Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физические и психофизиологические нагрузки на человека в эргатической системе




Класс-ия осн форм деят-ти человека. Физ и ум труд.

Распределение функций между Ч и М. Методы повышения надежности эргатических систем.

Система, к-рую создал человек дял создания общественно-полезного продукта, наз. эргатической. Совр эргатическая система – человеко-машинная Ч-М система.

Распределение функций:

1) сравнительный анализ возможностей

Фиттс предложил отдать машине то, в чем она превосходит человека и наоборот. Напр, инф ф-ии Ч – малая скорость обработки инф-ии, М – неогр объем, высокая скорость, эк-кие: дешевле переучить Ч, чем создать новую М, физ: Ч устает, психол: Ч более подв действию внеш факторов.

2) принцип дополнительности

Джордан предложил не соспоставлять Ч и М, а дополнять, т.е. все функции осущ совместно, динамическое распр ф-ий.

 

Кроме оптимального распределения функций между человеком и машиной, можно назвать следующие методы повышения надежности эргатических систем:

1 – переход к эксплуатации по ресурсу невосстанавливаемых элементов, узлов, блоков;

2 – определение оптимальных периодов замен регулировок восстанавливаемых блоков;

3 – определение периодов проверок с целью выявления скрытых отказов;

4 – определение процедуры принятия решения при эксплуатации;

5 – Определение процедуры принятия решения при эксплуатации по состоянию систем с функциональной избыточностью.


Деятельность человека м разграничить на две осн группы по характеру выполняемых человеком функций.

Физический труд. Выполнение человеком энергетических функций в системе «человек — орудие труда». Требует значительной мышечной активности. Два виды: Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая — с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории:

-Легкие физические работы (категория I) подразд на:

а) работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилием.

б) работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.

- Физические работы средней тяжести (категория II) подразд на

а) работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий.

б) работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.

- Тяжелым физическим работам (категория III)

работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.

Умственный труд. Этот труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преим напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы (управление, творчество, преподавание, наука, учеба и т. п.). Труд преподавателя — постоянный контакт с людьми, повышенная отве-ть, дефицит времени и инф. для принятия решения. Труд учащегося — память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций. При вып. человеком умственной работы при нервно-эмоц. напряжении имеют место сдвиги в вегетативных функциях: повышение кров. давления, измен. ЭКГ, увел. легочной вентиляции и потребления O2, повышение т-ры.


Система, к-рую создал человек дял создания общественно-полезного продукта, наз. эргатической. Совр эргатическая система – человеко-машинная Ч-М система.

Нагрузки на человека в ЭС.

1. Физическая и мышечная работа. Виды:

- динамическая работа больших групп мышц;

- динамическая работа малых групп мышц;

-статическая работа мышц. (Это ситуация, когда человек должен работать в определенной позе - атлетическая нагрузка).

Физическая нагрузка измеряется по энергозатратам. Этот метод лег в основу классификации. В зависимости от затрат физический труд делится на: тяжелый, средней тяжести и легкий физ. труд.

2. Умственная нагрузка, энергофизический труд.

3. Стресс - общее напряжение организма.

4. Неблагоприятные факторы окружающей Среды (высокий уровень шума и др.)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.