Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки возникновения стресса в профессии учителя 2 страница




1. подготовка лиц для работы в возможных экстремальных условиях – специальный тренинг (кадровые военные);

2. коррекция появляющихся психических нарушений во время экстремальной ситуации (психологи, соц.работники);

3. терапия и восстановление лиц с психическими расстройствами после экстремальных ситуаций (психотерапевты).

Даже в самых тяжелых случаях посттравматической стрессовой дезадаптации, связанных с развитием посттравматического расстройства, носителям травматического опыта удается успешно преодолеть его негативные последствия. Успешная профилактика прямо связана с активной позицией субъекта адаптации в процессе посттравматического развития личности.

26. Опыт показывает, что диагностику стресса у детей не всегда можно выносить как отдельную процедуру, так как симптомы стресса обычно на лицо: это вялость, агрессивность, отсутствие доверия и неконтактность, отсуствие аппетита и нарушения сна, наличие немотивированных страхов. Но диагностику стрессовых состояний у детей можно также с помощью проективными (рисуночными) методиками, такими как: а) ДДЧ (Дом-Дерево-Человек) б) Рисунок семьи (для выявления возможной причины стресса и в целом среды, в которой проживает ребенок) в) Несуществующее животное (с вариациями "Злое животное", "Красивое животное" и т.д.)

Их плюс состоит в том, что само рисование оказывает психотерапевтический эффект, а также информативность и возможность многократного проведения без опасности потери показательности тестов.

Но, однако, окончательный вердикт о наличии стресса у детей нельзя выносить только на основе диагностики посредством проективных методик: их следует соотносить с результатами наблюдения, клинических данных и кризисной ситуации (если таковая имеется), в которую попал ребенок.

 

27. Особенности психологической коррекции стрессов у детей. Особенность: ребенок не может выразить свое состояние словами. Грудные дети и до 2-лет: снятию стресса лучше всего способствуют игры, особенно прятки, которые заставляют ребенка поверить в то, что, несмотря на временные исчезновения, папа и мама всегда возвращаются и что они всегда где-то рядом. Если родители уходят, необходимо оставлять рядом с ребенком его любимые игрушки. И конечно же быть с ним внимательнее, добрее, ласковее и заботливее. Депрессия или агрессия родителей негативным образом сказывается даже на самых маленьких детях. 2 – 5 года: им трудно выразить чувства словами, особенно общаясь со взрослыми. Хорошим способом выяснить, что именно происходит с ребенком, является прослушивание его разговоров с любимыми игрушками, наедине с которыми малыш бывает гораздо более откровенен, нежели рядом со взрослыми людьми. Хорошим способом снять стресс является быстрое, механическое рисование с использованием ярких красок, а также крик: нужно давать ребенку возможность покричать на улице. Необходимо, чтобы дети хотя бы несколько часов в день проводили в тишине наедине с книгой или тихими, традиционными играми. 5-10 лет: во-первых, необходимо узнать, в чем причина стресса (во время прогулки или похода в кино, когда ребенок находится далеко от других членов семьи и, возможно, являющейся причиной стресса домашней обстановки). Рисунки и игры, ролевые игры, интенсивные и постоянные физические упражнения. Нужно говорить им правду и о разводе, смерти, болезни, или ту часть ее, которая не приведет к дополнительной травме. И конечно же ребенок должен знать, что родители любят его, поддерживают, гордятся им. Попав под влияние стресса, дети становимся все более уязвимыми для новых его атак. Вывод: родители должны сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией для их чада наступило как можно позже.

28. Психологические особенности детей находящихся в школах-интернатах и домах инвалидов Дети-сироты: замедленный темп психического развития, низкий уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, формирование навыков саморегуляции и правил поведения; недоверие, подозрительность к людям и к миру в целом, повышенная тревожность, состояние эмоциональной вялости, депрессия, устойчивое нежелания поддерживать контакты, прилипчивость, неразборчивость в установлении дружеских связей со взрослыми и сверстниками, отрицательный образ себя - ощущение заброшенности, отторгнутости. Причина: депривация эмоциональная, материнская, сенсорная, двигательная; затруднение или искажения формирования привязанностей. Дети-инвалиды: упрямство, непослушания, недоверчивость, одиночество, замкнутость, сосредоточенность на внутренней жизни, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия, мысли суицидального характера, часто формируется комплекс неполноценности, социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства, иждивенчество.

