Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления русской философии XVIII века




Формирование русской философии, ее специфика

Илларион – первый древнерусский философ, киевский митрополит. Ему принадлежит «Слово о Законе и Благодати», где раскрывается соотношение Закона, данного евреям Богом в Ветхом Завете, и Благодати, данной всем людям в Евангелии. Закон рассматривается как средство организации человеческого общества, спасающее людей от взаимоистребления. В «Слове» содержатся размышления о высоком предназначении русского народа и русского государства в мире.

Сергий Радонежский: сила, могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига.

Филофей отстаивал идею преемственности христианства по линии Рим-Константинополь-Москва.

Максим Грек отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость.

Нил Сорский, Вассиан Патрикеев выступали за реформу церкви, искоренение церковной праздности, парадности, за приближение церкви к народу.

Юрий Крижанич стоял на позициях провиденциализма. Однако божественный промысел определяет лишь коренные повороты в жизни народов и допускает возможность свободного развития исторического процесса. Крижанич проводил различие между мудростью, знанием и философией. Мудрость – «познание наиболее важных и наивысших вещей» (Бога, природы, общества, человека), знание – «понимание причин вещей», философия – желание мудрости. «Политическая мудрость» – средство достижения общественного благополучия.

Этот этап соответствует европейскому периоду Просвещения. Также он совпадает с переходом от Руси Московской к Руси Петровской. К эпохе петровских реформ относится творчество А. Д. Кантемира (перевел произведения Монтескье, Фонтенеля), В. Н. Татищева (автор работ по экономике, языку; «Разговор о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну», «Предызвещение к “Истории Российской”»), Феофан Прокопович. Основной направленностью – социально-политическая: вопросы устройства монархии, императорской власти, ее божественности и нерушимости, прав императора, войны и мира; познания, нравственных ценностей.

Материалистическое направление. М. В. Ломоносов был сторонником механистического материализма, заложил традиции материализма в русской философии. В работе «О слоях земных» он обосновал догадку об эволюции растительного и животного мира; сформулировал закон сохранения вещества и движения. Им была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускултеория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц () и нерушимости,», т.е. атомов) – материальных монад. Отношение Ломоносова к Богу – деистическое. Он допускал наличие Бога-творца, но не наделял его сверхъестественными способностями. Уделял большое внимание этике, морали, нравственности, был сторонником самодержавия.

А. Н. Радищев в труде «О человеке, его смертности и бессмертии» провел различие между чувственным опытом и нечувственным мышлением относительно объекта. Придя к заключению, что душа проста и неразделима, он делает вывод о ее бессмертии. Главные произведения: «Слово о Ломоносове», «Письмо к другу, живущему в Тобольске», ода «Вольность», «Путешествие из Петербурга в Москву», «О человеке». Выступал против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.