Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сциентизм и антисциентизм. Наука и вне научное знание




Поскольку наука не только улучшает жизнь человечества, но и порождает огромные проблемы, результаты научной деятельности нельзя оценить однозначно. Это не однозначность и рождает полемику сциентистов и антисциентистов.

1) Базовые цели сциентистов:

а) Наука в наибольшей степени (по сравнению с другими формами культуры) способствуют выживанию человечества.

б) Наука обладает монополией на истину

в) У науки абсолютная объяснительная сила

г) Методы науки должны быть распространены на прочие виды познания (философия, религия, обыденное)

д) Власть в обществе должна принадлежать учёным

2) Базовые идеи антисциентистов:

а) Наука породила глобальные проблемы человечества, которые поставили его на грань выживания.

б) Научная специализация порождает «одномерного человека», который разбирается только в малой части когнитивного поля

в) Наука рождает темп жизни, который «выжимает все соки из человека», т.к. требует от него непрестанного прогресса и развития

г) Развитие науки не сделало человечество счастливее

Сциентизм и антисциентизм это крайности, которые не учитывают диалектику прогресса и регресса.

2. Деморнация научного и не научного знания осуществляется по трём группам критериев:

а) Универсальные (верифицируемость, фальсифицируемость, рациональность и тд)

б) Исторические критерии – задаются стилем мышления конкретной эпохи

в) Конкретно-научные критерии: польза в технических науках, развитие в биологических науках, экспериментальная подтверждаемость в естественных науках.

Последнее время обострился интерес к в ненаучному знанию, причины:

1) Человечество находится в кризисной ситуации и не важно какое знание поможет выйти из кризиса

2) Растёт разочарование в безусловной полезности науки, т.к. она создаёт столько же проблем сколько и решает.

3) Наука сама нуждается в озарениях, природа которых ей не поддаётся.

4) Существенно повысился уровень паранаучного знания.

5) Возрастает численность «правополушарных» людей имеющих склонность к паранаукам.

Виды в ненаучного знания:

1) Паранауки – исследуют так называемые паранормальные явления, которые не подлежат объяснению классической наукой.

Различают 5 видов таких явлений:

1 Воздействие человека на человека (гипноз)

2 Воздействие человека на вещество (телекинез – перемещение не физически)

3 Воздействие вещества на человека (влияние звёзд на судьбы людей)

4 Воздействие вещества на вещество (алхимические превращения)

5 Взаимодействия человека и космоса (экстрасенсы)

В основе этих явлений лежит так называемое не чувственное восприятие, которое делится на 2 вида:

1 Экстрасенсорное восприятие (телепатия и ясновиденье)

2 Психокинез (телекинез)

2) Протонаучное знание бывают 2-х видов:

а) Допарадигмальная наука, в которой смешиваются элементы объективного знания и субъективные домыслы, для неё характерны такие понятия как теплород, флогистон, импетус, витальная сила.

б) СЛЕНТ – строительные леса научной теории

в) Девиантная наука (девиация – отклонение) – это рациональное знание, которое не укладывается в систему господствующих парадигм и не стыкуется с ортодоксальной наукой. Например в 19 веке это не евклидова геометрия Лобачевского, гелеобиология Чижевского, теория пассионарности Гумилёва, новая хронология Фоменко и Носовского, в советской науке сталинского периода кибирнетика и генетика.

г) Вульгаризованная наука (упрощенная наука) – чаще всего она основана на редукции сложного к простому. Например: вульгарные материалисты (Германия 2 пол 19 века) Бюнхерт, Горхт; вульгарные экономисты – объяснения всех соц. явлений экономическими причинами.

д) Лженаука – основана на сознательной фальсификации фактов, с целью извлечения разного рода выгоды из «полученного знания»

Также к в ненаучному относится: обыденное знание, философское, религиозное, мифологическое, эзотерическое.

ВЫВОД: к в ненаучному знанию нужно относиться без снобизма, во-первых оно иногда превосходит научное знание, во-вторых перед лицом глобального кризиса цивилизации человечеству всё равно откуда придёт истина.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.