Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учения о типах характера




 

Учение о типах характера называют характерологией. Иногда она рассматривается как самостоятельная психологическая наука. Учение о характере имеет длительную историю. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

На сегодняшний день к научным типологиям характера относят типологию по акцентуациям К.Леонгарда, А.Личко; типологию психосоциотипов К.Г.Юнга; типологию Э.Фромма; конституционную типологию Э.Кречмера, У.Шелдона.

Все типологии характера исходили их общих идей. Основные из них:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Сочетание черт, входящих в характер, не является случайным, они образуют различные типы, позволяющие строить типологию характера.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Конституционная типология.

Получила свое распространение после опубликования Э.Кречмером в 1921 г. работы «Строение тела и характер». Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определнные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституционных типа:

1. Лептосоматик (или астеник) – характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности – длинные и худые.

2. Пикник – человек с выраженной жировой тканью, черезмерно тучный. Характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем, с большим животом и круглой головой на короткой шее.

3. Атлетик – человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

4. Диспластик – люди с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения, например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение.

Напомним, что Э.Кречмер и У.Шелдон не видели большой разницы между характером и темпераментом, поэтому каждому конкретному типу характера соответствовал свой тип темперамента.

Рациональное зерно конституционных типологий в том, что существует связь между конституцией тела и склонностью к различным психическим заболеваниям. Отсюда видны и типы характеров, если их выделять в клинических условиях.

Второй подход к типологии характера предложен Эрихом Фроммом. Он в основу своей типологии положил отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее можно назвать социальной типологией характеров. Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей и соотнеся с практикой работы в клинике (опять клиника!!!), он предложил следующие типы:

1. Мазохист – садист. Этот тип человека видит причины неудач в людях, на них и направляет свою агрессию. Складывающиеся обстоятельства не могут быть причиной, только люди или он сам.

2. Разрушитель. Выраженная агрессивность и активное стремление к уничтожению объекта, вызвавшего крушение надежд у человека.

3. Конформист – автомат. Беспрекословно подчиняется обстоятельствам, почти никогда нет собственного мнения, выраженной социальной позиции. Это тип сознательного или бессознательного приспособленца.

Выведенная Э.Фроммом типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий.

Вернемся к истории характерологических учений. Она уходит к рабовладельческим временам, когда была создана физиогномика. Рабовладельцу, покупая раба на рынке, необходимо было определить его характер по внешним признакам. Аристотель и Платон предлагали определять характер раба, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер с характером этого животного. Ч.Дарвин говорил, что для физиогномиста важно знать привычную мимику человека. По-видимому, существует зависимость между привычным выражением лица и складом его характера, но она не является закономерной.

В качестве отдельного направления можно выделить определение индивидуальных особенностей человека по его позе, положению тела. По мнению некоторых психологов, наиболее ярко характер раскрывается в позе человека: как он стоит, как сидит и даже в какой позе засыпает.

Френологию, как учение о характере, основал немецкий врач Франц Галь. Он считал, что все свойства характера имеют свои строго специализированные центры в полушариях головного мозга. А так как кости черепа должны точно соответствовать выпуклостям и впадинам мозга, то ощупывание «шишек» головы якобы позволяет определить характер. (Смотри тему «Связь психики и нервной системы»). Он даже составил специальные френологические карты, разбив череп на 27 участков.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Это разнообразные гороскопы, нумерологии и прочее. Но, даже элементарно сравнивая гороскопы друидов и восточные, видно, что одна и та же дата рождения дает совершенно разные характеры. Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии получила новый импульс развития. Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия – система предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Однако в настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что характер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и т.д. Следует ли из этого, что определение характера человека на основании его внешности невозможно? Есть смысл вспомнить высказывание Ч.Дарвина. Связь между внешностью человека и складом его характера отчетливо прослеживается как в литературных произведениях, так и в изображении великих мастеров портрета. Однако научная психология исходит из положения, что зависимость между привычным выражением лица и складом характера человека не является однозначной. То или иное выражение лица, складки, морщины могут иметь самые различные причины возникновения. И причиной слегка приоткрытого рта может быть не только глупость человека, но и глухота, и больная носоглотка, и напряженное внимание.

В этом отношении более ценным в диагностическом отношении, можно считать графологию – науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. Графологические сведенья, накапливаемые веками, устанавливали связь между рядом фактов – особенностями почерка и характером.

Сензетивный период для становления характера – от 2-х до 10 лет, когда дети много и и активно общаются, открыты для воздействия со стороны. С первых месяцев жизни закладываются такие черты как доброта, общительность, отзывчивость и противоположные им. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – аккуратность, трудолюбие, настойчивость – складываются в дошкольном детстве. В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в общении с людьми. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает его нравственные и мировоззренческие основы. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.