Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раскройте особенности строения мхов и их практическое значение




Билет № 22

 

1. Обоснуйте взаимозависимость строения и функций органов зрения человека.
2. Раскройте особенности строения мхов и их практическое значение.
3. Чем вызываются болезни, передающиеся половым путем и их последствия?

 

1. Обоснуйте взаимозависимость строения и функций органов зрения человека.
Глаз как орган зрения является периферической частью зрительной сенсорной системы, которая обеспечивает человеку 80-90% всей поступающей информации.

В состав глазного яблока входят:

1. Белочная оболочка (склера) — самая плотная и прочная из всех оболочек; она выполняет опорную функцию. В передней части склера переходит в прозрачную роговицу, которая пропускает и преломляет световые лучи.

2. Сосудистая оболочка. Она содержит густую сеть кровеносных сосудов, которые обеспечивают постоянное питание глазного яблока. В передней части сосудистая оболочка переходит в радужную, которая содержит пигмент меланин и определяет цвет глаз. В центре радужки есть отверстие — зрачок. Благодаря кольцевым и радиальным мышцам зрачок способен изменять свой диаметр при изменении освещенности.

3. Сетчатка — световоспринимающая оболочка глаза. В ней расположены рецепторы — палочки и колбочки, в которых под воздействием световых лучей возникают импульсы, поступающие по зрительному нерву в зрительную зону коры больших полушарий.

4. Хрусталик — эластичная прозрачная двояковыпуклая линза, расположенная за зрачком. С помощью ресничных мышц и связок хрусталик способен изменять свою кривизну при рассмотрении близко и далеко расположенных предметов. Это явление называется аккомодацией.

5. Стекловидное тело — прозрачное студневидное вещество, которое заполняет полость глаза между хрусталиком и сетчаткой. Вместе с роговицей и хрусталиком составляет оптическую систему глаза.

Таким образом, особенности строения глазного яблока позволяют пропускать, преломлять и воспринимать световые лучи.

 

Мхи — это самые примитивные из современных высших растений. Тело мхов представляет собой либо слоевище, прижатое к субстрату, либо направленный кверху стебелек с листьями. Корня нет, есть только ризоиды. Мхи имеют слабо развитые покровные, механические, проводящие ткани, поэтому не могут достигать больших размеров и ограничены в своем распространении влажными местами обитания. Вода необходима мхам для полового размножения: только с ее помощью мужские клетки — сперматозоиды — проникают в женские половые клетки — яйцеклетки.

В цикле развития мхов преобладает гаметофит. Наряду с обеспечением полового размножения он выполняет основные вегетативные функции: фотосинтез, минеральное питание. Гаметофит мхов может быть двудомным, если мужские и женские половые органы расположены на разных растениях (кукушкин лен), или однодомным, если мужские и женские половые органы расположены на одном растении (сфагнум). После оплодотворения из зиготы развивается бесполое поколение — спорофит. Он состоит из коробочки со спорами и ножки, существует временно на гаметофите и питается за его счет.

Мхи играют важную роль в природе и жизни человека. Они входят в состав растительного покрова. Особенно это характерно для тундры, болот, еловых лесов. Мхи быстро поглощают и хорошо удерживают воду, регулируя водный баланс почвы. Из сфагновых мхов на болотах образуется торф, который широко применяется в разных отраслях хозяйства. В промышленности его используют как строительный материал (теплоизоляционные прессованные плиты) и как сырье для получения органических кислот, спирта, парафина, смолы. В животноводстве торф используют в качестве подстилки для скота.

Высушенный сфагнум обладает бактерицидными свойствами и способен впитывать много влаги, поэтому его использовали как перевязочный материал в ветеринарии и медицине. Мхи имеют и негативное значение. Образуя сплошные покровы на лугах и в лесах, они затрудняют аэрацию почвы и способствуют заболачиванию. Торфяники могут самовоспламеняться, что является причиной масштабных пожаров.

Таким образом, несмотря на примитивность строения, мхи играют в природе и жизни человека важную роль

3. Чем вызываются болезни, передающиеся половым путем и их последствия?

