Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория диадического взаимодействия Д.Тибо и Г. Келли




Схема регистрации взаимодействия Р. Бейлса

В процессе наблюдения реального межличностного взаимодействия перед психологом-практиком встает вопрос о важней­ших характеристиках процесса взаимодействия. Какие характеристики наблю­даемого обмена действиями между партнерами по общению являются действительно важными для анализа всего про­цесса общения, а какие играют второстепенную роль? Ответ на этот вопрос зависит от типа наблюдаемого общения, его направленности, а также целей на­блюдения. Вместе с тем, можно выделить ряд инвариант­ных характеристик взаимодействия, фиксация и анализ ко­торых важны в самых различных ситуациях наблюдения. Схема регистрации таких характеристик разработана, в ча­стности, Р. Бейлсом, и дает возможность по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе.

Бейлс фиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (насчитывал около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента.

Бейлз выделил параметры наблюдения, по которым можно понять, как отдельный человек или малая группа ведут себя в четырех важнейших сферах взаимодействия: позитивных эмо­ций, негативных эмоций, постановки и решения проблем.

Каждая сфера раскрывается через несколько важнейших проявле­ний (видов взаимодействия), образуя следующую схему регистрации взаимодейст­вия:

 

Сферы взаимодействия: Важнейшие поведенческие проявления:
Область позитив­ных эмоций 1.солидарность 2.снятие напряжения 3.согласие
Область решения проблем 4.предложение, указание 5.мнение 6.ориентация других
Область постановки проблем   7.просьба об информации 8.просьба высказать мнение 9.просьба об указании
Область негативных эмоций 10.несогласие 11.создание напряженно­сти 12.демонстрация антогонизма

 

Таким образом, он выделил 12 параметров анализа, по 3 внутри каждой сферы.

Регистрируя частоту и форму проявления тех или иных сфер в ходе реального взаимодействия, можно понять его особенности. Например, в какой именно сфере развора­чивается общение, на что оно направлено, было ли поведение участников конструктивно или направлялось на эмоциональ­ное отвержение других участников и так далее.

Для того чтобы пользоваться данной схемой, превратить ее из теоретической в практическую, необходимо разработать эмпирические. т.е. реально присутствующие в поведении показатели каждого параметра. Например, что в поведении наблюдаемых людей будет являться показателем дружелюбия? Нагнетания напряжения? Согласия? Как правило, выделяют несколько вербальных и невербальных показателей. Так, дружелюбие на вербальном уровне - положительные оценки и похвала, обращение по имени, позитивные реакции на шутки человека. На невербальном уровне - выслушивание до конца, взгляд в глаза (лицо), угу-поддакивания и улыбка.

· Пример наблюдения за одним человеком.

Нужно составить схему для регистрации результатов наблюдения, состоящую их 3-х строк и 12-ти столбцов. Каждый столбец – параметр наблюдения по схеме Бейлза. На одной строке фиксируйте вербальные проявления, на другой – невербальные. В итоге Вы сможете понять, какими поведенческим средствами лучше всего владеет человек и где преимущественно располагаются его реакции – в сфере эмоций или в сфере деловой активности.

· Пример наблюдения взаимодействий в паре.

Дает возможность регистрировать реакции человека на те, или иные поведенческие шаги партнера. Для этого нужно составить большую регистрационную таблицу, в которой по горизонтали и по вертикали будут располагаться параметры схемы Бейлза. Например, по горизонтали – действия первого партнера, а по вертикали – ответные реакции второго. Каждый ставится отметка на пересечении двух строк: скажем, первый партнер выразил доброжелательное отношение, второй в ответ выразил несогласие; первый поставил проблему, второй в ответ дал информацию и т.д. Такая работа позволяет увидеть сильные и слабые стороны во взаимодействии, поэтому схема может испольховаться в конфликтном взаимодействии.

 

Подход Тибо и Келли очень кратко может быть представлен следующей цепочкой рассуждений.

1. Любое межличностное отношение – это прежде всего взаимодействие, реально наблюдаемый обмен поведенческими реакциями в рамках некоторой ситуации.

2. Это взаимодействие с большой вероятностью буде продолжаться и позитивно оцениваться участниками, если они выгадывают от него.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.