30. Профилактика насилия в быту. Эффективная политика против насилия в семье возможна только в случае сотрудничества, взаимодействия различных государственных структур и населения. Нужно проводить точную диагностику причин семейного конфликта специально подготовленными лицами; сочетание принуждения с мерами поддержки и помощи, в том числе материальной и медицинской; участие в такой работе как правоохранительных органов, так и медицинских учреждений, общественных органов, коллективов школ, других учебных заведений, трудовых коллективов. Предупреждение пьянства, лечение алкоголизма и других психических расстройств - важная составная часть всей профилактической работы. Особое внимание обращается на то, что способы воспитания ребенка не должны причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Они должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство ребенка обращение, оскорбление и эксплуатацию. К уголовной ответственности может быть также привлечен родитель, вовлекающий своего ребенка в систематическое употребление спиртных напитков, наркотиков, занятие проституцией, бродяжническом, попрошайничеством. Необходимо издавать специальные справочные пособия - памятки для жертв, подвергшихся насилию в быту. Они должны знать, что делать, как поступать, куда обратиться. В этих пособиях должна содержаться информация о действиях представителей правоохранительных органов, прибывших по вызову или когда к ним обратились за помощью. В школьные образовательные программы должны быть включены курсы, в которых будет рассказываться о домашнем насилии.

 

31. Работа с ребенком, подвергнувшимися насилию.Проблемой насилия обязательно должны занимаются медики, представители правоохранительных органов, юристы, а сейчас еще социальные работники, педагоги, психологи и иные специалисты. Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием, особенно если насильник – близкий родственник или педагог. Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика свидетельствует, что дети редко врут, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности. Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он имеет право, например, переехать жить на некоторое время в приют, перевестись в другой класс для уменьшения времени общения с определенным педагогом и др. Помимо помощи пострадавшим от насилия в настоящее время большое значение придается предупреждению жестокого обращения с детьми, созданию эффективной системы профилактики, которая предполагает, как минимум два этапа. Первичная профилактика заключается в комплексном воздействии на обе вовлеченные в насилие стороны, т.е. на насильника и жертву. Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло-педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных попыток и вторичной виктимизации. Психолого-педагогическую помощь можно получить также по "телефонам доверия", в детских приютах, центрах помощи семье и детям, территориальных центрах социального обслуживания населения, кризисных центрах для женщин и детей, детских поликлиниках и больницах.

32. Заболевание, особенно тяжелое, связанное с угрозой инвалидизации, становится самостоятельной психической травмой. Под психической травмой понимают жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям. Болезнь может стать препятствием для реализации жизненных планов, ограничивая сферу деятельности, круг интересов, изменяя характер и содержание общения, влияя на направленность и ценностные ориентации личности. На начальных стадиях заболевший человек, как правило, находится в растерянности, не понимая, что с ним происходит, насколько происходящее серьезно и к каким последствиям может привести. Он напуган, не может планировать события своей жизни, теряет чувство контроля над ситуацией. По мере установления диагноза и лечения первоначальный страх пациента сменяется беспокойным ожиданием изменений. Если быстрого улучшения состояния не происходит, он начинает сомневаться в правильности диагноза и адекватности терапии. Может пошатнуться его доверие к врачу, от которого больной требует объяснений и точного прогноза на будущее. Чаще такого прогноза врач дать не может, и пациент продолжает находиться в состоянии неопределенности и ожидания, испытывая беспокойство и тревогу. Последняя усиливается, если больной улавливает любые, самые незначительные негативные изменения в своем самочувствии; изменения, связанные с побочным действием лекарств, со сменой погоды (при наличии метеочувствительности), с естественными физиологическими процессами в организме (например, менструальные циклы у женщин).