Венерические заболевания — это инфекционные заболевания, передающиеся половым путем. Они вызываются микроорганизмами, проникающими из больного организма в здоровый во время полового акта. Всего известно около 20 венерических заболеваний; самые распространенные из них:

1. Сифилис, возбудителем которого является бледная спирохета. Ее инкубационный период около 30-ти дней, после чего на месте внедрения в организм возбудителя формируется твердое безболезненное розовое уплотнение диаметром около 1 см, сопровождающееся воспалением региональных лимфоузлов. При отсутствии лечения сифилис переходит во вторую (скрытую) стадию, длящуюся 2-4 года и заключающуюся в поражении всего организма. Третий период сифилиса длится до смерти больного и заключается в формировании опухолей в органах и тканях организма, которые разлагаются, приводя к смерти больного.

2. Гонорея; возбудитель — гоннококк; инкубационный период от 1 дня до 2-3 недель. Это острое гнойное заболевание мочевыводящих путей и влагалища. Проявляется резкими болями при мочеиспускании, гноетечением. При отсутствии или недостаточном лечении осложняется воспалением половых желез и простаты у мужчин, внутренних половых органов у женщин. В тяжелых случаях может вызвать сепсис.

3. Трихомониаз; возбудитель — трихомонада; инкубационный период 1-3 недели. Проявляется слабым жжением слизистых оболочек, зудом, пенистыми выделениями. При отсутствии лечения вызывает тяжелые поражения внутренних органов.

Все эти заболевания сложно выявить и трудно излечить. К тому же они имеют тяжелые осложнения:

1) бесплодие (как мужское, так и женское);

2) хронический пиелонефрит (воспаление почек, мочевыводящих путей);

3) хроническое воспаление половых органов;

4) в тяжелых случаях возможно развитие сепсиса (общего заражения крови);

5) общее снижение иммунитета под воздействием инфекции.

Таким образом, очень важно знать методы профилактики венерических заболеваний: воздержание от ранних половых связей; осознанный выбор партнера; использование презервативов.

 

Билет № 23
1. Объясните взаимозависимость строения и функций органов слуха человека
2. Как используют знания о питании растений в уходе за ними?
3. Как избежать заболеваний органов дыхания? Каковы меры профилактики заболевания туберкулезом.

 

1. Объясните взаимозависимость строения и функций органов слуха человека
Слух — это вид чувствительности, который обеспечивает восприятие звуковых колебаний. Это восприятие обеспечивается слуховой сенсорной системой. Орган слуха является периферической частью этой системы. Он расположен в толще височной кости черепа и состоит из трех основных отделов: наружного, среднего и внутреннего уха. Первые два отдела служат для проведения звуков, а третий содержит звуковоспринимающий аппарат и орган равновесия.

1. Наружное ухо состоит из:

а) наружной раковины, которая улавливает и направляет звуки в слуховой проход;

б) наружного слухового прохода, который проводит звуки к барабанной перепонке.

II. В среднем ухе расположены:

а) барабанная перепонка, которая отделяет наружное ухо от среднего. Это тонкая соединительнотканная пластинка толщиной 0,1 мм. Она воспринимает звуковые колебания и передает их слуховым косточкам;

б) слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко, соединенные подвижно. Эти косточки передают звуковые колебания с барабанной перепонки на овальное окошко внутреннего уха. Причем они уменьшают амплитуду колебаний, но увеличивают силу звука;

в) евстахиева труба, которая соединяет среднее ухо с носовой полостью и способствует выравниванию давления на барабанную перепонку.

III. Внутреннее ухо состоит из костного и перепончатого лабиринта и представляет собой систему полостей и каналов, заполненных жидкостью. Звуковые колебания от барабанной перепонки при помощи слуховых косточек через овальное окошко передаются жидкости. Рядом с овальным окном расположено круглое окно, затянутое эластичной мембраной. Благодаря такому строению жидкость в каналах улитки способна колебаться и раздражать рецепторы. Рецепторы превращают механические колебания в электрические (импульсы), которые по слуховому нерву поступают в слуховую зону коры больших полушарий.

