Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 18




Образный ряд ЭВС. Прошлый опыт человечества, зафиксированный в культуре в образной форме, как источник данного ряда ЭВС. Разновидности образных ЭВС, их функции в журналистском произведении

Вопрос 19

Нормативный ряд ЭВС. Установления общества, зафиксированные в культуре в логико-понятийной форме. Основные разновидности нормативов, их функции в журналистском тексте. Требования к нормативному ряду ЭВС

Вопрос 20

Чтобы авторская позиция могла быть воспринята точнее, в журналистике оказался востребованным еще один вид элементарных выразительных средств культурологического ряда – нормативы. В сущности, это тоже смысловые единицы, в которых отражаются элементы культуры, несущие в себе значимый социальный опыт. В сущности, это тоже смысловые единицы, в которых запечатлен социальный опыт. Однако они иного свойства: в отличие от образов, вызывающих у адресата информации конкретно-чувственные представления, нормативы представляют собой суждения, в которых воплощены те или иные установления общества и которые воспринимаются как некая формула. В отличие от образов, позволяющих адресату информации соотнести новые для них факты с известными им конкретно-чувственными представлениями, нормативы обращают нас к установлениям общества, которые в культуре существуют в виде неких директив – законов, правил, норм.

Установления общества, которые осознаются журналистами как нормативы, могут относиться к самым разным сферам действительности. Прежде всего, конечно, это положения законодательства и моральные принципы, идеологические доктрины и правительственные документы. Но рядом с ними – и технологические инструкции, и медицинские рекомендации, и правила техники безопасности, и нормы этикета.

Воспроизведение образов и нормативов в текстах осуществляется по-разному, в нескольких вариантах, весьма отличных друг от друга. Любой из вариантов требует, чтобы журналист, прибегая к нему, заботился о контакте с аудиторией: с одной стороны, образы и нормативы в его произведении должны быть близки и понятны ей, а с другой – достаточно свежи, не «затасканы», чтобы не отталкивали банальностью.

Существует связь между элементарными выразительными средствами журналистики и теми информационными слоями в тексте, которые принято обозначать как описательную, оценочную и нормативную информацию. Именно ЭВС передают характер того или иного слоя, а синтез ЭВС обеспечивает выражение журналистской информации как таковой.

 

Чтобы раскрыть смысл сегодняшних фактов, приблизить их к читателю, помочь ему понять их и оценить, журналистика прибегает к использованию материала культуры, включая его в тексты как специфические смысловые единицы. Они образуют культурологический ряд элементарных выразительных средств журналистики. Их два вида (нормативный и образный).



Эпизоды из истории общества, фрагменты социального опыта отражены в образах, эмоционально окрашенных и полных символического смысла. Журналист ставит факты текущей действительности в контекст таких образов – и в тексте возникает слой оценочной информации. Психологи называют ее рефлексивной (от слова «рефлексия» в его буквальном значении: с позднелатинского оно переводится как «обращение назад»). Так оно и есть: «обращение назад», к прошлому опыту становится «ключом» к пониманию происходящего сегодня. Образы и есть первая разновидность ЭВС культурологического ряда.

Культурный пласт, осваиваемый журналистами для «вторичного использования», обширен. Он включает в себя прецеденты истории, деяния исторических лиц, но в него входят и литературно-художественные произведения с их многочисленными героями, и фольклорные сюжеты, и библейские притчи, и образные откровения науки, и неисчислимые перлы языковой сокровищницы. Существует много вариантов применения образов, мы будем говорить о них далее как о методах предъявления ЭВС в тексте. Но любой из них требует, чтобы журналист, формируя в произведении образный ряд, заботился о контакте с аудиторией: с одной стороны, образы должны быть близки и понятны ей, а с другой – достаточно свежи, не «заезжены» до банальности.

Образы как ЭВС журналистики есть такие смысловые единицы, в которых отражаются элементы культуры, несущие в себе прошлый социальный опыт, с сохранением их конкретно-чувственной, представляемой формы.

Роль образов в журналистском тексте трудно переоценить. Но есть у этого ряда «кирпичиков» особенность, которая делает их как «строительный материал» уязвимыми. Дело в том, что разные представители аудитории могут неодинаково воспринимать один и тот же образ в зависимости от собственного жизненного контекста. Образ всегда оставляет возможность неоднозначного прочтения.

 





Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.224.106.124
Генерация страницы за: 0.006 сек.