Колебания самочувствия, особенно в самом начале терапии, часто приводят к сомнениям больного, неуверенности в возможности излечения, в компетентности лечащего врача. Пациент оказывается в ситуации, которая считается одной из самых трудных — в ситуации неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом. Естественной, наиболее частой эмоциональной реакцией является тревога. В такие периоды для больного особенно важна твердая позиция врача, простые, логически ясные объяснения, его уверенность и оптимизм. Пациент ищет во враче «психологическую опору» и успокаивается, если видит с его стороны неизменную заинтересованность, внимательность, эмпатическую позицию. В случае, когда болезнь приобретает хроническое течение, периоды неуверенности и беспокойства появляются все чаще, накладывая своеобразный психологический отпечаток на эмоциональные реакции и поведение больного. Хроническое соматическое заболевание может рассматриваться в качестве самостоятельной психической травмы, приводящей к эмоциональным нарушениям и формированию наслаивающихся на основное заболевание невротических симптомов.

Психологическое воздействие госпитализации. Влияние госпитализации, когда пациент попадает в принципиально новую для него социальную ситуацию, может быть различным. Наступает резкая перемена образа жизни: больной изолирован от работы, от семьи, лишен привычного круга общения, друзей, развлечений, привычной обстановки; у него нет уверенности в отношении характера, прогноза и исхода заболевания, его последствий для дальнейшей жизни, трудоспособности, супружеских и семейных взаимоотношений. В условиях стационара наблюдается самый широкий диапазон адаптивных психологических реакций пациентов в зависимости от пола, возраста, особенностей темперамента, свойств личности, социального положения, профессии, нозологической принадлежности, тяжести состояния, проводимой терапии

33. ГОСПИТАЛИЗМКатастрофическая картина симптомов, развивающаяся на первом году жизни у детей, которые воспитываются в специальных учреждениях или по иным причинам испытывают острую материнскую депривацию. К этим симптомам относятся ухудшение физического состояния, повышенная восприимчивость к инфекциям, подверженность заболеваниям, высокая смертность, ухудшение, задержка и дисфункция психического функционирования. Среди выживших детей обнаруживаются повышенная частота психических расстройств, задержка психического развития и антисоциальные наклонности.Шпиц изучал младенцев, которые находились в благоприятных условиях с точки зрения гигиены и питания, но были лишены нормальной аффективной поддержки со стороны матери. Начиная с третьего месяца жизни отмечались ухудшение физического и психического состояния с крайней подверженностью инфекциям и заболеваниям, высокая смертность, причем даже от заболеваний, обычно не приводящих к фатальному исходу. Дети страдали депрессией, были заторможены, пассивны, амимичны, с плохой координацией глаз. Со второго года жизни выявлялись признаки глубокой физической и психической отсталости: дети не могли сидеть, стоять, ходить, говорить. Последствия госпитолизма долго-временны и в целом необратимы.В своих новаторских работах Шпиц показал, что адекватный материнский уход абсолютно необходим для здорового физического и психического развития. Шпиц различал госпитолизм, формирующийся в связи с тотальной эмоциональной депривацией, и анаклитическую депрессию, возникающую в ситуации, когда изначально нормальная ситуация отношений между матерью и ребенком прерывается, и ребенок оказывается в депривации.В последнее время термин госпитализм распространяется на все случаи острой материнской депривации независимо от конкретных обстоятельств.

