Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы производства и их развитие. Проблема экономической эффективности и методы измерения




Функционирование предприятий и домашних хозяйств основано на использовании факторов производства и получении от них доходов. Под факторами производства понимаются особо важные элементы или объекты, которые оказывают решающее воздействие на возможность и результативность хоздеятельности. Маржиналистская (неоклассическая) теория выделяет четыре группы факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. Земля рассматривается как естественный фактор, природное богатство и первооснова хоздеятельности. Здесь из материального фактора выделяются в особый фонд природные условия. При этом термин "земля" охватывает все полезности, которые даны природой и над предложением которых человек не властен (земля, водные ресурсы, полезные ископаемые). В отличие от других факторов производства ЗЕМЛЯ обладает ограниченностью. Вследствие этого можно говорить о законе убывающей отдачи в количественном выражении или убывающей доходности. Человек может воздействовать на плодородие земли, но это воздействие не безгранично. Непрерывное приложение труда и капитала к земле, к добыче полезных ископаемых не будет сопровождаться пропорциональным ростом отдачи. Труд представлен интеллектуальной и физической деятельностью человека, совокупностью способностей личности, обусловленной общим и профессиональным образованием, навыками, накопленным опытом. Под трудом как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хоздеятельности с целью произвести полезный результат. Капитал рассматривается как совокупность средств труда, которые используются в производстве товаров и услуг. В одних случаях капитал отождествляется со средствами производства (Д. Рикардо), в других - с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом. А. Смит рассматривал капитал как накопленный труд, К. Маркс - как самовозрастающую стоимость, как общественное отношение. Капитал можно определять и как инвестиционные ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг и их доставке потребителю. Капитал ассоциируется со способностью тех или иных ценностей приносить доход. Вне движения и средства производства и деньги представляют собой мертвые тела. Предпринимательская деятельность рассматривается как специфический фактор производства, сводящий воедино все другие факторы и обеспечивающий их взаимодействие через знание, инициативу, смекалку и риск предпринимателя в организации производства. Это особый вид человеческого капитала. Предпринимательская деятельность по своим масштабам и результатам приравнивается к затратам высококвалифицированного труда. Предприниматель - неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства.

 

 

70. Фирма и общество – социальная ответственность бизнеса в современном мире

Социальная ответственность бизнеса — способность к социальному взаимодействию власти, бизнеса и общества, причем потребность в их социальном взаимодействии не предопределяется изначально. Э.Карнеги сформулировал два основных положения, на которых основывается понятие социальной ответственности. Первое — принцип благотворительности, второе — принцип служения. В конце 60-х — начале 70-х годов XX в. в США, Великобритании, Японии и Германии стала формироваться концепция социально ответственного бизнеса. В наиболее общем виде она раскрывается так: бизнес должен не только заботиться о прибыли и уплате налогов, которые распределяются государством на решение социально значимых проблем, но и разделить с обществом ответственность за социальную несправедливость, экономическое неравенство и экологические проблемы, участвуя в экономической адаптации социально незащищенных слоев населения, в охране окружающей среды. Тогда же возник широкий спектр подходов к трактовке и оценке концепции социально ответственного бизнеса. С одной стороны, это теория корпоративного альтруизма - корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни людей, с другой теория корпоративного эгоизма (М. Фридман, Д. Хендерсон) - бизнес ответствен только за увеличение дохода своих акционеров. Между этими крайними позициями также имеются: теория просвещенного эгоизма - расходуя на социальные и благотворительные программы, корпорация, уменьшая текущую прибыль, задает благоприятную социальную среду для устойчивой прибыли в будущем; теория социально ответственного поведения - стремление бизнеса повысить свой социальный статус посредством осуществления благотворительных и социальных программ. Между представителями указанных концепций идет острая полемика. Понятие социальной ответственности бизнеса трактуется как добровольный вклад (связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума) в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах. Другие рассматривают социальную ответственность как настоятельную необходимость для корпораций осуществлять в рамках существующей экономической системы операции, которые отвечали бы интересам и потребностям различных социальных кругов и организаций. Все эти позиции правомерны и отражают разные аспекты сложного процесса взаимосвязи общества, государства, политики и бизнеса. Социальная ответственность с одной стороны выступает как определенные ожидания общества по отношению к собственникам, производственным структурам, с другой – как осознание ими своего долга перед обществом, индивидом за свои действия и их социальные последствия. Концепция социально ответственного бизнеса рассматривает взаимодействие бизнеса, общества и государства в общем и целом, тогда как понятие корпоративной социальной ответственности (КСО) можно трактовать как операционализацию общей концепции.
71. Фирма как объект микроэкономического анализа. Цели и функции фирмы

В микроэкономическом анализе главным объектом является фирма (предприятие), т.к. в современной экономике именно фирмы производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека. Конечной целью деятельности фирмы в условиях совершенной конкуренции является упрочение ее позиций на рынке прежде всего за счет максимизации прибыли. В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми установками фирмы, такими, как максимизация валовой выручки (продаж) при обеспечении удовлетворительного объема чистой выручки (прибыли); максимизация темпов роста продаж; выход на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка. Целевая установка предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия. Минимизация убытков является оборотной стороной максимизации прибыли как одной из целей деятельности предприятия. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Однако следует отметить, что, будучи ориентированной на высокий положительный результат, в краткосрочном плане фирма может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях (недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, возникновение убытков), возникновение которых напрямую связано с рисками предпринимательской деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.