Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и задачи языкознания. Аналитические способы выражения грамматического значения




Аналитические способы выражения грамматического значения.

Аналитические способы выражения грамм. значений:

1) Супплетивизм – соединение в одну грамматическую пару разнокорневых слов, когда, несмотря на различие корней, лексическое знач-ие не меняется, а разнокорневые слова служат для различения грамм. значений. Для рус.яз. этот способ не продуктивен: множественное число сущ-ых,глаг-ах, метоим-ях (напр., идти/шёл, есть/был/буду, я/меня)

2) Синтаксическая связь применяется для выражения грамм. знач-ий тех слов, у которых нет формы изменения, когда применяются другие слова, с которыми данное слово сочетается в предложении (напр., в зоопарке новый шимпанзе/в зоопарке много шимпанзе.

3) Порядок слов в предложении. Линейность речи позволяет рассматривать её, как некую последовательность действий во времени (если речь идёт о письме, то ещё и в пространстве). Порядок расположения последовательности может иметь огромное значение. Для разны языков различно: есть языки, в которых порядок слов в предложении строго закреплён.

4) Интонация.

50. Словарный состав языка.

Все слова, существующие в языке, образуют его словарный состав. Наиболее часто активно употребляемые слова составляют его основной словарный фонд.

Словарный состав языка дифференцируется по разным признакам.

Основной словарный фонд состоит из активного словаря (все слова, которые мы понимаем и активно употребляем) и пассивного словаря (он более широкий, включает в себя слова, которые мы понимаем, но не используем).

Лексика представляет собой систему:

1. Неологизмы – слова, возникшие на памяти применяющего их поколения:

а) лексические (просто новые появившиеся),

б) семантические (к существующему в языке слову добавляется новое значение, напр., спутник – космич./приятель)

2. Заимствования:

а) калькирование (телевидение),

б) интернационализмы (гео, гидра и т.д.). Полезны или вредны? Считают, что заимствоваться должны лишь те слова, аналогов которых нет в данном языке, а те, которые уже есть, заимствовать и использовать не надо.

3. Архаизмы

 

Языкознание – это наука о языке, которая занимается всесторонним изучением языка, как особого общественного явления; это комплекс научных дисциплин, каждая из кот-ых рассматривает один определенный круг лингвистических проблем, т.е. один аспект языка.

Виды: 1) частное (1 конкретный язык или группа родственных языков); 2) общее (исследует природу и сущность языка, проблему его происхождения, разрабатывает методы изучения языков); 3) прикладное (решает проблемы как 1 языка, так и всех языков в целом: создание и усовершенствование письма, обучение письму, чтению, культуре речи, и т.д.).

(Частное) Языки можно изучать синхронически (изучение языка на его определённом этапе развития) и диахронически (проследить его развитие в истории, на определенном отрезке времени).

(Общее) В рамках общего языкознания выделяется типологическое, оно сопоставляет как родственные, так и неродственные языки, направлено на выяснение общих закономерностей языка.

В типологич. языкоз-ии зародился термин лингвистическая типология. Центральное понятие лингв. тип-ии – тип языка. Существовало несколько лингв. тип-ий: 1) морфологическая (появилась в 19в., разрабатывали: Фридрих Шлегель, Август Шлегель, Вильгельм фон Гумбольдт, Август Шлейхер). Все языки они делили на 4 типа: а) флективные (русский, окончания, кот-ые имеют грамматич. знач-я, одна флексия (окончание) может передавать несколько знач-ий; б) агглютинативные (склеивающие) (финно-угорские, монгольские); в) изолирующие (языки, в кот-ых нет аффиксов, нет изменений в грам. знач-ии слова) (вьетнамский, китайский); г) инкорпорирующие (предложение является словом) (эскимосов, чукчей, индейцы Америки).

В 20в. морфол. типология пополнилась исследованиями Эдварда Сепира и Джозефа Гринберга. Э.Сепир делил языки на: 1) простые (чисто-реляционные, нет аффиксов, китайский, тибетский); 2) сложные (чисто-реляционные, полинезийский); 3) простые (смешанно-реляционные, французский); 4) сложные (смешанно-реляционные, латинский, английский).

Д. Гринберг предложил использовать количественные показатели при исследовании языков, предложил метод индексирования: m (кол-во морфем)/W (кол-во слов) – по ней выводим индекс синтетичности. Если индекс синтетичности меньше 2, то такие языки аналитические. Если от 2 до 3, то синтетические. Если больше 3, то полисинтетические.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.