34. Психотерапия с больными при острых и хронических заболеваниях. При хронических заболеваниях пациент никогда не становится снова полностью здоровым…Он должен быть готов к дальнейшему ухудшению своего самочувствия, продолжающемуся снижению работоспособности, смириться с фактом, что он никогда не сможет делать все, что хочется, как раньше. Из-за этих ограничений человек нередко оказывается в противоречии с тем, что он ожидает от себя сам, и с тем, что ожидают от него другие. Существуют две стратегии поведения — пассивная и активная. К пассивному поведению относятся защитные механизмы: реакции преуменьшения серьезности болезни типа игнорирования, самообмана, рационализации или сверхконтроля. Более значимы активные усилия пациента по решению возникших перед ним проблем, связанных с болезнью. Больной должен стремиться к тому, чтобы: осознать свое состояние, смягчать вредные влияния окружающей среды и увеличивать шансы на улучшение состояния, адекватно оценивать неприятные события и факты и приспосабливаться к ним, поддерживать свой собственный положительный образ, сохранять эмоциональное равновесие, поддерживать спокойные, нормальные отношения с окружающими. Это возможно, если он получает необходимую информацию о болезни; ищет и находит совет и эмоциональную поддержку у специалистов, знакомых или товарищей по несчастью; приобретает навыки самообслуживания и тем самым избегает излишней зависимости, ставит перед собой новые, связанные с наличием заболевания цели и пытается их достигать. Психотерапевт должен внимательно замечать и поддерживать даже малейшие их попытки самостоятельного решения своих проблем. Это необходимо как для сотрудничества в терапии, так и для предпосылки заново построить семейные, профессиональные отношения, а также по-новому проводить свободное время. Психотерапевт должен объяснять больному возможные неудачи лечения или прояснять условия жизни, влияющие на течение болезни, когда, например, пациент с помощью близких успешно справляется с новой обстановкой или когда, наоборот, семья мешает больному сосредоточить усилия на борьбе с болезнью. Необходимыми и ценными могут оказаться поддержка и контроль со стороны терапевтической бригады, специализирующейся на лечении хронически больных или пациентов, нуждающихся в длительном лечении. При острых заболеваниях применяются: гипнотерапия, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение, поведенческой психотерапии, групповая терапия.

35. Психологический аспект боли. На характер болевой реакции влияют индивидуальные особенности личности, прошлый опыт, культурологические особенности, способность к обучению и тд.. При воздействии болевого стимула включаются механизмы трех уровней: физиологический, поведенческий (болевая поза и мимика, особая речевая и двигательная активность) и личностный (мысли, чувства, эмоции). Психологические факторы играют при этом одну из основных ролей. Психологические нарушения являются первичными, т.е. присутствуют исходно еще до появления жалоб и, возможно, предрасполагают к их возникновению. Наиболее частыми спутниками хронической боли признаны депрессия, тревога, ипохондрические и демонстративные проявления. Присутствие этих нарушений повышает вероятность появления болевых жалоб и перехода эпизодических болей в хроническую форму. Биологическая (медицинская) модель рассматривает боль как ощущение, в основе которого лежит повреждение ткани или органа, и является полезной для понимания механизмов острой боли. Согласно когнитивно-поведенческой модели, боль представляет собой не просто ощущение, а комплекс мультимодальных переживаний. У пациентов с хроническими болевыми синдромами когнитивные оценки в значительной степени влияют на аффективные реакции и поведение, определяя физическую активность и адаптацию. Когнитивные процессы могут оказывать непосредственное влияние на физиологию боли, вызывая повышение чувствительности болевых рецепторов. Особенности личности определяют реакцию человека на боль и его болевое поведение, способность переносить болевые стимулы, спектр эмоциональных ощущений в ответ на боль и способы ее преодоления. В исследовании в этой области было показано, что для пациентов с хроническими болевыми синдромами характерны не только ипохондрические, демонстративные и депрессивные черты личности, но и зависимые, пассивно-агрессивные и мазохистские проявления. Было выдвинуто предположение, что здоровые индивидуумы, обладающие такими личностными особенностями, более склонны к развитию хронической боли. Наиболее выраженные болевые ощущения после перенесенной операции наблюдались у тех пациентов, которые имели максимальные показатели личностной тревожности в предоперационном периоде. Тревожные мысли «вокруг» собственно боли и ее очага повышают болевую перцепцию, в то время как тревога по любому другому поводу оказывает обратный, облегчающий, эффект на боль. Применение психологических релаксационных методик позволяет значительно снизить интенсивность болевых ощущений у пациентов с различными болевыми синдромами).

