Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие деятельности




Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

Действием называют часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т. п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условия выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличия инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

 

 

15.Внутренний план деятельности: потребность, мотив, цель.

Деятельность как сложное психическое образование обладает специфической психологической структурой, в которой находят отражение ее источники и регуляторы (потребности, мотивы, цели, образы).

Деятельность порождается потребностью, которая дает ей толчок, стимулирует ее. Потребность обычно вызывается нуждой индивида в том, что составляет условие его нормальной жизни. Поэтому потребность связана с состоянием напряженности индивида. При этом человек может и не осознавать причины этого состояния, начинает инстинктивно суетиться, чего-то ждать и искать. Когда поиск увенчается успехом и потребность, наконец, встретится со своим предметом, то этот момент носит название опредмечивания потребности. Именно в этот момент рождается мотив.

Мотив - это внутренние побудительные силы человека, которые заставляют его реализовывать эту деятельность. Мотив есть опредмеченная потребность, побуждающая индивида к деятельности. С появлением мотива индивиду становится понятной сама потребность. Собственно, осознанная потребность становится мотивом. Деятельность индивида при этом концентрируется в определенном направлении - в направлении формируемой цели. Немотивированной деятельности быть не может. Сам же мотив может и не осознаваться индивидом. Пример осознанного мотива - власть над другими людьми.

Содержание и формы деятельности направляются сознаваемой целью - значимым для человека продуктом его деятельности, к обладанию которым он стремится. Если цель не осознается человеком, то нет и самой деятельности. Цель - это необходимый признак любой деятельности. Она выступает как регулятор деятельности, ведущей субъекта деятельности к результату. Пример цели человека - должностная карьера.

Результат - то, что достигается человеком при реализации деятельности.

В качестве регуляторов деятельности могут выступать эмоции и воля. Успешная деятельность порождает положительные эмоции и, как следствие, стимулирует эту деятельность. Негативные эмоции сдерживают развитие процесса деятельности. Подобный эффект дает уровень субъективной значимости цели деятельности или отдельных ее составляющих. Без волевого усилия деятельность невозможно ни начать, ни успешно завершить.

Таким образом, мотив и цель составляют главный стержень деятельности. Мотив побуждает индивида к деятельности, а цель ее «конструирует», обусловливает ее характеристики и динамику. Другими словами, характер деятельности, порождаемой конкретными потребностью и мотивом, определяется целью. Одной и той же цели может соответствовать множество мотивов. Вектор «мотив - цель» является одновременно и высшим регулятором деятельности. Он организует все психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление и др.).

Процесс деятельности сопровождается возникновением у человека «образа - цели». «Образ - цель» - это состояние желаемого будущего результата действия (или деятельности). Например, перемещая штурвал управления высотой в положение «от себя», пилот представляет картину перехода самолета в пикирование.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.