Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противоречия и конфликт, природа их взаимодействия. Типы ситуаций в зависимости от уровня противоречий




Вопрос 11

Разновидности проблем, входящих в структуру темы журналистского произведения. Типы связей реальных конкретных ситуаций и масштабных проблем, «проблемные» и «не проблемные» журналистские материалы

Реальная конкретная ситуация – только одна составляющая темы журналистского произведения. Есть и вторая – масштабная общественная проблема, через которую эта ситуация рассматривается.

Отношения реальной конкретной ситуации и более широкой проблемы оказываются разными. Во-первых, реальная конкретная ситуация может нести в себе данную проблему, быть ее проявлением, и тогда она становится источником нового знания об этой проблеме, о породивших ее причинах, неожиданных ее воздействиях и о поиске путей решения. Это – предмет проблемно-аналитических выступлений.

Во-вторых, реальная конкретная ситуация может содержать в себе опыт разрешения масштабной проблемы, демонстрировать пути преодоления трудностей, переживаемых многими, а также использованные для этого средства. В таком случае она дает основания для сообщения о полученном опыте, и рождается «положительный» материал.

В-третьих, реальная конкретная ситуация может проявить конфликтный или абсурдный характер последствий своевременно не разрешенной проблемы. В данном случае появляются остро критические публикации, в том числе и в сатирической форме.

 

В своем развертывании противоречие проходит разные ступени. «Молодое» противоречие практически незаметно. Оно существует как равнодействие противоположностей, пребывающих еще в единстве, взаимопроникновении. Отмеченный им объект выглядит спокойным, благополучным.

На следующей ступени развертывания противоречия противоположности заявляют о своем различии, поляризуются. Возникают столкновения, и объект перестает быть благополучным: он испытывает их разрушительное воздействие.

Обострение противоречия ведет к конфликту противоположностей. Эта ступень отмечена их антагонизмом: тут объект может испытать и серьезные потрясения. А вот разрешится противоречие – и наступает качественно новое состояние объекта. Оно может быть более высокой стадией в его развитии или падением, регрессом, но в любом случае это будет новое состояние.

Любое движение построено на развитии конфликта. Если где-то в «зоне досягаемости» идет нарастание противодействия между противоположностями, оно переживается людьми как реальные трудности, из которых надо найти выход и которые оборачиваются для них задачами, требующими решения, т.е. творческими задачами. Их и принято обозначать понятием «проблема». Греческое слово problema, от которого происходит данное понятие, так и переводится – «задача».

Проблема всегда восходит к противоречию. Она есть отражение в сознании человека определенной ступени в развертывании этого противоречия – ступени противодействия противоположностей. В основе глубинного критерия различения ситуаций. В его основе та ступень противоречия, которую «проходит» объект. При этом надо иметь в виду, что объект всегда одновременно испытывает влияние многих противоречий. Следовательно, необходимо выделять ведущее из них, наиболее существенное в данный момент. Можно сказать, что глубинный критерий различения ситуаций – переживаемая объектом ступень в раз витии его ведущего противоречия.

Существует и три типа ситуаций:

- позитивные – те, что соответствуют первой ступени в развертывании ведущего противоречия;

- проблемные, которые характеризуют состояние объекта на второй ступени развертывания его ведущего противоречия;

- аномальные (конфликтные, абсурдные, анекдотические), складывающиеся на объекте в случае, если противоречие перешло в стадию антагонизма противоположностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.