Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спортивная подготовка




Определение понятия «культура», понятие «культура физическая» и ее связь с общей культурой, виды физической культуры, основные понятия теории физической культуры.

Нагрузки второй и третьей тренировочной зоны можно рекомендовать Только физически подготовленным людям, не имеющим отклонений в состоя­нии здоровья.

В этой зоне совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспече­ния на фоне значительного кислородного долга. В данной зоне ЧСС перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки, т.к. приобретают значения показатели биохимических реакций крови и ее состава, в частности, количества молочной кислоты.

Более.

Общепринято, что 150 уд/мин - это порог анаэробного обмена (ПАНО). Однако у слабо подготовленных занимающихся ПАНО может наступить при ЧСС 130-140 уд/мин, что свидетельствует о низком уровне тренированности, тогда как у хорошо подготовленных спортсменов ПАНО может сдвинуться к границе - 160-165 уд/мин, что характеризует высокую степень тренированно­сти.

В этой зоне к аэробным механизмам энергообеспечения подключаются анаэробные, когда энергия образуется при распаде энергетических веществ у в условиях недостатка кислорода.

Первая тренировочная зона (аэробная) - ЧСС от 131 до 150уд/мин

При такой интенсивности нагрузки эффективного воздействия на орга­низм не происходит, поэтому тренировочный эффект может быть только у сла­бо подготовленных занимающихся. Однако в этой зоне интенсивности созда­ются предпосылки для дальнейшего развития тренированности: расширяется сеть кровеносных сосудов в скелетных и сердечной мышцах, активизируется деятельность других функциональных систем (дыхательной, нервной и т.д.).

Данный рубеж назван порогом готовности. Работа в этой зоне интен­сивности обеспечивается аэробными механизмами энергообеспечения, когда энергия в организме вырабатывается при достаточном поступлении кислорода.

Вторая тренировочная зона (смешанная) - ЧСС от 151 до 180уд/мин.

Третья тренировочная зона (анаэробная) - ЧСС от 181 уд/мин и

Исследованиями установлено, что для разного возраста тренировоч­ный эффект дает нагрузка разной интенсивности. При этом: Нижний предел интенсивности:

для лиц до 20 лет = 134 уд/мин.;для лиц до 30 лет = 129 уд/мин.;для лиц до 40 лет = 124 уд/мин.;для лиц до 50 лет =118 уд/мин.;для лиц до 60 лет =113 уд/мин.

1. Культура явл наиболее сложным феноменом в современной науке.

•Культура-это творение человека, то, что не создано в таком виде

природой. Речь идёт о преобразовании природы, её материалов и процессов в интересах развития человечества, освоения и использования природных ресурсов.

•Культура-это мера и способ развития человека. Речь идёт о всестороннем его развитии: интеллектуальном, физическом, психическом и т.д. Человек развивается в основном в пр-се деят-ти и конкретных её видов, основными из кот явл: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая.

•Культура - это качественная характеристика деят-ти чел-ка и общ-ва.

Данный подход свидетельствует, что не сама по себе деят-ть чел-ка (кот может быть и антигуманной, и криминогенной, и разрушающей), а её способы, качество, степень разумное!и и полезности характеризую! степень сё культурности.

•Культура это процесс и рез-ат хранения, освоения, разития и распространения материальных и духовных ценностей.

Каждый из указанных подходов может быть основой для определения понятия «физическая культура»

Ф1ПИЧКСКЛЯ КУЛЬТУРА - часть общей культуры, представляющая собой сов-ть ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых общ-ом в целях физич и интеллектуального развития чел-а, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни, соц адаптации путём физич воспитания, физич подготовки, физич развития.

В соц плане физичя культура представляет собой обширную область культурной деят-и общ-ва. Одна из её главных задач - активное содействие всестороннему и гармоничному развитию членов общ-ва, их преобразованию, т.е. именно то, что составляет сущность культуры в более широком плане.

Используя закономерности естественною развитая чел-ка, физич культура своими ср-ми и методами добивается новых качественных рез-ов формирования и развития таких свойств чел-ка, кот не даны ему от природы. Деят-ть в сфере физич культуры имеет как материальные, так и духовные формы выражения. Матер-ым явл рез-т воздействия на биологическую сторону чел-а - физич и функциональное состояние. Духовное выражается в рез-ах проектирующей и моделирующей деят-ти, в изменении системы ценностей людей со смещением акцентов в сторону красоты, здоровья, гармонии.

