Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стороны и виды способностей и их характеристика




Понятие о способностях в психологии. Анатомо-физиологические основы способностей.

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в процессе их использования и развития. Способность, которая не раз­вивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со вре­менем ухудшается и может быть утрачена почти полностью. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, соответствующими видами деятельности, человек поддер­живает и развивает свои высшие способности.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способнос­тей это развитие начинается с первых дней жизни, и если человек про должает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, то данный процесс не прекращается до конца его жизни.

Первичный этап в развитии любой способности связан с со­зреванием необходимых для нее органических структур (задатков) или с формированием нужных функциональных органов на их осно­ве. Этот этап обычно относится к дошкольному детству, охватыва­ющему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит становление и совершенствование работы всех анализаторов, разви­тие и функциональная дифференциация отдельных участков к. г. м., связей между ними и органами движения. Все это вместе взятое создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка элементарных общих способностей, определенный уровень развития которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

 

Все способности человека как психические явления могут быть разделены
на четыре группы.

Выделяют виды способностей по их направленности, или специализации
(общие и специальные способности).

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-
волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств
личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо
специальной области деятельности, например литературной, изобразительной,
музыкальной, сценической и т. п.

Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной
степени их выраженности, — это основные формы психического отражения:
способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и
осуществлять решения и запоминать.

Ведь каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое,
мнестическое — и даже может стать соответствующим навыком.

Специальные элементарные способности — это способности, присущие
уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность
каких-то качественных сторон психических процессов.

Глазомер — это способность с различной точностью воспринимать,
оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов,
интервалов между ними и расстояний до них, т. е. это определенное качество
зрительного восприятия.

Музыкальный слух — это определенное качество слухового восприятия,
проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному
воспроизведению их. Музыкальный слух — это один из компонентов музыкальных
способностей. Специальные элементарные способности развиваются на основе
задатков в процессе обучения.

Общие сложные способности — это способности к общечеловеческим
видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи
в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу
способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

Специальные сложные способности присущи уже не только в разной
степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к
определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории
человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.

Совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную
деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других
лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях,
называется одарённостью6.

О способностях человека можно судить, наблюдая за процессом выполнения
им новых заданий в измененных условиях, за ходом овладения деятельностью.
Практически судить о способностях учащегося можно по совокупности таких
показателей, как скорость продвижения учащегося в овладении соответствующей
деятельностью, качественный уровень его достижений, склонность к занятиям
этой деятельностью, соотношение успеваемости и усилий, затрачиваемых для
достижения этих результатов. Последний показатель очень важно учитывать,
поскольку один учащийся может, например, не успевать потому, что он очень
мало самостоятельно занимается по предмету, а другой, хорошо успевающий,
возможно, тратит все личное время на подготовку к предмету.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.