38. Психотерапия терминальных больных Психотерапия средой — это и эстетотерапия, и арттерапия; все, что делает окружающую среду красивой, — будь то цветы, музыка, картины или скульптура. Психотерапия средой предполагает групповую психотерапию, осуществляемую не одним или двумя людьми, но всем персоналом хосписа, который составляет единую команду. Поэтому в хосписе окружен вниманием каждый пациент, персонал готов услышать желание каждого и попытаться облегчить страдания. Создание психотерапевтической среды требует определенных усилий, они должны быть направлены на высказанные или невысказанные желания больного. Учитывая это, надо проявить крайнее внимание к деталям, которые помогли бы создать максимальную комфортность пациенту. Принимая во внимание особенности больного, можно, например, предвидеть стеснительность при физиологических отправлениях в присутствии других лиц. Создание привычной домашней обстановки вокруг пациента — это вопрос уюта, комфорта, вопрос красоты. Он предполагает определенное самоощущение больного, не как человека, которого лишь жалеют, но как личности, сохраняющей свою индивидуальность, и если не физическую, то духовную привлекательность. психотерапии через родственников и близких больного. Гармонизация их отношений дает возможность передать тяжелую информацию менее болезненно, — имея больший опыт общения, они легче найдут с больным общий язык. Арттерапия. Звукотерапия: в условиях хосписа отмечается особое воздействие звуков колокола на больного. Сказкотерапия и театротерапия: возможности человеческого воображения не ограничены, а возникающая при этом у больного человека «детская» вера в чудо очень часто облегчает его страдания и «оберегает» от лишних переживаний. Для больного именно модель «детского» поведения становится нередко спасительной. Куклотерапия: кукла, как чудо или ключ к сказке, занимает промежуточное положение между реальностью и фантазией. Невербальная психотерапия: существуют три вида невербальных контактов: физический, эмоциональный, интеллектуальный. Духовная терапия: присутствие священников и возможность получить помощь в рамках своей конфессии, органически входит в систему духовной помощи больным Религия является до сих пор единственной и самой эффективной психотерапией смерти!

39. Методы психологической коррекции нарушений сна. Каждый вечер ложиться спать в одно и то же время. Закрывать шторы вечером, чтобы создать подходящую атмосферу, располагающую ко сну. Принимать перед сном теплый душ или ванну. Включать настольный светильник, а не верхний свет. Слушать перед сном приятную расслабляющую музыку. Вечером не принимать много жидкости или напитки, содержащие кофеин. Дневной сон влияет на способность быстро засыпать вечером и спать до утра, не просыпаясь. Старайтесь меньше спать днем. Тепло, холод, дискомфорт или позывы в туалет могут нарушить нормальный сон. Днем занимайтесь спортом и другими видами деятельности, способствующими крепкому ночному сну

40. Важным условием здорового сна является строгий режим сна и бодрствования. Когда человек ложится спать в одно и то же время суток, образуются условнорефлекторные связи на время, поэтому ои легче засыпает. Одним из перевозбуждающих факторов является умственная работа в ночные часы, особенно когда человек «взбадривает» себя курением, крепким чаем или кофе. После такой ночной работы человек ложится спать и прежде чем окончательно уснуть, несколько раз засыпает и тут же просыпается вследствие сильного перевозбуждения. При этом такие чередования засыпания и просыпания часто сопровождаются неприятными сердцебиениями. Часто после ночной работы человек на следующий день чувствует себя вялым, разбитым. Работоспособность его резко снижена, т. е. день фактически проходит впустую. Поэтому целесообразнее отказаться от систематической ночной работы. Спать надо на чистом белье и в чистой, не стесняющей тело одежде. Помещение перед сном необходимо проветривать, особенно если в комнате душно. Помогают пешие прогулки перед сном на свежем воздухе. В случаях глубоких расстройств сна нужно обратиться к врачу. Не надо заниматься самолечением.

41. Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью". Фактически речь скорее идет о профессиональном дистрессе. К этому можно было бы добавить, что профессиональный стресс - это также реакция на какие-то затруднения, выражающаяся в неспецифических действиях.

Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса:

Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации и быстрой переменой информационных параметров.

Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности. Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям:

в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то "стрессует" каждый день, но в небольших дозах; другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно; в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя; на коллег и начальников; в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически; но возможно и длительное "вызревание" стресса с последующим достаточно быстрым его "раскручиванием".

Основные проявления коммуникативного профессионального стресса:

раздражительность в деловом общении - причины: привычка общаться на повышенных тонах; неуверенность самого человека; тревожность, неудовлетворенность своей работой и т.п.

коммуникативная агрессия, которая проявляется в разных формах: вербальной; прямой; косвенный; ситуативной; направленной на другого или на самого себя.