До недавнего времени выделяли 7 видов физ-ры: физическое воспитание, спорт, проф-прикладную физру, физич рекреацию, двигательную реабилитацию, фоновую физичискую культуру, адаптивную физич культуру. Однако уже давно возникла тенденция к выделению спорта в относительно самостоятельное соц-культурное явление со своей непростой структурой. В ноября 2007 года фз о физической культуре и спорте в рф было узаконено самостоятельное положение спорта. Термину «спорт» было дано след определение:

СПОРТ - сфера соц-культурной деят-ти как сов-ть видов спорта, сложившаяся в форме соревнованй и спец практики подготовки к ним.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - педагогический пр-сс целенаправленного систематического воздействия на чел-ка физич упражн-ми, естественными силами природы, гигиеническими факторами в целях укрепления здоровья, развития физич качеств, формирования и улучшения основных двигательных умений и навыков, а также связанных с ними знаний.

Целью физич воспитания явл воспитание физически совершенных людей, всесторонне подготовленных к творческому труду и защите Родины.

В процессе физического воспитания решаются след задачи:

•развитие, функционирование, совершенствование физич качеств;

•формирование двигательных умений и навыков;

•укрепление здоровья, закаливание организма, повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам проф деят-ти и условий внешней среды;

•формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию.

ПРОФ-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗ рА -вид физры, направленный на развитие физич качеств, формирование двигательных умений, навыков и спец знаний, необх-ых людям в их труде.Существование данного вида физры обусловлено наличием огромного числа различных специальностей (свыше 40 ООО), каждая из кот предъявляет свои специфические требования к работникам, а, зачастую, ещё и оказывает на них неблагоприятное воздействие. Как следствие возникает необх-ть спец физич подготовки людей к конкретной проф деят-ти. Пример: Наиболее яркими примерами профессий, в кот необходима спец физич подготовка, могут послужить следующие: космонавты, лётчики, моряки, подразделения правоохр-х органов.

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ - вид физры, предполагающий исп-ие физич упражнений и различных видов спорта в упрощённых формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого пр-а, развлечения.Занятия физич рекреацией не связаны с большой физич нагрузкой и волевыми усилиями, однако они создают хорошее настроение, самочувствие, восстанавливают умственную и физич работоспособность. Пример: Оздоровительная ходьба, бег трусцой, подвижные игры, туризми т.д.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ - вид физ ры, представляющий собой целенаправленный пр-сс исп-я физич упражнений для восстановления функций организма после заболеваний, травм, переутомления и др.

Основными средствами двигательной реабилитации явл лечебная гимнастика, дозированные бег и ходьба.

ФОНОВАЯ ФИЗИЧ КУЛЬТУРА - средства физры, включенные в рамки повседневного быта.Ср-ми фоновой физич культуры, в частности, явл: утренняя гимнастика, прогулки, езда на велосипеде на недалёкие расстояния, физич упр-я в режиме дня, не связанные с большой физич нагрузкой, и т.п.

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧ КУЛЬТУРА вид физры, направленный на адаптацию инвалидов и лиц с ограниченными возм-ми здоровья к физич и соц условиям окр среды путём исп-я комплекса эффективных средств двигательной реабилитации.От двигательной реабилитации АФК отличается, во-первых, целевой установкой на привлечение к занятиям физич культурой по возм-ти большего количества участников, во-вторых, значительным объемом спортивных игр и рекреативных мероприятий.

Понятия: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - естественный пр-сс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма чел-ка в течение его жизни .Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях: 1) как процесс, происходящий в организме чел-ка в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физры; 2) как состояние- это комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических качеств, необходимых для жизнедеят-и организма.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – пр-сс формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств человека.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ - уровень сформированности двигательных умений и навыков, развития физич качеств.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО - высшая степень сформированности двигательных умений и навыков, развития физических качеств.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВАННОСТЬ - состояние систем организма (костно-мышечной, эндокринной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и др.) и их реакция на физическую нагрузку.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ - уровень сформир-ости физических и психических качеств чел-ка для решения жизненных и проф задач.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - двигательная деят-ть чел-а, обеспечивающая его физическое и психическое развитие.

ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ - естественные формы проявления двигательной активности (ходьба, бег, плаванье, лазанье, ползанье, метание и т.п.), обеспечивающие целенаправл-ю активную деят-ть чел-ка в природной среде.

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА - комплекс морфологических и психофизиологических свойств чел-ка, отвечающих требованиям к-л вида мышечной деят-ти и обеспечивающих эффективность Её выполнения.- сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - движения или действия, используемые для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств.

ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ учебный процесс, в рамках кот чел-к овладевает системой ценностей и знаний в области физич культуры.

'ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – сов-ть форм и способов повседневной жизнедеят- чел-ка, основанная на нормах и ценностях здоровья и укрепляющая адаптационные возможности организма.

2СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА - это целенаправленный учебный про­цесс подготовки спортсмена для достижения конкретных спортивных результа­тов.

В настоящее время принято различать спорт высших достижений и мас­совый спорт:

Цель спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Цель массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое со­стояние, способствовать активному отдыху.

