомендациями.

Есть условия, при которых наблюдение становится вполне надежным методом получения сведений. Первое из них – достаточный уровень развития у журналиста необходимых психических свойств, прежде всего произвольного внимания и наблюдательности. Второе – достаточный уровень профессионализма, предполагающий отчетливое осознание познавательных задач, умение быстро и точно вычленять очередной необходимый предмет наблюдения.

И все же львиную долю сведений журналист получает в беседе – непосредственном общении с людьми, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации.

Однако от обычного диалогического общения беседа как метод познавательной деятельности существенно отличается. Это всегда организованное речевое взаимодействие. Оно направляется со стороны журналиста отчетливо осознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку такой стратегии и тактики, которая способствовала бы получению сведений, предназначенных к опубликованию.

Сведений, на которые можно рассчитывать, приступая к беседе, такие:

- фактические данные;

- мнения;

- объяснения;

- предложения и прогнозы;

- речевые приметы собеседника, передающие некоторые особенности его личности (характерные особенности языка).

Удачной она оказывается, как правило, если журналист:

- основательно подготовился к беседе (освоил предмет обсуждения, имеет представление о собеседнике как индивидуальности);

- научился контролировать ход беседы, своевременно замечая возникновение барьеров и оперативно их нейтрализуя;

- владеет достаточным количеством приемов, способных стимулировать общение.

Опытные журналисты советуют: не замолкать при разговоре, не стыдиться незнания, уметь втянуть собеседника в процесс обдумывания, не бояться «заострить» предмет возможного спора, оставаясь при этом корректным и вежливым. Эти рекомендации ценны тем, что позволяют журналисту оставаться искренним, вести себя естественно.

Особый случай беседы - интервью официальных лиц в связи с важными событиями внутренней или международной жизни (как правило, именно для материалов в жанре интервью). В таких обстоятельствах целесообразно вопросы предъявить собеседнику заранее, чтобы дать ему возможность подготовиться.

Не следует забывать, что данные, получаемые в беседе, тоже нуждаются в тщательной проверке, предполагающей использование других источников сведений.

Рекомендации Уолтера Бингхема и Б. Мура:

1) во время разговора находите и используйте приятные ассоциации;

2) позволяйте чувствовать себя непринужденно и быть готовым рассказывать;

3) никогда не начинайте разговор сразу с вопроса;

4) не задавайте вопросов прямо до тех пор, пока не убедитесь, что он даст желаемую информацию;

5) слушайте собеседника;

6) дайте ему рассказать полностью свою историю, затем помогите дополнить ее;

7) будьте честны и искренни, чем хитрым и искусным;

8) избегайте роли учителя;

8) не дерзите.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.