42. Моббинг (М) – форма психол. насилия в виде травли сотрудника в коллективе с целью его последующего увольнения. Выделяют М. вертикальный (со стороны начальства) и горизонтальный (со стор.коллег). Виды М: бойкот, насмешки, придирки, доносительство, дезинформация, мелкие кражи, порча личного имущ-ва, причинение вреда здоровью, соц.изоляция и др. М. может привести к неврозам, психосоматике, инфарктам, суициду. Причины возникновения М: конкуренция с уже существующим авторитетом, стиль поведения как у жертвы, зависть со стороны коллег/начальства, излишнее хвастовство, желание коллег унизить и подчинить с целью самоудовлетворения. Зачинщиками травли обычно становятся пожилые сотрудники, к-е боятся потерять место. Чтобы избежать М. нужно: не позволять унижать себя, соблюдать традиции коллектива, добросовестно выполнять обязанности. Если человек подвергся М. следует: понять, что он стал жертвой, продумать способы решения проблемы. Руководству также необходимо распознавать первые признаки М. Политика компании, к-я обязывает сотрудников уважительно относиться друг к другу и поощряет вежливое обращение, способствует предотвращению возникновения М.

43.

44. Существует проф. деформация и необходимость особого проф. отбора в профессиях системы «человек - человек». Больше всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. На появление и степень выраженности СЭВ влияет множество факторов. Наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж работы в профессии. Средний мед. персонал психиатрических клиник “выгорает” через 1,5 года после начала работы, а соц. работники начинают испытывать данный симптом через 2-4 года. Склонность более молодых по возрасту работников к выгоранию объясняется эмоц-м шоком, к-й они испытывают при столкновении с реальной действительностью. У мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоц. истощению. Это связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоц. отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов. Работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей, но женщины продуктивнее, чем мужчины, используют стратегии избегания стрессовых ситуаций. Более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц, не состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами. У мед. работников нетрудоспособность почти в 50% случаев связана со стрессом. Существуют определенные группы врачей, которые подвержены дополнительным стрессогенным воздействиям, в частности, врачи-женщины, врачи, практикующие в отдаленных и малодоступных районах. Только 26% женщин-врачей удовлетворены своей работой по сравнению с 44% их коллег-мужчин. Число разводов в семьях врачей на 10-20% выше, чем в общей популяции. Браки, в которых муж и жена - медицинские работники, чаще бывают несчастливыми. Повышенные нагрузки в деятельности, продолжительность рабочего дня, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели. Врачи и медсестры испытывают более сильное выгорание по сравнению с обслуживающим персоналом больниц, при чем выше уровень наблюдается у мед. персонала онкологических отделений. Врачи, работающие в меди. учреждении, подвержены значительному личностному дистрессу, им трудно раскрыться перед кем-нибудь за пределами своей непосредственной семьи и круга друзей. Преобладающая особенность врачебной профессии - отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем. Естественно, что врачи пытаются найти выход из создавшегося положения. Имеет место бегство от сложившейся ситуации (применение алкоголя, наркотиков). Число самоубийц среди врачей составляет от 28 до 40 на 100 тысяч. Чтобы избежать СЭВ:старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки; учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;проще относитесь к конфликтам на работе; не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими. Знание того, что СЭВ фактически является не только и не столько вашей проблемой, сколько проблемой профессии, должно помочь адекватно отнестись к появлению его симптомов и своевременно попытаться внести коррективы в свою жизнь.

К неврозам склонны около 60% учителей. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений учителя и др. Проф. общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу учебы детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями учителей. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога. Эмоц. выгорание педагога обусловлено целым рядом факторов. Это и фактическое отсутствие права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счет работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата. Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего «повседневный» психический потенциал человека. В этой ситуации наибольшую опасность для психики представляют чувства неизвестности, неопределенности и беспомощности, так характерные для современных учителей. Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становится подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления в адрес учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Равнодушие учителя, так же как и его агрессивные реакции, становится одной из причин школьного стресса детей. Учителя, оказавшись втянутыми в водоворот реформы образования, постоянно сталкиваются с различными, не всегда продуманными нововведениями, часто меняющимися требованиями, бесконечными проверками. Эти нарушающие привычный, размеренный ход школьной жизни события создают дополнительное напряжение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.