Структура спортивной тренировки идентична в спорте высших дости жений и в массовом спорте.

Компоненты спортивной тренировки:

• Техническая подготовка - процесс освоения спортсменом техники движений конкретного вида спорта.

В структуру технической подготовки входят базовые и дополнительны!

движения:

- к базовым относятся движения и действия, составляющие ос нову данного вида спорта

- к дополнительным относятся второстепенные движен!* и РТВИЯ, которые не нарушают рациональности, характерны и необход1||МЬ ншкретного спортсмена. ^

• Физическая подготовка как часть спортивной тренировке в чередь, также делится на общую физическую подготовку спортсмена 11 с1 iii.imo физическую подготовку.,^1 В данном случае ОФП представляет собой процесс всесторон <ег\ Щи им физических качеств, не специфичных для избранного вида crW1 ■ом пвливающих успех спортивной деятельности. щ, Пример:

в процессе общей физической подготовки гимнастов чт,1 над развитием всех качеств, но больше внимания уделяется рг',зв1 \прдинации и гибкости, меньше - развитию общей выносливости. I <| шнные дистанции, наоборот, значительное место отводится упр^'щ I На развитие общей выносливости, меньше - гибкости и координации щ Средствами ОФП спортсмена являются упражнения из своего ^дгч, дои спорта.

СФП направлена на развитие физических качеств, отвечающих* с\ р избранного вида спорта. При этом она ориентирована на макс?||М£ Ииожпую степень их развития. ^ Задачи СФП: ц Ра житие физических качеств, необходимых для конкретного вида егтор1 Повышение функциональных возможностей органов и систем, опг?еде (Них успех спортсмена в избранном виде спорта.

in не способности к проявлению имеющегося функционального п'щ Пиита в специфических условиях соревновательной деятельности.

Пример: и У пловцов максимальное потребление кислорода (М$Ю фвртных нагрузках в лабораторных условиях составляет в сре^*е f/мин, а при плавании с соревновательной скоростью - 46 мл/кг/\№1% \65%от МПК. Тк рмпрование телосложения спортсменов с учётом требований ког#Рс<

> | • i ниной дисциплины.

Пример:,j Показатели телосложения (рост, вес, конституция) у г$егк специализирующихся в беге на разные дистанции (пр.. короткие- ' tilh правило, значительно отличаются между собой.

• Тактическая подготовка - процесс овладения спортивной такти­кой и формирования тактического мастерства в избранном виде спорта.

Спортивная тактика - это совокупность форм и способов ведения спор­тивной борьбы в условиях соревнований.

Различают:

индивидуьную тактику Пример:

А) в лёгкой атлетике, лыжах «рваная тактика», активная и пассивная тактика (умышленное предоставление инициативы сопернику); Б) игра один на один в баскетбол.

 

 

Пример:

А) взаимодействие двух-трёх игроков в командных видах спорта (пр., атака в футболе, волейболе, баскетболе);

Б) «сыгранные» комбинации (пр., розыгрыш штрафного в фут­боле).

А) тактика команды в нападении или защите: зонная (каждый отвечает за свою зону) и личная (каждый игрок играет со «своим» игроком).

Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязать сопернику свою тактику во время соревнования.

Пример:

При беге на средние дистанции бегун с более высоким уровнем спринтерских качеств будет стремиться замедлить пробегание всей дистан­ции, чтобы коротким быстрым финишным рывком добиться победы.

• Психологическая подготовка - процесс формирования таких пси­хических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспе­чивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную.

Общая психологическая подготовка направлена на развитие и совершен­ствование у спортсменов психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий спортом вообще. Этот вид психологической подготовки называют ещё морально-волевой подготовкой. Сюда относят развитие:

целеустремленности (способности четко определять ближай­шие и перспективные цели и задачи);

решительности и смелости (разумного риска в сочетании с об­думанностью решений);

настойчивости (стремления достичь намеченной цели);

самообладания и выдержки (способности управлять своими мыслями и поступками в условиях эмоционального возбуждения);

инициативности;

- самостоятельности. Специальная психологическая подготовка направлена на развитие и со-Ирщенст вовапис у спортсменов именно тех психических функций и качеств, | оюрые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта. Пример:

для занимающихся спортиграми необходимыми психологиче­скими качествами являются: коммуникабельность, способность к сотрудни-

ЩЁСтву, эвристические способности (предвосхищение, тактическое чутьё);

Б) для занимающихся гимнастикой - артистичность, сенсорно-моторные качества, самообладание;

для занимающихся единоборствами - смелость, способность

К принятию решений, психическая выносливость, эвристические способности,

ШЩсорно-моторпые качества.

В спорте высших достижений выделяют также психологическую подго-Нрку. направленную, главным образом, на формирование у спортсмена психо-ДОгнчсскоп готовности к участию в конкретном соревновании

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.