Таким образом, особенности строения всех составных частей уха обеспечивают восприятие и проведение звуковых колебаний.

 

2. Как используются знания о питании растений в уходе за ними?

Любому организму для построения своего тела и процессов жизнедеятельности необходимы органические и минеральные вещества. Поступление этих веществ и усвоение их происходит в результате питания. Растениям присущ автотрофный способ питания, т.е. они способны создавать органические вещества из минеральных в результате фотосинтеза. Повышение интенсивности фотосинтеза является важным средством повышения урожайности культурных растений. Для осуществления фотосинтеза необходимо наличие света, воды и углекислого газа. Следовательно, влиять на фотосинтез могут следующие приемы:

1) выращивание растений на хорошо освещенных участках (в теплицах — дополнительное освещение);

2) соблюдение норм густоты посадки растений во избежание затенения их друг другом;

3) регулярный полив в зависимости от потребностей растения и условий окружающей среды;

4) сохранение влаги в почве с помощью рыхления, которое к тому же способствует улучшению условий для дыхания корней;

5) для повышения содержания углекислого газа в теплицах используют полив водой, насыщенной углекислотой.

Кроме углеводов, являющихся продуктами фотосинтеза, растениям нужны белки, жиры и другие вещества. Для их образования растения нуждаются в разнообразных химических элементах. Чтобы количество минеральных веществ в почве не уменьшалось, нужно вносить удобрения. Удобрения бывают органическими и минеральными, они значительно влияют на рост и развитие растений. Необходимо соблюдать сроки и нормы внесения удобрений, учитывать их растворимость в воде и особенности почвы.

Таким образом, зная особенности питания растений, можно управлять процессом фотосинтеза и добиваться высоких урожаев культурных растений.

 

3. Как избежать заболеваний органов дыхания? Каковы меры профилактики заболевания туберкулезом.
Большинство заболеваний органов дыхания начинается с острых инфекционных заболеваний, которые могут развиться в тяжелые заболевания дыхательной системы (бронхиты, пневмонии, туберкулез легких). Поэтому для профилактики заболеваний органов дыхания необходимо:

1. Повышение общей сопротивляемости организма при помощи закаливающих процедур.

2. Регулярные занятия физической культурой на свежем воздухе (улучшение вентиляции легких, предупреждение застоя воздуха и микроорганизмов в нижних отделах легких).

3. Соблюдение режима питания как необходимого условия выработки защитных факторов организма (иммуноглобулинов).

4. Избегать табакокурения как в активной, так и в пассивной форме.

Таким образом, здоровый образ жизни является комплексной профилактикой заболеваний органов дыхания.

Туберкулез — это инфекционное заболевание, возбудителем которого являются бактерии туберкулеза, поражающие все системы организма, но чаще всего — дыхательную.

Бактерии туберкулеза постоянно присутствуют в окружающей среде, очень устойчивы к внешним воздействиям и могут вызвать заболевание в двух случаях:

1) высокая концентрация бактерий во внешней среде (длительный контакт с больным туберкулезом в открытой форме);

2) снижение сопротивляемости организма вследствие общего истощения или длительной болезни, вредных привычек (курение, наркомания), несбалансированного питания (отсутствие витаминов и микроэлементов в рационе).

Поэтому профилактика туберкулеза заключается в выполнении следующих мероприятий:

1. Регулярное медицинское обследование с целью выявления и раннего лечения заболевания (реакция Манту, флюорография).

2. Соблюдение гигиены помещений (влажная уборка, проветривание, по возможности — солнечное освещение).

3. Полноценное сбалансированное питание, включающее достаточное количество витаминов и микроэлементов.

4. Занятия физкультурой и спортом (обеспечивают повышение сопротивляемости организма и развитие объема легких).

5. Отказ от вредных привычек.

Таким образом, соблюдение перечисленных правил позволяет предупредить заболевание туберкулезом.

 

Билет № 24
1. Раскройте на конкретном примере механизм формирования навыков и их совершенствование.
2. Каковы особенности строения водорослей и их значение.
3. Как предупредить заболевания сердечно-сосудистой системы человека?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 4119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.