Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы схем: личности, роли, события




Схемы личностей — это

- индивидуализированные структуры знаний о конкретных лю­дях и их особенностях;

- ментальные структуры, предполагающие, что определенные черты характера и типы поведения составляют единое целое и что люди, наделенные ими и ведущие себя соответствующим образом, представляют определенный тип.

Встречаясь с человеком, в большинстве случаев мы не осуществляем его детальное изучение, а как бы осуществляем поиск наиболее пригодной схемы и высту­пающей в дальнейшем в качестве ориентира для развития взаимоотношений. Причем, де­тальность схемы во многом определяется степенью знакомства с человеком, его типично­сти и т.п.

В целом, подобное схематизированное представление позволяет нам, во-первых, получить информацию о том, какого типа человек перед нами и, во-вторых, предсказать перспективы предстоящего взаимодействия.

Схемы ролей. Эти схемы содержат информацию о том, как люди, играющие определенные роли, обычно ведут себя и как они выглядят.

Ролевые схемы - структуры знаний о требованиях, предъявляемых к определен­ным социальным ролям. Каждый из нас обладает представлениями о том, что должен де­лать, каким должен быть человек, занимающий определенную позицию в обществе, т.е. выполняющий соответствующую социальную роль. Эти представления могут варьиро­ваться от человека к человеку, от ситуации к ситуации, но, тем не менее, они определяют наши ожидания. А ожидания, в свою очередь, формируют своеобразную предуготованность к определенного рода оценкам и интерпретациям.

Третий тип схем - сценарии. Они определяют, что, как ожидается, должно произойти в данных обстоятельствах. Примерами такого рода ситуаций являются посещение чиновника, встреча с педагогом, вечеринка, спортивное мероприятие, свидание и сотни других.

Схемы свободного содержания - содержат ограниченный набор правил обработки информации, способствующий ориентироваться и принимать решения в ситуациях, не имеющих аналогов в жизненном опыте. Примером являются правила формальной логики. Попадая в совершенно незнакомый город, встречаясь с неизвестными людьми, мы, тем не менее, не теряемся, а используем некоторый набор универсальных правил поведения в ситуации неизвестности, который и помогает в определенных рамках ориентироваться в ней.

Схемы самости - хорошо разработанные структуры, связанные с наиболее выраженными и устойчивыми характери­стиками личности и поведения. Ее отличительный признак - статичность и трудная изме­няемость.

Люди обладают большим числом схем самости, определяющих своеобразие отношения к поступающей информации, самоотношение, поведение.

Схема охватывает определенное измерение, отражающее какую-либо наиболее ха­рактерную черту или особенность Я-концепции. Например, центральной схемой для само­сти может выступать закомплексованность по поводу какой-либо детали внешности. Если человек комплексует в отношении собственной курносости, то он может нарисовать себе трагическую картину жизни связанную со всеми последующими невзгодами. Более того, любой нейтральный взгляд в собственный адрес может быть интерпретирован как очеред­ное подтверждение своей ущербности.

Схемы влияют на основные аспекты социального познания. Что касается внимания, то мы замечаем информацию или события, не соответствующие имеющимся у нас схемам, гораздо чаще, чем информацию или события, которые этим схемам соответствую т. Это не удивительно, поскольку схемы сообщают нам, чего ожидать, и поэтому именно неожиданные события или действия привлекают наше внимание.

Данные указывают, что когда схемы сформировались, информация, им соответствующая, запоминается легче, чем несоответствующая. Однако на более раннем этапе, когда схемы только начинают формироваться, информация, которая не согласуется с ними, может быть замечена и закодирована быстрее и легче.

Наконец, схемы влияют на извлечение информации из памяти. В частности, в зависимости от того, насколько активизированы схемы, когда мы пытаемся вспомнить что-либо, из памяти извлекается определенная информация — являющаяся частью этих схем или, по крайней мере, согласующаяся с ними.

Так5им образом, накапливая жизненный опыт, мы формируем схемы -ментальные структуры, содержащие информацию об определенных ситуациях или событиях, и прототипы - ментальные представления о типичных членах различных групп.

Сформировавшись, эти ментальные структурыпомогают нам понимать других людей, а также события, происходящие в различных социальных ситуациях. Они определяют, какую социальную информацию мы замечаем (внимание), храним в памяти (кодирование) и затем вспоминаем (воспроизводим). Таким образом, они распространяют свое влияние на социальное поведение во многих различных обстоятельствах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.